Саратовский государственный медицинский университет им. В. И. Разумовского построил корпоративную медицинскую информационную систему на базе продуктов «1С:Медицина. Больница» и «1С:Медицина. Больничная аптека». Автоматизированы учет и организация профилактики заболеваний, включая проведение диспансеризации, профилактических медицинских осмотров. Разработаны единые формы электронных медицинских документов, в соответствии с требованием действующего законодательства, а также требованиям к СЭМД ЕГИСЗ. Автоматизировано формирование форм статистического учета и отчетности в сфере здравоохранения. Выросла эффективность исполнения процессов медицинских подразделений, путем сокращения непроизводительных и дублирующих операций, выполняемых «вручную». Улучшилось качество принмаемых управленческих решений.
Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского был основан в 1909 году. За время своего существования университет стал одной из крупнейших медицинских школ России. В СГМУ обучаются более 7000 студентов, в том числе свыше 500 иностранных граждан более чем из 50 стран ближнего и дальнего зарубежья. Собственная солидная клиническая база позволяет университету оказывать специализированную высокотехнологичную медицинскую помощь. Мощность клинического центра СГМУ составляет 1800 коек.
Цели проекта:
- повысить качество оказания медицинской помощи за счет оперативного получения документов в электронном виде;
- повысить прозрачность оказания медицинской помощи;
- контролировать объемы оказания медицинской помощи;
- обеспечить возможность получения оперативной отчетности.
Задачи проекта:
- автоматизировать деятельность медицинских подразделений;
- обеспечитьь интеграцию с ЕГИСЗ МЗ РФ.
В четырех из пяти клиник ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И.Разумовского Минздрава России была установлена Федеральная типовая медицинская информационная система, разработанная по заказу МЗ и внедренная в 2012 году, у которой отсутствовала поддержка и возможность доработок, в том числе отсутствовала возможность интеграции с ЕГИСЗ.
Каждая клиника работала в собственной локальной базе, что не позволяло передавать сведения о лечении пациентов в другие клиники ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И.Разумовского Минздрава России. Не было возможности формирования сводной отчетности, единого подхода к ведению истории болезни пациента и единых справочников. Отсутствовала единая архитектура построения информатизации медицинского блока — не было автоматизации складского учета, лабораторий.
Медицинские работники, совмещающие деятельность в нескольких подразделениях, были вынуждены использовать отдельные учетные записи и повторно создавать шаблоны документов на каждом из рабочих мест. В одной из клиник была установлена самостоятельно разработанная система на базе технологической платформы «1С:Предприятие», версии 8.2, представляющей собой совокупность склада аптечной организации с возможностью заведения карт пациентов и ведения персонифицированного учета в разрезе номенклатуры и учета проведённых операций.
Медицинская информационная система построена на базе решения «1С:Медицина. Больница» и «1С:Медицина. Больничная аптека». Автоматизированы следующие функции:
- Ведение электронной медицинской карты пациента.
- Организация профилактики заболеваний, включая проведение диспансеризации, профилактических медицинских осмотров.
- Автоматизированное формирование форм статистического учета и отчетности в сфере здравоохранения.
- Формирование счетов (реестра счетов) за оказанную медицинскую помощь.
- Учет платных медицинских услуг.
- Управление коечным фондом.
- Мониторинг и управление потоками пациентов (эле.ктронная регистратура).
При содействии отдела медицинских информационных технологий, командой, развернуто:
- 2 веб-сервера на базе Microsoft IIS;
- 4 сервера «1С:Предприятия» на операционной системе Microsoft Windows 2016;
- 3 сервера баз данных PostgreSQL на операционной системе Linux, в том числе для организации тестового контура;
- а также сервер хранилища конфигурации для автоматизации деятельности разработки.
С использованием GPO реализована отправка пользователям списков доступных баз данных.
Основная часть пользователей использует тонкие клиенты, подключающиеся через PXE к терминальным серверам. Также имеются клиенты на Windows 7 и Windows 10 на которых организовано обновление клиента через веб-сервис.
Через механизм веб сервисов «1С:Медицина. Больница» была интегрирована с «1С:Медицина. Больничная аптека» и веб-сайтом организации для электронной записи на прием на базе «1С-Битрикс: Управление сайтом» в типовой конфигурации.
В рамках ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И.Разумовского Минздрава России на старте проекта были развёрнуты 5 клиник, оказывающие медицинскую помощь в условиях стационара по более 50 профилям, в том числе травматология и ортопедия, нейрохирургия, онкология, гематология, офтальмология (выполняют около 20000 операций ежегодно). На момент запуска проекта развернуто 1800 штатных коек, подразделения расположены в разных районах города. Обеспечена возможность реализации услуг в рамках ДМС около 3000 человек, проведения профосмотров для студентов и юридических лиц (в объеме 9000 студентов + 2000 иностранцев + 10000 человек с предприятий и сотрудники).
Дополнительным вызовом стало объединение двух структурных подразделений и проведение реорганизации структуры Клинического центра, но совместными усилиями проектной команды работы по реорганизации прошли не заметно для конечных пользователей.
- Благодаря усилиям команды, как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя, была успешно внедрена медицинская информационная система для решения задач по переходу на электронный медицинский документооборот.
- Автоматизированы учет и организация профилактики заболеваний, включая проведение диспансеризации, профилактических медицинских осмотров.
- Разработаны единые формы электронных медицинских документов, в соответствии с требованием действующего законодательства, а также требованиям к СЭМД ЕГИСЗ.
- Автоматизировано формирование форм статистического учета и отчетности в сфере здравоохранения.
- Повышена эффективность исполнения процессов медицинских подразделений, путем сокращения непроизводительных и дублирующих операций, выполняемых «вручную», оптимизации информационного взаимодействия участников процессов.
- Повышено качество принятия управленческих решений за счет оперативности представления, полноты, достоверности и удобства форматов отображения информации.
- Автоматизирован учет платных медицинских услуг и возможность формирования счетов (реестра счетов) за оказанную медицинскую помощь.
- Благодаря быстрому поиску, оформлению документов и запуску электронной регистратуры значительно снизились очереди в амбулаторном звене.
- Автоматизировано взаимодействие с федеральной системой мониторинга оказания высокотехнологичной медицинской помощи, что значительно сократило время обработки получаемой информации и принятия решения о дальнейшей госпитализации пациента.