«Областной аптечный склад» автоматизировал управление оптиками
Отрасль : Торговля.
Исполнитель: 1С-Рарус Челябинск
Функциональная область: Управление финансами. Бухгалтерский и налоговый учёт. Управление закупками (МТО). Управление персоналом, расчёт зарплаты. Управление продажами. Управление логистикой и складом. Управление производством.
01.03.2020 - 01.02.2021
Уральский федеральный округ РФ
«Областной аптечный склад» автоматизировал управление оптиками и увеличил объем и мажинальность продаж с помощью решений «1С:Розница. Салон оптики» и «1С:Управление торговлей». В ходе проекта создано централизованное ценообразование, разработано управление ценой на продукцию в соответствии со стратегией компании. Выросли показатели оборачиваемости склада, уменьшился объем дефектуры за счет автоматического пополнения запасов в соответствии с товарной матрицей. Расширен список аналитик учета номенклатуры, допускающий построение статистических отчетов, используемых для принятия управленческих решений по изменению ассортиментной матрицы и запуску дополнительных маркетинговых мероприятий.
                    
Акционерное общество «Областной аптечный склад» — лидирующее фармацевтическое предприятие Южного Урала. Помимо оптового и розничного сбыта лекарственных средств, снабжения медикаментами льготные категории граждан и изготовления лекарственных средств по рецептам компания реализует в розницу офтальмологические изделия — линзы и очки. «Государственная оптика» существует 30 лет. Розничная сеть компании включает 21 обособленное подразделение.
Цели проекта:
- Увеличить объем и маржинальность продаж за счет улучшения клиентского сервиса.
 - Автоматизировать расчет розничных цен в зависимости от стандартной цены, ценовой группы товара, ценового диапазона и формата магазина.
 - Сократить время на оформление документации, настроив обмен с другими информационными базами.
 
Задачи проекта:
- Настроить и внедрить типовой функционал на 21 торговых точках — салонах оптики.
 - Интегрировать его с программными продуктами: «1C:Зарплата и управление персоналом», «1С:Управление холдингом».
 
- В компании отсутствовал способ накопления и повторного использования контактов клиентов: записей о посещении и результатах диагностики.
 - Затраты на развитие и поддержку функций клиентского сервиса в самописной программе были несоразмерно велики.
 - Не было инструмента централизованного управления ценами:
 
- 
- цены назначались торговыми точками, руководствуясь фиксированной наценкой, а не рыночной ситуацией;
 - цена на один и тот же товар в нескольких торговых точках отличается.
 
 
АО «Областной аптечный склад» вместе командой «1С-Рарус» на базе программных продуктов «1С:Управление торговлей» и «1С:Розница 8. Салон оптики» настроили работу нового направления «оптический бизнес» за 3 месяца.
Система автоматизации работы салонов оптики построена на базе решений «1С:Управление торговлей» и «1С:Розница. Салон оптики». Автоматизированы следующие функции:
1. Учет бухгалтерский, налоговый, бюджетный, включая регламентированную отчетность:
- бухгалтерский учет,
 - банк и касса,
 - расчеты с контрагентами,
 - товарно-материальные ценности,
 - торговые операции,
 - производственные операции,
 - завершение периода.
 
- оформление заказов покупателей,
 - ценообразование, прайс-листы,
 - анализ продаж ABC/XYZ,
 - учет продаж ТМЦ,
 - взаиморасчеты с покупателями,
 - оптовая торговля,
 - розничная торговля,
 - подключение торгового оборудования.
 
- управление складскими запасами,
 - резервирование ТМЦ,
 - комплектация и разукомплектация ТМЦ,
 - контроль и учет серийных номеров, сроков годности и сертификатов.
 
- расчет фактической себестоимости.
 
- учет рабочего времени.
 
- оформление заказов поставщикам,
 - учет прихода ТМЦ.
 

Схема архитектуры решения
- Благодаря автоматизированному рабочему месту врача, сотрудник салона:
 
- 
- фиксирует факт приема пациентов;
 - печатает результаты диагностики;
 - создает заказы на изготовление очков на основании диагностики;
 - накапливает записи посещений.
 
 
До внедрения «1С» факт приема пациентов в программе не фиксировался, результаты обследования заполнялись в ручном режиме на печатном бланке. Внедрение АРМ врача позволило автоматизировать процесс — в результате врач больше времени уделяет пациенту, а не заполнению бумажной документации. Повышается лояльность как пациентов, так и сотрудников нового направления, которые получили инструмент для работы.
- Внедрено централизованное ценообразование, которое позволило:
 
- сократить трудозатраты сотрудников торговых точек на расценку поступающей продукции;
 - привести в соответствие цены по розничной сети к единой методике ценообразования;
 - избежать ошибок при ручной расценке позиций.
 
- Автоматическое управление скидками по маркетинговым акциям позволило реализовать расчет окончательной цены для клиента в АРМ кассира с последующим накоплением статистики использования скидок. Управление маркетинговыми акциями и скидками происходит централизованно. С помощью аналитических отчетов проводится оценка качества маркетинговых акций в розничной сети.
 - Внедрение автоматического пополнения запасов по товарной матрице сократило трудозатраты на ручное планирование перемещений и закупок на торговых точках. Увеличилась оборачиваемость салонов оптики.
 
Увеличение объема и маржинальности продаж за счет улучшения клиентского сервиса.
Управление ценой на продукцию в соответствии со стратегией АО «Областной аптечный склад» за счет централизованного ценообразования.
Увеличение показателей оборачиваемости склада и снижение объема дефектуры за счет автоматического пополнения запасов в соответствии с товарной матрицей.
Расширен списка аналитик учета номенклатуры, допускающий построение статистических отчетов, используемых для принятия управленческих решений по изменению ассортиментной матрицы и запуску дополнительных маркетинговых мероприятий.
Экономический эффект от внедрения:
- ускорение получения управленческой отчетности: 70%;
 - рост оборачиваемости складских запасов: 20%;
 - сокращение сроков исполнения заказов / оказания услуг: 30%;
 - увеличение объема выпускаемой продукции / оказываемых услуг: 15%;
 - рост прибыли: 10%.
 

Оксана Гуцол
Финансовый директор АО «Областной аптечный склад»Автоматизация оптик для нас была уникальной из-за скорости, а также стоимости внедрения. За 3 месяца мы получили совершенно новую бизнес-модель управления оптическими магазинами, которая будет масштабирована.