Закрыть
Ваш браузер устарел!
Для корректного отображения сайта рекомендуем Вам установить современный веб-браузер
Предлагаем Вам список последних версий наиболее популярных веб-браузеров:
Комплексный подход к решению задач предприятия
16+
Задачи управления
Рассылка новостей:

Статья

Учетная политика государственных и муниципальных учреждений. Применение "1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8": ответы на вопросы слушателей семинара "1С:Консалтинг"

По материалам сайта БУХ.1С - 15.05.2014

В период с 14 октября 2013 года по 16 июня 2014 года более 70 партнеров фирмы "1С" в 50 городах России при методической поддержке фирмы "1С" проводят очередной семинар-тренинг "Учетная политика государственных и муниципальных учреждений на 2013-2014 г. Применение "1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8". Предлагаем вам подборку ответов на вопросы, отзывы слушателей и фоторепортажи с этого семинара.

В программе семинара:

  • Правила формирования Учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета:
    • составление рабочего плана счетов;
    • формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского и налогового учета;
    • порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств и оформление ее результатов;
    • внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского и налогового учета и составления бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности.
  • Вопросы ведения бухгалтерского учета
  • Вопросы ведения налогового учета
  • Обзор изменений законодательства в 2013-2014 г.
  • Реализация Учетной политики казенного, бюджетного, автономного учреждения, организация внутреннего контроля на практических примерах в "1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8"
  • Ответы на вопросы слушателей

По предварительным данным, оперативно полученным от партнеров «1С», в регионах семинар посетили более 1500 слушателей.

По предварительным данным наибольшее количество слушателей в городах России собрали семинары, проведенные фирмами:

«НордИС» (г. Архангельск) - 160 чел., «ИНФОРМПОВОЛЖЬЕ» (г. Нижний Новгород) - 98 чел., «АСПЕКТ» (г. Вичуга) - 66 чел., Компания «РИЦ» (г. Екатеринбург) - 60 чел., НПФ «Компьютерная бухгалтерия» (г. Ростов-на-Дону) - 30 чел., «Аксиома» (г. Абакан) - 30 чел., «КОЛА ДИГЕСТА» (г. Апатиты)- 29 чел., «Инфо-Комплекс» (г. Курск) - 26 чел.

Методическая поддержка участников семинара

К семинарам, независимо от того, где они проводятся, предъявляются одинаковые требования по методическому обеспечению участников, по тематическому наполнению и полноте раскрытия рассматриваемых вопросов. Всем слушателям семинара предоставляются методические материалы фирмы «1С», в которых отражены материалы выступлений и практические примеры.

oblogka.jpg

В пособии проанализированы вопросы применения учетной политики в практике ведения учета государственными и муниципальными учреждениями. На основании анализа предложены формулировки отдельных положений учетной политики, актуальных для большинства учреждений вне зависимости от их типа.

В первом и втором разделах пособия приводится перечень нормативных документов, регулирующих правила формирования учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета, а также общие требования к порядку формирования учетной политики государственных и муниципальных учреждений.

В третьем, четвертом и пятом разделах рассматриваются организационная и методологическая часть учетной политики в части бухгалтерского (бюджетного) учета и для целей налогообложения.

Шестой раздел пособия посвящен вопросам реализации учетной политики и организации внутреннего контроля в программе «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» для казенных, бюджетных и автономных учреждений на конкретных практических примерах.

Представленные в настоящем пособии рекомендации будут полезны в повседневной практической работе и помогут вести качественный бухгалтерский (бюджетный) и налоговый учет с применением программного продукта «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8».

Ответы на вопросы слушателей семинара

Как показывает практика, у бухгалтеров много вопросов, которые возникают в их повседневной работе, на все эти вопросы можно получить ответы на семинаре «Учетная политика государственных и муниципальных учреждений на 2013-2014г. Применение «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8».

С некоторыми ответами на вопросы слушателей предлагаем Вам ознакомиться.

В методическом пособии для слушателей семинара по «Учетной политике» есть таблица, где указано, что по счету 21 нужно распечатывать многографные карточки в обязательном порядке. Можно ли вести эти карточки в электронном виде, если объем данных достаточно большой?

Многографная карточка является регистром бухгалтерского учета. Регистры бухгалтерского учета можно вести как на бумажных носителях, так и в электронной форме.

Электронная форма ведения и хранения регистров бухгалтерского учета предусматривает наличие и использование в учреждении электронной подписи (п.6 ст.10 Закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», абз.2 п.10 Инструкции № 157н). При отсутствии ЭП хранение регистров в электронной форме не допускается, вывод регистра на бумажные носители обязателен. Периодичность вывода на бумажные носители регулируется положениями учетной политики учреждения, но не реже периодичности, установленной для составления и представления субъектом учета бухгалтерской отчетности, формируемой на основании данных соответствующих регистров бухгалтерского учета (абз.3 п.19 Инструкции № 157н).

Вопрос распределения общехозяйственных расходов (коммунальных, услуг связи и пр.), которые нет возможности отнести к расходам только по КФО 4 или 2, и возможность признания распределенных на КФО 2 расходов к расходу при расчетах налога на прибыль.

В письмах от 01.10.2012 № 03-05-05-01/ 57 и от 18.04.2013 № 03-03-06/4/13345 позиция Минфина понятна: порядок распределения, установленный ст. 272 Налогового кодекса, применяется только в отношении расходов, произведенных для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, и распределять ничего мы не можем и к вычету принять тоже, но в тоже время письма носят рекомендательный характер.

Ввиду того, что законодательно на 2013 год это никак не было закреплено (№ 83-ФЗ отменил действие статьи 321.1 НК, а с 1 июля 2012 утратила действие и 331.1 статья), учреждения на свой страх и риск прописали в Учетной политике на 2013 год кроме перечня экономически обоснованных расходов, которые будут покрываться только за счет субсидии (4), и перечня расходов, которые будут покрываться только за счет средств от деятельности, приносящей доход(2), еще и общехозяйственные (накладные) расходы, которые нет возможности отнести к виду деятельности 2 или 4, и их распределение исходя из фактически начисленных доходов в заданном налоговом периоде по формуле:

Ронсi = Ронi х К

К = Д / (С + Д)

где:

Ронсi - сумма i-го общехозяйственного (накладного) расхода, принимаемого для определения налогооблагаемой базы;

Ронi - i-й общехозяйственный (накладной) расход;

К - коэффициент распределения;

С - фактический объем оказанных государственных услуг (норматив затрат на государственную услугу, умноженный на объем выполненных государственных услуг за первый квартал 2013 года);

Д - начисленные доходы по предпринимательской деятельности за первый квартал 2013 года.

Уже конец 2013 года и до сих пор вопрос остается открытым.

Однако в статье «Финансового справочника бюджетной организации» №10 за 2013 "Распределять или нет - вот в чем вопрос" написано, что у нас нет права распределять и принимать к вычету. Получается, что стандартное образовательное (или еще хуже медицинское) бюджетное/автономное учреждение, которое оказывает платные услуги, находится в условиях менее выгодных, чем коммерческое, просто потому, что оно никак не может доказать, что именно такой объем коммунальных услуг или амортизации ОС оно решило связать и уплатить по 2? Но ведь эти расходы тоже присутствуют в процессе оказания платных услуг (используемых как по деятельности по гос. заданию, так и по внебюджету).

Порядок распределения общехозяйственных и накладных расходов в бухгалтерском учете регулируется нормативными актами для учреждений гос.сектора. Наиболее детально порядок распределения описан в приказе Минфина РФ и Министерства экономического развития РФ от 29 октября 2010 г. № 137н/527 - для федеральных учреждений. Для учреждений субъектов РФ и муниципальных образований необходимо руководствоваться нормативными актами соответствующего уровня, составленными на основании Комплексных рекомендаций органам исполнительной власти.

Приведенная Вами формула распределения соответствует:

1) п. 135 Инструкции № 157н - распределение пропорционально объему выручки от реализации продукции (работ, услуг);

2) пропорционально объему оказываемых государственных услуг в случае, если государственные услуги, оказываемые учреждением, имеют одинаковую единицу измерения объема услуг (чел., тыс.чел, посещений и т.д.), либо могут быть приведены в сопоставимый вид (например, если одна государственная услуга измеряется в чел., а другая в тыс. чел., то единицы изменения первой государственной услуги могут быть переведены в тыс. чел. путем умножения объема соответствующей государственной услуги на 1000).

Конкретная формула для распределения описывается учреждениями в учетной политике.

В части налогового учета по налогу на прибыль предусмотрено деление только на прямые, косвенные и внереализационные расходы. Причем распределению подлежат только прямые затраты (ст. 318, 319 НК РФ), косвенные учитываются в расходах текущего периода полностью.

Статьи НК РФ, ранее предусматривавшие распределение отдельных видов расходов, утратили силу.

Основными критериями признания расходов в НУ являются:

1) экономическая обоснованность;

2) документальное подтверждение;

3) направленность на получение дохода.

Деятельность учреждений, финансируемых за счет субсидий из бюджета, на получение дохода не направлена. Следовательно, суммы расходов, оплаченных за счет субсидий (КФО 4), для целей налогообложения не принимаются. Причем не учитываемые по этому критерию расходы должны определяться не по приведенной Вами формуле, а согласно Плану ФХД учреждения (в сумме средств, запланированных на оплату коммунальных услуг за счет предоставляемых учреждению субсидий).

Формула может быть признана только с целью определения экономической обоснованности расходов, оплаченных за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Таким образом, в составе расходов для целей исчисления налога на прибыль организаций учреждение может учесть коммунальные расходы только в наименьшей из сумм:

1) не подлежащие оплате за счет субсидий;

2) фактически оплаченные за счет приносящей доход деятельности;

3) экономически обоснованные согласно расчету по формуле, предусмотренной учетной политикой учреждения для целей налогообложения.

В отношении приведенных Вами ссылок на письма Минфина и статьи в прессе.

1. Письмо Минфина 03-05-05-01/ 57 от 01.10.2012 упоминает о распределении расходов на основании п.1 ст. 272 НК РФ, указывая на то, что такое распределение требуется налогоплательщику только в случае ведения им видов предпринимательской деятельности, для которых установлен разный режим налогообложения. В остальных случаях распределение не применяется, следует руководствоваться общими критериями. Данное письмо не говорит о том, что соответствующие критериям расходы принять для налога на прибыль нельзя! (Рекомендуем внимательно ознакомиться с текстом письма).

2. Письмо 03-03-06/4/13345 от 18.04.2013 также указывает на то, что пропорциональное распределение затрат между коммерческой и некоммерческой деятельностью не применяется. Следовательно, руководствоваться нужно только общими критериями.

3. Любая публикация в прессе, не являющаяся официальной публикацией нормативного акта, юридической силы не имеет. В отличие от писем Минфина, подписанных уполномоченными на то представителями органов исполнительной власти и министерств, статьи в различных изданиях не могут носить даже рекомендательного характера. Это не более чем экспертное заключение автора.

Текст данного ответа на Ваш вопрос также является экспертным заключением. В качестве обоснования Вашей позиции могут быть использованы только ссылки на нормативные акты, приведенные в данном ответе.

Как можно распечатать рабочий план счетов из 1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»? Мы стали распечатывать его и увидели, что в рабочем плане счетов не хватает счетов из пятого раздела, причем санкционирование расходов в организации ведется. Опытным путем выяснили, что если заводить проводки по 500-сотым счетам Операцией вручную, то в рабочем плане счетов этот счет отражается, если же заводить документом Бюджетные данные ПБС, то в рабочем плане счетов этот счет не учитывается. Что можно сейчас посоветовать пользователям?

Печатная форма списка рабочих счетов формируется на основании данных регистра сведений «Рабочие счета». Записи в регистр вносятся в процессе ввода «ручных» операций и большинства документов. Документ «Бюджетные данные ПБС» рабочих счетов не формирует, поскольку оперирует не рабочими счетами, а непосредственно бюджетной классификацией.. Необходимые для печати Рабочего плана счетов рабочие счета раздела 5 ЕПСБУ можно внести в регистр «вручную» с помощью формы ввода записей по кнопке «Добавить» в регистре «Рабочие счета» (меню «Бухгалтерский учет» → «План счетов» → «План счетов (ЕПСБУ)», закладка «Рабочие счета»).

На семинаре говорилось о том, что ведение бухгалтерского учета руководитель должен возложить на главного бухгалтера либо заключить договор об оказании услуг. Для государственного сектора это должно быть также государственное учреждение. У нас такая ситуация: мы казенное учреждение, заключили договор с бухгалтером, являющимся ИП, вид деятельности по ОКВЭД -74, оказание бухгалтерских услуг. Имеет ли право наше казенное учреждение заключить договор на оказание бухгалтерских услуг с ИП?

Деятельность казенных учреждений регулируется положениями БК РФ.

До 14 мая 2013 г. действовала прошлая редакция ст. 162 БК РФ «Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств», в которой оговаривалось, что ПБС ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии). Причем подразумевалась такая передача на безвозмездной основе.

14 мая 2013 г. вступили в силу изменения, внесенные в БК РФ Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 104-ФЗ. Порядок передачи функций ведения бухгалтерского учета теперь описан в ст. 161 «Особенности правового положения казенных учреждений», в которую этим же законом добавлен п. 10.1 «Казенное учреждение на основании договора (соглашения) вправе передать иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности».

В свою очередь, Инструкция № 157н содержит п. 5, согласно которому руководитель учреждения вправе ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности передать в соответствии с законодательством Российской Федерации по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии).

Из приведенного выше следует, что КУ вправе передавать ведение учета:

  • учреждениям,
  • организациям (централизованным бухгалтериям).

О возможности передачи ведения учета ИП в нормативных актах ничего не сказано. Равно как и не определено, какие организации признаются централизованными бухгалтериями.

На семинаре Вы сказали, что аутсорсинг бюджетного учёта может быть только в виде ЦБ (к примеру, управление образования ведёт учёт по подведомственным школам и садикам).

На это указывает п.5 Инструкции № 157н «Руководитель учреждения вправе ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности передать в соответствии с законодательством Российской Федерации по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии)».

«... другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии)»

«Учреждение» - полностью согласен, термин сопряжён исключительно с организациями государственного сектора.

Термин «Организации» может относиться к коммерческому сектору. Перечень организаций ограничен централизованными бухгалтериями, но, в таком случае, необходима трактовка термина «централизованная бухгалтерия».

Возможно, что где-то указано, что к централизованным бухгалтериям относятся только организации государственного сектора. Если нет, то коммерческая организация, именуемая ООО «Централизованная бухгалтерия г. N» будет выполнять требования п.5 ПМФ №157н.

Хотелось бы узнать Вашу позицию по данному вопросу.

Вы совершенно правильно заметили, что по данному вопросу может быть озвучена только позиция.

Состояние законодательства сейчас таково, что официальная точка зрения по нему еще не выработана.

До 14 мая 2013 г. действовала прошлая редакция ст. 162 БК РФ «Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств», в которой оговаривалось, что ПБС ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии). Причем подразумевалась такая передача на безвозмездной основе.

14 мая 2013 г. вступили в силу изменения, внесенные в БК РФ Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 104-ФЗ. Порядок передачи функций ведения бухгалтерского учета теперь описан в ст. 161 «Особенности правового положения казенных учреждений", в которую этим же законом добавлен п. 10.1 "Казенное учреждение на основании договора (соглашения) вправе передать иной организации (централизованной бухгалтерии) полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности».

Таким образом, БК РФ уже не ограничивает выбор централизованной бухгалтерии исключительно из числа государственных (муниципальных) учреждений.

При этом само понятие централизованной бухгалтерии в законодательстве не определено. В настоящее время лишь приведена в соответствие с Федеральным законом № 83-ФЗ ситуация - централизованные бухгалтерии получили статус либо самостоятельных учреждений, либо структурных подразделений других государственных (муниципальных) учреждений.

Право заключать соглашения с коммерческими организациями в качестве централизованных бухгалтерий для ведения бюджетного учета, с одной стороны, прослеживается в законодательстве все более четко (см. также Проект стандарта "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе")

С другой стороны, практика осуществления контрольных мероприятий в этом случае отсутствует. Кроме того, коммерческая организация осуществляет деятельность на платной основе, для оплаты ее услуг должны быть выделены ЛБО.

Также следует обратить внимание на абз.2 п. 6 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина РФ от № 191н (с учетом изменений и дополнений). В нем оговариваются правила подписания бюджетной отчетности в случае, если полномочия по ведению бюджетного учета переданы иному государственному (муниципальному) учреждению. В отличие от аналогичной ситуации, описываемой п. 5 Инструкции № 33н, передача полномочий по ведению учета и составлению отчетности участниками бюджетного процесса иным организациям не предусматривается.

Таким образом, в сложившейся ситуации формальные запреты на аутсорсинг бухгалтерского учета коммерческими организациями отсутствуют. В отношении бюджетного учета и отчетности остаются ограничения в соответствии с требованиями Инструкции № 191н.

 Посмотреть ответы на вопросы слушателей и фоторепортажи с семинаров Вы можете на сайте БУХ.1С


НАВЕРХ

 
+7(495)681-37-63
+7(495)737-92-57
123056, Россия, Москва, а/я 58, ул. Селезневская, 21