Северо-Кузбасская энергетическая компания построила информационную систему на базе решения «1С:Биллинг». Новая система позволяет использовать всю накопленную информацию о ходе предоставления услуг и взаиморасчетов с потребителями, централизованно вести справочники, использовать единые регламенты и алгоритмы работ, что в свою очередь обеспечивает оперативное формирование сводной управленческой отчетности. В результате в 2 раза сократилось время обработки первичной информации, а время получения сводной отчетности уменьшилось на 50%.
ОАО «Северо-Кузбасская энергетическая компания» (СКЭК) основана в 2003 году с целью формирования новых подходов к системе управления жилищно-коммунальными активами. В состав СКЭК входят семь филиалов. Основными направлениями деятельности являются услуги ХВС, водоотведения и очистки сточных вод, услуги теплоснабжения и ГВС.
Цели проекта:
- повысить прозрачность и управляемость процессов сбыта тепловой энергии, теплоносителя, горячей воды, пара и вентиляции физическим и юридическим лицам;
- повысить качество и оперативность принятия решений за счет автоматизации бизнес-процессов и предоставления средств контроля и отчетности.
Задачи поекта:
- создать единую информационную базу данных предприятия, позволяющую использовать всю накопленную информацию о ходе производственного процесса;
- формализовать общий цикл сбыта тепловой энергии, теплоносителя, горячей воды, пара и вентиляции от момента заключения договора теплоснабжения с контрагентом — физическим или юридическим лицом, до момента расчета фактических объемов потребления тепловой энергии, теплоносителя, горячей воды, пара, вентиляции.
До внедрения информационной системы в компании отсутствовала единая информационная база и единая учетная методология отраслевых бизнес-процессов. Учет по 5 абонентским отделам велся в разных информационных базах, был основан на различных алгоритмах начислений. Процесс сбора оперативной, аналитической, статистической и управленческой отчетности требовал больших трудозатрат и практически полностью осуществлялся вручную.
Информационная система построена на базе решения «1С:Биллинг».
Автоматизированы следующие бизнес-процессы:
- Договорная работа.
- Учет многоквартирных домов, жилых и нежилых помещений, мест общего пользования.
- Учет точек учета, и узлов учета.
- Учет приборов учета.
- Регистрация показаний и расходов приборов учета.
- Регистрация нормативов потребления коммунальных услуг, включая нормативы на общедомовые нужды.
- Регистрация тарифов.
- Учет полезного отпуска тепловой энергии, теплоносителя, горячей воды и холодной воды, и водоотведения, в том числе с учетом схем расчета.
- Расчет и регистрация полезного отпуска на общедомовые нужды.
- Взаиморасчеты с контрагентами — физическими лицами.
- Корректировка начислений (в том числе ручная корректировка начислений по основаниям, предусмотренным законодательством).
- Интеграция с внешними информационными системами.
- Отчетность.
Система принята в эксплуатацию с 28.05.2021 г. в части функционала по физическим лицам и многоквартирным домам и с 07.03.2023 г. в части функционала по юридическим лицам.
Схема архитектуры
Пояснения к схеме:
- ОДН — общедомовые нужды;
- МКД — многоквартирный дом;
- УСЗН — Управление социальной защиты населения.
- Большое количество информационных баз (ИБ) с разными конфигурациями, которые необходимо унифицировать и объединить в единую функциональность.
- Сложность в подготовке данных к миграции, связанная с различным функционалом в ИБ и особенностями ведения учета в каждом подразделении.
- Отсутствие единой методологии, которая была унифицирована на этапах предпроектного обследования и проектирования.
- В части предметной области — большое количество различных схем подключения, связанное с обилием частного сектора и различными вариациями подключения.
- Изменение методологии учета в процессе внедрения информационной системы и, как следствие, — изменение архитектуры системы.
Сократились сроки на начисления и закрытие периода
Сократилось время обработки первичной информации
В результате внедрения информационной системы на базе «1С:Биллинг» удалось:
- сократить время обработки первичной информации в 2 раза;
- сократить время получения сводной управленческой и других видов отчетности как по всей организации, так и в разрезе абонентских отделов на 50%;
- унифицировать нормативно-справочную информацию и методологию расчета;
- сократить время на масштабирование продукта (за счет гибкой архитектуры) и обучения персонала (благодаря подготовленным методическим материалам и обучению сотрудников на стороне компании);
- сократить сроки на начисления и закрытие периода на 40%;
- оптимизировать ИТ-ландшафт: увеличилось количество смежных систем, взаимодействующих с внедренной учетной системой, унифицированы алгоритмы взаимообменов между системами.
Результатом работ стала информационная система, позволяющая использовать всю накопленную информацию о ходе предоставления услуг и взаиморасчетов с потребителями, централизованно вести справочники, использовать единые регламенты и алгоритмы работ, что в свою очередь обеспечивает оперативное формирование сводной управленческой отчетности.