Компания «ФЕРРУМ» построила систему складского учета


Рабочих мест: 24
Отрасль : Металлургическая промышленность.
Исполнитель: Гигабайт
Функциональная область: Управление логистикой и складом.
01.03.2020 - 15.01.2021
Сибирский федеральный округ РФ

||
Краткое описание проекта

В ГК «Феррум» построили систему складского учета на базе «1С:WMS.Управление складом». Одной из особенностей проекта было отсутствие полноценного этапа моделирования. Проект велся позадачно, методом Agile. Переход с прежней системы складского хранения на «1С:WMS Логистика. Управление складом» прошел с остановкой на 2 дня работы, загружена НСИ и введены остатки (48 000 документов ввода остатков). После внедрения новой системы инвентаризация стала занимать 5 часов вместо 28. Управление зонами, ячейками, контейнерами, доступностью и ограничениями значительно повысило чистоту остатков, увеличило скорость сборки и отгрузки продукции. Вырос объем отгрузок в момент времени на 30%, количество персонала при этом уменьшилось на 20%.

Заказчик

Группа компаний «ФЕРРУМ» успешно работает на рынке металлопроката более 20 лет и относится к числу крупных металлотрейдеров, осуществляющих производство, поставки и сбыт металлопродукции на рынке РФ. Объем выпускаемой трубной продукции в месяц более 15 000 тонн. Компания имеет 9 филиалов в 7 городах России. Средний объем продаж металлопродукции порядка 30 000 тонн/месяц. Производственно-складская площадь около 18 гектар, объем складов 37 000 тонн. 

Цели и задачи проекта

Цели проекта

  • созать прозрачную систему складского учета;
  • повысить оперативность получения, прозрачность и детализация данных для управленческого учета;
  • сократить время инвентаризации и простоев предприятия. 

Задачи проекта:

  • разработать автоматизированную систему выставления задач кладовщикам, управления очередностью задач и отслеживания выполнения;
  • автоматизировать зонирование хранения товара и контроль смешиваемости товара;
  • создать систему планирования комплектации вагонов;
  • автоматизировать зонирование и размещение товара по принципу смешиваемости для ускорения отгрузки (перепланировка площадки в зависимости от наличия товара и его сезонности);
  • автоматизировать управление зонами и ячейкам;
  • реализовать возможность аналитики товара по принципу ABC/XYZ;
  • обеспечить возможность инвентаризации номенклатуры, ячеек, а также возможность после получения данных по инвентаризации продолжать работу сразу (ранее документооборот предприятия останавливался до следующего дня);
  • автоматизировать планирование транспорта;
  • обеспечить возможность разграничения и универсальности рабочих мест;
  • реализовать планирование и отслеживание выполнения сменных заданий.
Ситуация до старта проекта

Система на базе платформы «1С:Предприятие 7.7», в рамках которой был автоматизирован складской учет ГК «ФЕРРУМ», не была гибкой и была разработана строго под имеющиеся на тот момент учетные потребности. При изменениях (методологии или номенклатуры) приходилось её архитектурно переписывать. Было много ручной работы и двойного ввода данных.

Кроме того, система не была стабильной, не могла обрабатывать увеличившиеся с ростом бизнеса объемы данных — она «падала» и данные терялись. Существовали технические ограничения и ограничения скорости работы. Поэтому руководство предприятия решило внедрить более современные и гибкие программные продукты на базе «1С:Предприятие 8».

В процессе обследования и моделирования комплексной системы учета стало очевидно, что проект перехода на «1С:Предприятие 8» оптимально будет провести поэтапно. Первоначально внедрить комплексную систему «1С:Управление предприятием ERP 2», автоматизировать учет предприятия в целом (кроме бухгалтерского, который ведется в отдельной программе «1С:Бухгалтерия 8»). А складской учет временно оставить в старой системе на базе «1С:Предприятие 7.7» и настроить двусторонний обмен с «1С:ERP 2». Из-за разности методологий и практик этих систем, полноценной синхронизации не было и была необходимость дублировать, в частности, НСИ. А вторым этапом перевести складской учет в систему на базе специализированного решения «1С:WMS Логистика.Управление складом». В рамках этого кейса рассматривается именно второй этап. 

Архитектура решения и масштаб проекта

Система складского учета построена на базе решения «1С:WMS Логистика.Управление складом».

Автоматизированы функции:

  1. Склад и логистика. 
  2. Управление складскими запасами. 
  3. Резервирование ТМЦ. 
  4. Логистика адресного склада. 
  5. Анализ запасов ABC/XYZ. 
  6. Подключение складского оборудования. 

В системе на базе «1С:ERP Управление предприятием» ведется комплексный учет и планирование. В «1С:WMS Логистика.Управление складом» — управление складом. В ходе проекта настроены обмены через web-сервисы между «1С:WMS» и «1С:ERP 2»: обмен по приемке; по отгрузке; по инвентаризации. Обмен происходит в режиме, приближенном к онлайн-формату. Например, создавая расходный ордер в «1С:ERP 2», моментально получаем документ в «1С:WMS», который является основанием к выполнению действия по отгрузке товара. В прежней системе обмен происходил раз в 5-7 минут, что значительно увеличивало временные издержки на оформление отгрузки или прихода.

На базе «1С:WMS Логистика.Управление складом» на данный момент автоматизирован учет двух основных площадок ГК «ФЕРРУМ» (площадь 18 гектар, объем отгрузки в месяц 47 000 тонн, документов в день 1200).

В ходе проекта автоматизировано 60 АРМ (36 — ТСД, 24 — «тонкий» клиент).

Особенности и уникальность проекта

Одной из особенностей проекта внедрения системы складского учета на базе «1С:WMS Логистика. Управление складом» было отсутствие полноценного этапа моделирования. Проект велся позадачно, методом Agile. Так как, в отличие от «1С:ERP Управление предприятием 2», в «1С:WMS Логистика. Управление складом» нет четкой логики построения системы, заложенной разработчиком, внедренцам нужно создавать по сути самостоятельно систему на основе задач ззаказчика. В первую очередь нужно было структурировать традиционно сложившуюся и привычную сотрудникам систему учета, оптимизировать и переложить на новое программное решение.

В ходе проекта был реализован учет хранения продукции по ячейкам. И появилась возможность оптимальным образом использовать принцип LIFO при отгрузке (последний пришел, первый ушел). Трубы или пачки листов металла хранятся в «стаканах» (сваренная из направляющих конструкция) по несколько тонн. До проекта и перехода на учет по ячейкам, когда нужно было отгрузить номенклатуру, например, с определенным химическим составом, чтобы отгрузить такой заказ требовалось много времени. Сейчас еще на этапе планирования определяется, какие пачки нужно разместить в зоне большей доступности (в «стакане» сверху). И сразу в системе, еще до действий по отгрузке, можно увидеть какие пачки доступны, и менеджер по продажам корректирует заказ клиента, исходя из того, что доступно. На производстве и складе ведется пачечный учет. Вся продукция собирается в определенные пачки и каждая такая пачка имеет уникальный номер в системе, по данному номеру можно узнать уникальный вес, химические и прочие характеристики продукции в пачке.

В рамках проекта был проведен ряд доработок для адаптации типового решения, например:

  1. Создан нетиповой обмен (выгружаются ордера) между «1С:ERP 2» и «1С:WMS». Синхронизация НСИ двух систем, с полным запретом корректировки НСИ в «1С:WMS».
  2. Создан документ «Ожидаемая приемка» (реализовано несколько отдельных схем приемки по определенному мейпингу — в зависимости от типа операций в «1С:ERP 2» есть запрограммированные правила и схемы для автоматического формирования определенного типа документа в 1С:WMS (приходный ордер, передача из цеховой кладовой и другие).
  3. Добавлен реквизит «Склад» (этот справочник не предусмотрен в типовом решении).
  4. Доработаны формы с учетом того, что ключевое учетное свойство на предприятии — вес. Разработан учет толеранса номенклатуры (указание допустимых отклонений в весе и единиц измерения для каждого вида номенклатуры) — отдельно на прием, отдельно на отгрузку.
  5. Выполнена кастомизация интерфейса и протокола работы ТСД (терминалов сбора данных) — изменена логика работы ряда форм, добавлен сервисный функционал. Проведен реверс-инжиниринг PDP-клиента и сделаны доработки нативного клиента на Windows CE. Решена проблема с избыточным кэшированием данных. Реализовано частичное автозаполнение форм для ускорения работы с ТСД и снижения влияния человеческого фактора на правильность заполнения.
  6. В «1С:ERP 2» широко применяется работа с назначениями, обособленная отгрузка товаров, обособленный учет товара, а в «1С:WMS» в типовом функционале этого нет. В связи с потребностью предприятия в наличии этих документов, были реализованы доработки.
  7. В связи с особенностями бизнес-процессов предприятия, важно иметь учет в двух видах — в штуках и тоннах. Движение и планирование в типовом функционале выполнялось только в единицах массы, в связи с этим были проведены работы по адаптации решения под учетные задачи предприятия.
  8. Разработан специфичный документ инвентаризации — изменен принцип проведения задач на пересчет в системе «1С:WMS».
  9. Разработана методология авторизации сотрудника (основного исполнителя) и бригады при входе в систему, а не при работе в определенном «рабочем потоке».
  10. Разработано автоматическое формирование документа, который выдают при заезде на территорию водителям вместе с пакетом документов на отгрузку и пропуском, и в котором уже отмечены чек-поинты, где нужно забрать груз (на территории складов установлены наименования зон хранения).
  11. Разработана нетиповая методология формирования отчетов по выработке (по бригадам и сотрудникам).

Результаты проекта

Переход с прежней системы складского хранения на «1С:WMS Логистика. Управление складом» прошел с остановкой на 2 дня работы, загружена НСИ и введены остатки (48 000 документов ввода остатков) с контролем по вместимости ячеек и смешиваемости товаров.

Как основные результаты проекта можно выделить:

  1. Создание адресных задач и контроль их выполнения кладовщиками по времени и объему.
  2. Инвентаризация стала занимать 5 часов (до проведения проекта инвентаризация занимала от 28 часов).
  3. Управление зонами, ячейками, контейнерами, доступностью и ограничениями значительно повысило чистоту остатков, увеличило скорость сборки и отгрузки продукции.
  4. Увеличился объем отгрузок в момент времени на 30%, количество персонала при этом уменьшилось на 20%.
  5. Оперативность получения, прозрачность и детализация данных для управленческого учета повысилась на 50%. Появилась вовлеченность руководства склада в управление складом на уровне программного обеспечения.
Отзыв заказчика

Елена Рябинина

Директор по IT ГК «ФЕРРУМ»

Перейдя на «1С:WMS Логистика. Управление складом» наше предприятие получило современный инструмент для автоматизации складского учета и логистики, способный развиваться под растущие задачи бизнеса. Важным результатом можем назвать сокращение времени инвентаризации всех складов с 28 часов до 5 (в дальнейшем планируется это время еще сократить). Оперативность получения, прозрачность и детализация данных для управленческого учёта повысилась на 50%. Появилась вовлеченность руководства склада в управление складом на уровне программного обеспечения и значительно снизилось влияние человеческого фактора на местах.

Дополнительная информация о проекте

Проект проходив в формате совместной работы проектной команды «Гигабайт» и специалистов IT-отдела ГК «ФЕРРУМ».