
Компания «Вкусвилл» обеспечила информационное взаимодействие с ФНС в рамках налогового мониторинга
Отрасль : Торговля.
Исполнитель: Автоматизация и Консалтинг
Функциональная область: Бухгалтерский и налоговый учёт.
20.07.2020 - 23.08.2020
Центральный федеральный округ РФ
Компания «Вкусвилл» обеспечила информационное взаимодействие с налоговым органом в рамках налогового мониторинга с помощью решения «1C:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО». Благодаря этому сократился документооборот между «Вкусвилл» и ФНС, обеспечена прозрачность данных, предоставляемых в налоговые органы, работа налоговых инспекторов с компанией стала более удобной и эффективной.

«ВкусВилл» — российская розничная сеть супермаркетов и собственная торговая марка продуктов для здорового питания. «ВкусВилл» занимает лидирующие позиции по темпам роста доставки продуктов в России и № 3 по объему онлайн-продаж после Х5 и «Сбермаркета».
Внедрение налогового мониторинга в компании «Вкусвилл» потребовалось для решения целого ряда задач:
- сократить количество камеральных и выездных налоговых проверок, тем самым освободить время сотрудников, как со стороны ФНС, так и со стороны организации;
- реализовать возможность получать мотивированное мнение налогового органа, для избежания ошибок в налоговых вопросах;
- сократить сроки налоговых проверок с 5 лет, до 1 года и 9 месяцев;
- получить возможность предупреждения штрафов по итогу проверок;
- сократить количество предоставляемых документов (расходовать меньше бумаги и сохранять природу, т.к. одно из направлений компании «Вкусвилл», помимо здорового питания, это экология и забота о нашей планете);
- снизить трудозатраты на сопровождение налогового контроля;
- вести открытый диалог с налоговым органом и ускорить взаимодействие и решение каких-либо вопросов.
До реализации проекта налоговый учет характеризовался:
- отсутствием прямой коммуникации в сдаче налоговой декларации с налоговыми органами;
- высокими трудозатратами на сопровождение налоговых проверок;
- большим количеством истребуемых при налоговой проверке документов.
Система налогового мониторинга построена на базе решения «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО».
Основной корпоративной системой для ведения управленческого, складского и товарного учета является самописная информационная система «Финансы». В ней создается вся первичная документация. Бухгалтерский и налоговый учет учет ведется в системе на базе «1С:Бухгалтерия КОРП», редакция 2.0. Система налогового мониторинга интегрирована со следующими корпоративными системами компании:
- ИС Финансы.
- ИС Бухгалтерия 2.0.
Между данными корпоративными системами и системой «Налоговый мониторинг» обеспечен обмен данными, правила обмена реализованы через типовую конфигурацию «Конвертация данных».
Схема архитектуры
Для перехода на данную систему взаимодействия с ФНС сперва потребовалось узнать критерии, по которым организация может участвовать в данной системе. Ими оказались организации:
- заплатившие больше 100 млн руб. налогов (по итогам прошлого года);
- имеющие доходы более 3 млрд руб.;
- имеющие активы более 1 млрд руб..
- «Вкусвилл» подходил под данные требования.
Вторым этапом повестки стало формирование необходимой документации. Необходимо было подготовить пакет документов:
- Заявление (форма по КНД 1110301).
- Регламент информационного взаимодействия.
- Учетная политика по НУ.
- Сведения о взаимозависимых лицах.
- Документы о системе внутреннего контроля.
Данные вопросы были решены управлением по финансовому контролю и учету компании «Вкусвилл».
Параллельно с этапам подготовки документов шел третий этап: автоматизация и внедрение программного решения для обеспечения налогового мониторинга.
Так как решение «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО» базируется на основе конфигурации «1С:Бухгалтерия 3.0», то было принято решение создать отдельную пустую базу и переносить данные туда из основной рабочей базы, работающей под управлением конфигурации «1С:Бухгалтерия 2.0№. Обмен было решено реализовать, используя типовую конфигурацию «Конвертация данных».
Правила обмена фактически были разработаны с нуля. За основу были взяты типовые правила между конфигурациями Бухгалтерия 2.0 — Бухгалтерия 3.0, но данные правила были переработаны на 90%. Доработка правил ведется до сих пор.
После доработки правил обмена был настроен автоматизированный обмен — выгрузка из рабочей базы бухгалтерии и загрузка в базу налогового мониторинга. Сама база была развернута на отдельном сервере для обеспечения высокого быстродействия и стабильности работы, чтобы у инспекторов, работающих с базой, всё работало устойчиво, быстро и без сбоев. IT-служба компании «Вкусвилл» развернула VPN-соединение с ФНС . После этого база была опубликована для работы в режиме Web-клиента.
Для работы сотрудники ФНС:
- подключают VPN-соединение с компанией «Вкусвилл»;
- открывают Web-браузер (Google Chrome, Mozilla etc);
- переходят по адресу, по которому опубликована база мониторинга;
- логинятся в базу и работают с ней.
Следующим этапом были реализованы отчеты для сверки прогруженных в базу мониторинга данных. Данные отчеты позволили аналитикам проводить сверку абсолютно по всем счетам и по всей аналитике между базами мониторинга и рабочей базой бухгалтерии. В случае «потерь» каких-либо объектов, данные сверки позволяют повторно перегрузить эти документы. В настоящее время разрабатывается механизм глобальной первичной авто-сверки (после закрытия месяца в рабочей базе), для того, чтобы освободить аналитиков от скрупулезной сверки и обеспечить быстроту проверки данных.
Внедрение системы налогового мониторинга позволило решить следующие задачи:
- сократить документооборот между «Вкусвилл» и ФНС;
- обеспечить прозрачность данных, предоставляемых ФНС;
- сделать работу инспекторов ФНС с компанией «Вкусвилл» более удобной и эффективной;
- освободить рабочее время сотрудников управления по финансовому контролю и учету"
- сократить количество камеральных и выездных проверок со стороны ФНС;
- начать вести открытый диалог с сотрудниками ФНС, что опять-таки повысило эффективность взаимодействия.
В результате использования информационной системы удалось получить экономический эффект в части усиления контроля по выполнению требований налогового законодательства. На 30% снизились трудозатраты по предоставлению налоговому органу документов, подтверждающих факты хозяйственной деятельности в рамках налогового контроля в форме налогового мониторинга. У налогового органа появилась возможность постоянного доступа к первичным документам компании, что позволяет отказаться от бумажных копий.

Людмила Жуйкова
Заместитель главного бухгалтера ООО «Вкусвилл»В 2020 году наша компания приняла решение стать участниками налогового мониторинга. После анализа возможных информационных систем мы остановили свой выбор на конфигурации «1С:Налоговый мониторинг. Бухгалтерия КОРП МСФО», так как она включает функции, которые соответствуют требованиям законодательства по раскрытию информации в рамках налогового мониторинга, удобна для пользователей. В результате внедрения усилился контроль за выполнением требований налогового законодательства, снизились трудозатраты, у налоговых органов появился постоянный доступ к первичным документам компании, что позволило отказаться от бумажных копий.