Внедрение «1С:ERP Управление предприятием 2» в Exoil Group: экономический эффект с первого месяца работы


Рабочих мест: 150
Отрасль : Пищевая промышленность и ТНП.
Исполнитель: Группа компаний "СофтБаланс"
Функциональная область: Управление на уровне группы компаний и холдинга. Управление финансами. Бухгалтерский и налоговый учёт. Управление закупками (МТО). Управление продажами. Управление логистикой и складом. Управление производством. Управление документами и контентом.
01.02.2019 - 31.01.2020
Центральный федеральный округ РФ

||
Краткое описание проекта

В международном холдинге «Exoil Group» построили информационную систему на базе «1С:ERP Управление предприятием 2».  Это комплексный ERP-проект, затронувший все аспекты управления предприятием: от оперативного учета приемки сырья, ТОиР, производственного учета и отраслевой специфики до отчетности по стандартам МСФО с полноценной консолидацией всей управленческой отчетности холдинга в одной системе. Проект имеет подтвержденный заказчиком значительный экономический эффект в виде прямых финансовых выгод и косвенных положительных качественных результатов. В результате проекта ускорено прохождение ТС по заводу на 30%, увеличена общая пропускная способность завода, достигнут рекорд по тоннажу приемки сырья в сутки: +45% к прошлому сезону. На 50% ускорилось получение управленческой и на 20% регламентированной отчетности. Учитывая комплексность и полноту отражения отраслевой специфики, данный проект можно назвать эталоном автоматизации предприятий масложирового бизнеса в России, странах СНГ, а также на международном рынке.

Заказчик

«Эксойл Групп» — международный холдинг, который занимается покупкой подсолнечника, его переработкой, трейдингом масличных и зерновых культур. Холдинг перерабатывает 640 тыс. тонн сырья и производит 290 тыс. тонн масла ежегодно. Имеет статус крупнейшего налогоплательщика. В российском периметре 4 компании: управляющая компания, торговый дом, завод с круглосуточным циклом производства и транспортная компания. Компания «Черноземье», входящая в состав холдинга, предоставляет полный цикл услуг: от сырьевой очистки семян до выпуска готовой продукции в виде подсолнечного шрота и масла. Продажи ведутся только крупным оптом, в том числе и на экспорт.

Цели и задачи проекта

Цели проекта:

  1. Создать условия для сокращения издержек, в том числе минимизации хищений и злоупотреблений
  2. Внедрить упреждающий ценовой контроль закупок и продаж.
  3. Повысить пропускную способность завода и ускорить обработку заказов.
  4. Получать полную и оперативную финансовую отчетность.
  5. Консолидировать управленческую отчетность холдинга.
  6. Оперативно получать графо-аналитическую информацию о деятельности компании по ключевым показателям.

Для достижения поставленных целей было необходимо решить следующие задачи:

  • обеспечить прозрачность бизнес-процессов и управленческого контроля на производстве;
  • внедрить корпоративную информационную систему, которая бы охватывала весь производственный цикл: от отгрузки сырья поставщиками до продажи готовой продукции;
  • автоматизировать ряд производственных процессов для минимизации влияния человеческого фактора.

Ситуация до старта проекта

Главная специфическая черта производства в компании: необходимость ведения количественно-качественного учета сырья, готовой продукции и отходов. Эта отраслевая особенность существенно влияет как на процессы учета, так и на ведение бизнеса в целом, в том числе на применяемые методы экономической и информационной безопасности, а также ценообразование и отношения с поставщиками и покупателями.

До старта проекта автоматизации в компании внедрялась система другого вендора, однако ожидаемых результатов получено не было. По результатам обследования было решено внедрять «1С:ERP Управление предприятием 2» совместно с ПК «Зерно»  — программным комплексом по учету зерна, разработанным ООО «ГЕЛА». Последняя версия этого комплекса полностью функционирует на платформе «1С:Предприятие 8.3».

Архитектура решения и масштаб проекта

Информационная система построена на базе решения «1С:ERP Управление предприятием 2». Автоматизированы следущие функции

  1. Финансы, управленческий учет, мониторинг показателей:
  • учет бухгалтерский, налоговый, бюджетный, включая регламентированную отчетность:
    • бухгалтерский учет;
    • банк и касса;
    • расчеты с контрагентами;
    • товарно-материальные ценности;
    • торговые операции;
    • производственные операции;
    • основные средства;
    • нематериальные активы;
    • расчет зарплаты и кадровый учет;
    • завершение периода;
    • учет в обособленных подразделениях;
    • регламентированная отчетность;
    • налоговый учет;
    • бюджетный учет (для бюджетных учреждений);
  • бюджетирование, финансовое планирование;
  • финансовый анализ;
  • управленческий учет и расчет себестоимости методом ABC;
  • мониторинг и анализ ключевых показателей деятельности предприятия;
  • анализ данных и прогнозирование;
  • управление денежными средствами (казначейство);
  • консолидация данных;
  • управленческий учет.
  1. Управление продажами, логистикой и транспортом (SFM, WMS, TMS):
  • транспорт:
    • учет подвижного состава;
    • диспетчеризация грузоперевозок;
  • продажи (сбыт), сервис, маркетинг:
    • оформление заказов покупателей;
    • расчет нормативной себестоимости заказов;
    • ценообразование, прайс-листы;
    • планирование продаж;
    • учет продаж ТМЦ;
    • формирование графика поступления оплат;
    • взаиморасчеты с покупателями;
    • оптовая торговля;
    • лизинг;
  • склад и логистика:
    • управление складскими запасами;
    • управление ордерным складом;
    • резервирование ТМЦ;
    • учет ТМЦ в цеховых кладовых;
  1. Учет по международным и национальным стандартам:
    • учет по МСФО.
  2. Различная отраслевая специфика:
  • производство, услуги:
    • учет затрат на производство;
    • расчет нормативной себестоимости;
    • расчет фактической себестоимости;
    • учет основных средств, расчет амортизации;
    • управление ремонтами основных средств (CMM, EAM);
    • учет услуг производственного характера;
    • объемно-календарное планирование производства;
    • планирование потребности в материалах;
    • обмен данными с АСУ ТП;
    • переработка давальческого сырья;
    • учет спецодежды и спецоснастки;
    • сертификация качества сырья и продукции;
    • учет деятельности вспомогательных производств;
    • учет затрат на производство (РАУЗ).
  • другое:
    • формирование отраслевой отчетности;
    • планирование с учетом отраслевой специфики;
    • интеграция с отраслевыми продуктами сторонних разработчиков;
    • учет экспортно-импортных операций.
  1. Документооборот (ECM)
  • делопроизводство;
  • учет и хранение документов;
  • ведение номенклатуры дел;
  • учет и контроль исполнения поручений;
  • учет договоров.

6. Управление бизнес-процессами и ИТ-процессами:

  • автоматизация бизнес-процессов.
  1. Закупки (снабжение) и управление отношениями с поставщиками:
  • оформление заказов поставщикам;
  • планирование закупок;
  • учет прихода ТМЦ;
  • управление отношениями с поставщиками;
  • формирование графика оплаты поставщикам;
  • взаиморасчеты с поставщиками;
  • управление цепочками поставок.

Используется клиент-серверный вариант работы. Внедрена система «1С:Аналитика», бесшовно интегрированная с основной информационной базой «1С:ERP». Автоматизированных рабочих мест: 150.

Компания «ГЕЛА» выступила независимым партнером в части внедрения ПК «Зерно» и создания на его основе системы автоматизации приемки и отгрузки (САПО).

Особенности и уникальность проекта

В ходе проекта реализованы следующие функциональные возможности, усиливающие конкурентные преимущества предприятия и обеспечивающие требования специфики отрасли:

  1. ПК «Зерно» был интегрирован с системой «1С:ERP Управление предприятием», что позволило учитывать базисы поставки — главные показатели качества семян подсолнечника, от которых зависит итоговая стоимость продукции. Непосредственно в «1С:ERP» разработан модуль количественно-качественного учета (ККУ), позволяющий вести параллельный учет движения сырья и готовой продукции как в физическом весе, так и в приведенном весе с учетом фактических показателей качества. Модуль ККУ интегрирован во все документы оперативного контура «1С:ERP», что обеспечивает максимальную прозрачность учета и сопоставимость данных оперативного, регламентированного и управленческого учетов.
  2. Реализована давальческая схема между заводом и торговым домом по сырью и готовой продукции. Документы первичного учета закупок, продаж и производства (со спецификой ККУ) синхронизированы между всеми юридическими лицами холдинга. Документы производственной цепочки (приемка и списание сырья, выпуск готовой продукции, перемещения и отгрузки) создаются в «1С:ERP» автоматически, на основании данных из системы по учету зерна, реализующей отраслевой WMS-, MES-уровень. Данные с заводской системы электронной очереди транспортных средств (зерновозов и масловозов) поступают в систему режиме онлайн.
  3. Разработана подсистема управления транспортной логистикой, интегрированной с собственной транспортной компанией и «1С:Управление автотранспортом». В подсистему включены АРМ логиста, бизнес-процесс согласования перевозок и т.д. 
  4. Интеграция с ПК «Зерно» обеспечила фиксацию в системе всех этапов прохождения ТС по территории завода, в частности – через «безлюдные» весовые, что позволяет оперативно реагировать на подозрительные задержки, тем самым минимизируется возможность хищений; увеличила пропускную способность завода благодаря моментальной передаче данных и повысила объективность финансовых показателей; сократила простои ТС, что экономически выгодно для заказчика еще и потому, что длительный простой ТС на территории завода оплачивался дополнительно.
  5. В единой системе «1С:ERP» сведены все виды учета (оперативный, регламентированный, управленческий) по всем предприятиям холдинга (торговый дом, завод, транспортная компания, управляющая компания), что позволило обеспечить синергетический эффект, снизить дублирование ввода данных, уменьшить количество ошибок человеческого фактора, а также — получить онлайн-управленческую отчетность для акционеров холдинга, в основе которой лежит механизм монитора руководителя.
  6. Для оптимизации бизнес-процессов холдинга разработаны отраслевые АРМ, упрощающие работу пользователей на операционном уровне, но не затрагивающие ядро «1С:ERP»:
  • АРМ логиста торгового дома;
  • АРМ логиста транспортной компании;
  • АРМ менеджера по закупкам;
  • Подсистема отчетности ККУ;
  • АРМ планирования ТО и ремонтов;
  • Монитор руководителя;
  • АРМ распределения доп. расходов на логистику;
  • Монитор обмена данными с ПК «Зерно»;
  • АРМ финансового менеджера по согласованию платежей;
  • Подсистема учета готовой продукции на консолидации в порту.

Такой подход к кастомизации системы позволил обеспечить минимальную совокупную стоимость владения продуктом (затраты на поддержку и регулярные обновления релизов конфигурации «1С:ERP»).

7. Бесшовная интеграция «1С:ERP» с «1С:Документооборот» обеспечила контроль за всеми бизнес-процессами благодаря жёсткой системе согласования. Доступ в систему возможен в том числе и с мобильных устройств.

8. На заводе внедрена подсистема «Организация ремонтов» с алгоритмом автоматического расчета наработки оборудования. Это позволило проводить предупредительные работы, а не реагировать на поломки, что увеличило эффективность работы завода.

9. «1С:ERP» бесшовно интегрирована с BI-системой «1С:Аналитика». Специалистами ГК «СофтБаланс» разработано более 20 дашбордов для «1С:Аналитика». По части специфических показателей потребовалась разработка произвольных источников данных, а также моделирование процессов формирования аналитической отчетности с учетом требований акционеров и руководителей подразделений. Заказчик избавился от необходимости формировать табличные отчеты, вручную обрабатывать их в редакторе электронных таблиц, и там же формировать диаграммы.

Результаты проекта

В результате внедрения созданы условия для выявления хищений и злоупотреблений с помощью автоматизации процессов контроля качества поступающего сырья и отгрузки продукции. Минимизирован человеческий фактор, количество ошибок, повышена пропускная способность завода за счет внедрения электронной очереди масловозов и зерновозов, интегрированной с «1С:ERP Управление предприятием 2» через ПК «Зерно». Внедрение BI-системы «1С:Аналитика» помогло существенно сократить временные затраты на формирование аналитических отчетов: у клиента появилась возможность строить аналитические отчеты с визуализацией данных напрямую из аналитической системы.

В процессе внедрения специалистами группы компаний «СофтБаланс» и компании «ГЕЛА» был оказан консалтинг. По его результатам:

  1. Транспортная логистика на заводе скорректирована под требования системы (маршруты масловозов и зерновозов).
  2. Оптимизированы процессы взаимодействия торгового дома и завода благодаря сведению всех видов учета в единой системе.
  3. Коммерческие процессы и технологические процессы работы лаборатории адаптированы под требования системы. Заказчик закупил новое лабораторное оборудование.
  4. Внедрен упреждающий контроль при минимальных затратах на рутинные операции согласования.
  5. Организационно-штатная структура адаптирована под новые процессы.

Внедрение системы «1С:ERP», интегрированной с ПК «Зерно», оказало ряд существенных экономических эффектов:

  1. Ускорено прохождение ТС по заводу (ускорение до 30%).
  2. Рекорд по тоннажу приемки сырья в сутки (+45% к прошлому сезону).
  3. Увеличена общая пропускная способность завода, особенно в пиковые дни загрузки в начале сезона.
  4. Созданы условия для выявления хищений и злоупотреблений.
  5. Минимизирован человеческий фактор, количество ошибок.
  6. Ускорилось получение управленческой отчетности на 50%.
  7. Ускорилось получение регламентированной отчетности на 20%.
  8. Увеличилась скорость обработки заказов на 50%.
  9. У проекта короткий срок окупаемости.