Волковысский мясокомбинат построил автоматизированную систему оперативного производственного учета


Рабочих мест: 360
Отрасль : Пищевая промышленность и ТНП. Торговля.
Исполнитель: группа компаний "Аверсон"
Функциональная область: Управление закупками (МТО). Управление продажами. Управление взаимоотношениями с клиентами. Управление логистикой и складом. Управление производством.
11.08.2017 - 23.03.2021
Республика Беларусь

||
Краткое описание проекта

Волковысский мясокомбинат построил автоматизированную систему оперативного производственного учета на базе «1С:ERP Управление предприятием 2 для Беларуси». Уникальность проекта в масштабе автоматизации: внедрение затронуло полный бизнес-цикл предприятия. В результате мясокомбнат получил систему полного учета движения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на всех производственных участках. Производство стало полностью прозрачным и отвечает всем требованиям специалистов-мясопереработчиков. Введена в эксплуатацию продуманная и адаптированная к отраслевым требованиям система ввода, корректировки и согласования нормативно-справочной информации.

Заказчик

Открытое акционерное общество «Волковысский мясокомбинат» — один из крупнейших производителей мяса и мясных продуктов в Республике Беларусь. Мясокомбинат изготавливает мясо и субпродукты, различные виды колбасных изделий и копчености, мелкокусковые полуфабрикаты, мясокостные полуфабрикаты, фарши, котлеты, пельмени и вареники. В общей сумме на предприятии производится около 300 наименований мясной продукции. 

Цели и задачи проекта

Цель проекта: построить единую информационную систему, предусматривающую интеграцию всех бизнес-процессов, системный контроль и полную прослеживаемость всех точек производственных процессов, начиная от обработки заказов клиентов до выписки накладных, от приемки сырья и материалов до выпуска и отгрузки готовой продукции, учитывая разные параметры, в том числе и технологические потери на различных участках производства. 

Задачи проекта:

  1. Внедрить систему полного учета движения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции на всех производственных участках.
  2. Обеспечить сквозной контроль партий готовой продукции на всех этапах жизненного цикла.
  3. Обеспечить интеграцию информационной системы с государственной информационной системой AITS.
  4. Организовать систему учета и анализа потерь на каждом участке производства, с возможностью оперативно вносить коррективы в производственный процесс.
  5. Создать базу для полноценного управленческого учета (оперативное формирование аналитической и сводной отчетности, предоставление ее руководству предприятия).
  6. Организовать взаимодействие всех структурных единиц предприятия и сократить время обработки данных работниками предприятия за счет единого информационного пространства и одновременного доступа к информации. Оптимизировать затраты времени и уменьшить человеческий фактор в процессе обработки информации сотрудниками предприятия.
Ситуация до старта проекта

К началу проекта все основные бизнес-процессы предприятия были автоматизированы с помощью нескольких частично объединенных подсистем, построенных на базе устаревших технологий и требовавших постоянного контроля. Существующая на предприятии система автоматизации не в полной мере учитывала специфику отрасли. Недостатки автоматизации учета не позволяли полноценно прослеживать движение сырья по производственным стадиям, начиная от приемки и до выпуска готовой продукции, а также контролировать соблюдение рецептур и технологических процессов. Все сведения заносились работниками вручную в соответствующие журналы.

Не на всех производственных участках была организована система маркировки продукции штрих-кодами, из-за чего не была обеспечена полная прослеживаемость партий готовой продукции. Весовое оборудование было частично интегрировано с учетной системой, что приводило к необходимости ручного учета. Разрозненность подсистем учета вынуждала дублировать информацию в журналах. Такая схема работы не давала возможности в реальном времени получать точную информацию, сколько каких материальных ценностей находится на каждом участке производства и точно учесть потери на каждом из участков.

Архитектура решения и масштаб проекта

Автоматизированная система оперативного производственного учета построена на базе решения «1С:ERP Управление предприятием 2 для Беларуси» и «1С:Мясопереработка MES. Модуль для 1С:ERP». В процессе реализации проекта была построена полноценная ERP-система.

Автоматизированы подсистемы:

  • CRM и маркетинг;
  • продажи;
  • закупки;
  • производство;
  • финансовый результат и контролинг;
  • НСИ и администрирование;
  • оперативный учет;
  • мясопереработка.

В ходе проекта была разработана вся необходимая функциональность с учетом специфики мясоперерабатывающей отрасли. Внедрены следующие функциональные возможности на базе программных продуктов «1С:ERP Управление предприятием 2 для Беларуси» и «1С:Мясопереработка MES. Модуль для 1С:ERP»:

  1. Управление складскими запасами.
  2. Резервирование ТМЦ.
  3. Подключение складского оборудования.
  4. Оформление заказов покупателей.
  5. Ценообразование, прайс-листы.
  6. Учет продаж ТМЦ.
  7. Оптовая торговля.
  8. Подключение торгового оборудования.
  9. Оформление заказов поставщикам.
  10. Планирование закупок.
  11. Учет прихода ТМЦ.
  12. Управление отношениями с поставщиками.
  13. Взаиморасчеты с поставщиками.
  14. Управление цепочками поставок.
  15. Управление данными о составе и структура изделия, рецептура.
  16. Диспетчеризация производства на уровне цеха.
  17. Переработка давальческого сырья.
  18. Сертификация качества сырья и продукции.
  19. Учет деятельности вспомогательных производств.
  20. Управление инженерными данными и нормативно-справочной информацией (PDM, MDM).
  21. Учет производственных заказов.

Разработан и адаптирован функционал под специфику мясной промышленности:

  1. Приемка скота в живом весе.
  2. Постановка в очередь и отправка на убой.
  3. Сканирование уникальных бирок животных.
  4. Взвешивание и маркировка полутуш.
  5. Выделение субпродуктов, сопутствующих продуктов.
  6. Посолка.
  7. Формирование приемных квитанций.
  8. Охлаждение и заморозка мясосырья, учет потерь.
  9. Обвалка и разделка мясосырья.
  10. Фаршесоставление.
  11. Формирование блочной продукции.
  12. Производство колбасных изделий.
  13. Формовка и развес специй.
  14. Формирование паллет.
  15. Интеграция с весовыми комплексами Bizerba.
  16. Интеграция с весовым оборудованием.
  17. Прослеживаемость продукции от итоговой этикетки готовой продукции до уникальной бирки. животного.
  18. Учет уникальных штрихкодов ящиков.
  19. Упаковка и маркировка продукции, в том числе ящиками.
  20. Учет тары.
  21. Производство полуфабрикатов.
  22. Комплектация заказов.
  23. Отгрузка продукции.
  24. Отправка событий в AITS — животные.
  25. Отправка событий в AITS — прослеживаемость.
  26. Специализированные отчеты и печатные формы. 

Функциональная схема архитектуры

Особенности и уникальность проекта

Уникальность проекта в масштабе автоматизации. Внедрение «1С:ERP для Беларуси» и «1С:Мясопереработка MES. Модуль для 1С:ERP» затронуло полный бизнес-цикл предприятия — от приемки скота до продажи готовых продуктов, с учетом всех рисков мясоперерабатывающего предприятия: сложности контроля качества закупаемого мяса, ограниченные сроки хранения сырья и готовой продукции, необходимость вести параллельный учет в нескольких единицах измерения (например, в головах и килограммах).

В ходе внедрения был использован дополнительный функционал лицензирования лицензий «1С:Предприятие 8 КОРП», позволяющий оптимизировать многопоточную нагрузку на процессорные ядра, при их увеличении свыше 12 единиц. Внедрение лицензирования уровня КОРП позволило осуществлять гибкое управление нагрузкой в кластере «1С».

Функционал корпоративных лицензий «1С» позволил использовать возможности:

  • регулировать безопасный расход памяти за один вызов;
  • регламентировать количество используемых каждым процессом информационных баз;
  • отслеживать объем памяти рабочих процессов, до которого сервер считается производительным и определять соответствующее этим данным распределение нагрузки на кластер;
  • ограничивать максимальный объем памяти рабочих процессов, что позволяет планировать общую нагрузку сервера. Возможно также разнообразие стратегий балансировки кластера (по памяти, либо по производительности) для улучшения показателей нагрузки сервера предприятия.
Результаты проекта

Система позволила добиться полной прозрачности производства и отвечает всем требованиям специалистов-мясопереработчиков:

  1. Организовано единое информационное пространство всего оперативного учета: от приемки сырья до отгрузки клиентам.
  2. Решена проблема контроля сроков и качества на всех этапах движения сырья и продукции. На предприятии обеспечен контроль над каждой партией товара, более того, при необходимости можно восстановить историю отдельного изделия: из какого сырья оно было сделано, по какой рецептуре, где и как хранилось, когда и какому заказчику отгружено.
  3. Решение автоматизирует прием скота в убойном цеху, процесс подготовки мяса (отправка на убой, раскрой туш, обвалка и жиловка, разделение мяса по сортам), учет выхода сопутствующих продуктов и субпродуктов на основании данных за день и их передачу на переработку или хранение в зависимости от назначения, учет естественных потерь сырья в результате заморозки или охлаждения, поступление сырья из холодильника в цех фаршесоставления и в производство колбасных изделий, производство полуфабрикатов.
  4. Реализованы возможности по управлению рецептурой готовых изделий и расчету потребностей производства в сырье, специях, вспомогательных материалах.
  5. Налажена регистрация отбора проб на производственных процессах, регистрация качественных показателей.
  6. Складские и производственные операции на предприятии сопрягаются с высокотехнологичным весовым комплексом Bizerba, весовым оборудованием, компьютерной техникой и системой штрих-кодирования, что позволяет повышать оперативность и точность учета материалопотоков.
  7. Внедрение системы сквозного весового контроля решило задачу создания базы для контроля технологических процессов. Стало возможным однозначно идентифицировать каждую партию готовой продукции и связать ее с партиями сырья и материалов. При необходимости можно восстановить всю историю полуфабрикатов и партий готовой продукции.
  8. Настроена регистрация фактов упаковки и отгрузки готовой продукции.
  9. Оптимизирован процесс комплектации заказов, учитывающий тип обрабатываемой продукции (короба, паллеты).
  10. Реализован процесс отправки событий в AITS-животные и AITS-прослеживаемость.
  11. Автоматизировано формирование отчетов по оперативному учету производства, в том числе по наличию материальных ценностей на складах и участках производства, движению материальных ценностей, получению полуфабрикатов, потерям на различных участках производства. Введена в эксплуатацию продуманная и адаптированная к отраслевым требованиям система ввода, корректировки и согласования нормативно-справочной информации.
  12. По итогам проекта можно отметить следующие важные результаты внедрения системы:
  • увеличилась скорость обработки данных и оформления внутренних документов;
  • повысилась эффективность учета производственных операций;
  • устранились ошибки при ведении учета;
  • упростилась работа по формированию производственной отчетности.

Важная особенность внедренной системы состоит в работе такого компонента, как отражение операций и управление производственными процессами в режиме онлайн, в любой момент времени можно получить достоверную информацию по остаткам товарно-материальных ценностей на складах и участках производства, их движению, результатах выполнения производственных операций и их план-фактном анализе.

Получен следующий экономический эффект от внедрения:

  1. Сокращение трудозатрат в подразделениях: 20%. 
  2. Ускорение получения управленческой отчетности: 25%. 
  3. Сокращение производственных издержек: 15%. 
  4. Увеличение объема выпускаемой продукции: 10%. 
  5. Сокращение сроков исполнения заказов / оказания услуг: 15%. 
  6. Уменьшение времени обработки заказов: 20%.    
  7. Сокращение длительности простоя оборудования: 15%
  8. Рост прибыли: 20%. 

Елена Корожан, заместитель генерального директора по экономике ОАО «Волковысский мясокомбинат»
Введена в эксплуатацию адаптированная к отраслевым требованиям система оперативного производственного учета на базе «1С:ERP Управление предприятием 2 для Беларуси». В результате внедрения увеличилась скорость обработки данных и оформления внутренних документов, повысилась эффективность учета производственных операций. Важная особенность внедренной системы — отражение операций и управление производственными процессами в режиме онлайн, в любой момент времени можно получить достоверную информацию по остаткам товарно-материальных ценностей на складах и участках производства, их движению, результатах выполнения производственных операций и их план-фактном анализе.