Атомтрубопроводмонтаж повысил эффективность операционной деятельности с помощью «1С:ERP Управление предприятием»


Рабочих мест: 64
Отрасль : Машиностроение, приборостроение.
Исполнитель: АртАйТи
Функциональная область: Бухгалтерский и налоговый учёт. Управление закупками (МТО). Управление продажами. Управление логистикой и складом. Управление производством.
17.10.2017 - 30.08.2019
Центральный федеральный округ РФ

||
Краткое описание проекта

Атомтрубопроводмонтаж построил комплексную систему управления на базе решения «1С:ERP Управление предприятием». Внедрение позволило полноценно заменить устаревшие разрозненные ИТ-системы и автоматизировать ключевые бизнес-процессы. В итоге организация получила единый контур управления, который охватывает большинство служб и отделов. Оперативное управление компанией стало более осознанным, информация для принятия управленческих решений стала качественнее.

Заказчик

АО «АТМ» («Атомтрубопроводмонтаж») занимается производством и поставкой деталей, сборочных единиц трубопроводов высокого и низкого давлений для атомных и тепловых станций, а также для объектов газонефтехимического комплекса. На предприятии работает более 400 человек. Входит в ГК «Росатом».

Цели и задачи проекта

Цель проекта: повысить управляемость и прозрачность бизнеса при увеличении масштабов деятельности предприятия, обеспечить менеджмент данными для принятия управленческих решений.

Задачи проекта:

  1. Своевременно исполнять обязательства перед клиентами.
  2. Повысить эффективность операционной деятельности (продажи, закупки, производство, логистика, финансы, учет).
  3. Обеспечить менеджмент компании прозрачной (достоверной) оперативной информацией для принятия управленческих решений.
Ситуация до старта проекта

Предпосылки проекта

Выход «АТМ» на поставки для зарубежных станций и инвестирование в создание нового производства привело к значительному увеличению масштабов деятельности предприятия — это потребовало развития инструментов информатизации управления. Ключевая проблема: отсутствовал инструментарий для целостного управления деятельностью компании, что повышало риск не достичь поставленных целей по масштабированию бизнеса, не позволило бы исполнять заказы в срок и обеспечить возврат вложенных акционерами средств. Старая ИТ—структура не позволяла работать с новыми стандартами, диктующими иностранными заказчиками. Ввиду этого было принято решение о внедрении системы ERP-класса, которая позволила бы повысить управляемость, прозрачность и эффективность предприятия при масштабировании бизнеса.


Проблематика до старта проекта:

  1. Прежняя IT-система не отвечала требованиям быстрорастущего бизнеса.
  2. Ведение оперативного учета было очень трудоемко: разрозненность информации, низкое качество НСИ, несколько систем (перенос данных вручную), файлы Excel, ошибки, многократный ручной ввод данных, отсутствие требуемых данных.
  3. Низкий уровень взаимодействия подразделений: разные инструменты учета, данные одного подразделения часто не соответствовали данным другого подразделения.
  4. Отсутствовала прослеживаемость ТМЦ на производстве: невозможность оперативного получения точной информации о заказе и материалах, рост неликвидных запасов, простой мощностей.

Руководство компании приняло решение о создании единой информационной системы управления на базе «1C:ERP Управление предприятием».

Архитектура решения и масштаб проекта

В октябре 2017 года в «АТМ» стартовал проект комплексной автоматизации на базе информационной системы «1С:ERP Управление предприятием».

Проект начался с разработки «Дорожной карты проекта автоматизации на базе 1С:ERP», т.е. был проведен «нулевой» цикл проекта. В результате был согласован план внедрения 1С:ERP (очередность, объемы, результаты внедрения по очередям) с учетом альтернативных путей и минимизации потенциальных узких мест. Компания получила стратегически важный документ, который дал пошаговое представление процесса внедрения и помог сформировать единое согласованное видение проекта у руководства компании и ключевых пользователей проекта, что и послужило основанием к принятию решения о реализации проекта.

К апрелю 2019 года были реализованы 1-я и 2-я очереди проекта — контуры «Операционная деятельность» и «Учет».

В ходе внедрения были выполнены следующие этапы:

  1. Моделирование процессов: разработаны модели бизнес-процессов «Как есть» и «Как будет».
  2. Функциональное моделирование.
  3. Проектирование и разработка технических заданий.
  4. Конфигурирование 1С:ERP в соответствии с техническими заданиями.
  5. Подготовка системы к запуску.
  6. Опытно-промышленная эксплуатация.

В первую очередь запущены логические блоки из контура «Операционная деятельность. К августу 2018 года была полностью автоматизирована цепочка: Продажа — Производство — Закупка — Склад.

Функциональный объем 1-й очереди:

  1. Нормативно-справочная информация.
  2. Управление продажами.
  3. Управление производством.
  4. Управление закупками и складами.

В рамках пилотного проекта «Внедрение системы штрихкодирования на участке по производству отводов методом гиба труб» реализован следующий функционал:

  1. Обеспечение прослеживаемости движения ТМЦ по этапам производства.
  2. Раскрытие фактического состава изделия в маршрутных картах.
  3. Отслеживание выполнения технологических операций и учет трудозатрат.
  4. Планирование и мониторинг загрузки оборудования.

В декабре 2018 года стартовала вторая очередь автоматизации — внедрение функционального модуля «Бухгалтерский и налоговый учет».

Функциональный объем 2-й очереди:

  1. Учет ОС, НМА, учет амортизации ОС в разрезе заказов.
  2. Учет в бухгалтерском учете спецодежды и МПЗ стоимостью до 40 000 руб. (с возможностью распределения на заказы).
  3. Отражение затрат и себестоимости в бухгалтерском учете.
  4. Отражение в бухгалтерском учете материальных запасов на складах и в подразделениях предприятия в разрезе единого справочника материалов.
  5. Учет товаров, готовой продукции.
  6. Учет оказанных услуг, в том числе по выполненным этапам незавершенных работ.
  7. Учет движений денежных средств.
  8. Учет взаиморасчетов по видам.
  9. Учет по кредитам и займам.
  10. Отражение движений ТМЦ выданных/полученных в переработку на основании данных оперативного контура.
  11. Отражение взаиморасчетов с переработчиком и давальцем.

30 апреля 2019 года система введена в промышленную эксплуатацию. Автоматизировано 60 рабочих мест.

Очереди проекта

Особенности и уникальность проекта

В самом начале система «1С:ERP Управление предприятием» внедрялась собственными силами компании. Но проект оказался сложной, ресурсоемкой задачей для компании — это привело к привлечению квалифицированного подрядчика с опытом реализации подобных проектов. Таким подрядчиком стала компания «АртАйТи». 

В реализации проекта появилась технология внедрения 1C:ERP, особенностями которой являются разработка Дорожной карты проекта и моделирование бизнес-процессов. С самого начала в проект были вовлечены руководители компании, владельцы процессов и ключевые пользователи. Вовлечение строилось вокруг бизнес-контекста проекта и модели процессов компании. А также демонстраций, например, контрольного примера. Это стало одним из факторов успешного внедрения проекта. 

Работа была построена следующим образом:

  1. Совместная разработка дорожной карты проекта, которая сформировала согласованное видение проекта. Выделение управляемых очередей проекта. Оценка рисков. Это позволило осознанно принять решение о проекте и существенно снизить риски проекта, создать основу для управления проектом.
  2. Моделирование бизнес-процессов (модель процессов «Как есть» и «Как будет»), входящих в объем проекта, для осознанного принятия решений о процессных и организационных изменениях. Данный этап является подготовкой фундамента для автоматизации.
  3. И только потом — поддержка изменений автоматизацией.

Технология помогла понять, что проект внедрения 1С:ERP — это прежде всего проект организационных изменений.

В ходе моделирования процессов выявлен существенный объем необходимых организационных изменений, например:

  1. Изменение организационной структуры предприятия.
  2. ПТО филиала — стали инициаторами кодирования и формирования справочника «Номенклатура», первоисточником и ответственными за формирование ресурсных спецификаций и маршрутных карт в едином информационном пространстве.
  3. Управление учета контрактов и ценообразования — стали потребителями данных от конструкторского отдела и ПТО, а не дублером занесения данных для дальнейшего своего использования.
  4. Производство больше не направляет бумажные заявки на материалы в отдел материально-технического обеспечения, всю потребность показывает отчет по дефициту.
  5. Ушли от формирования бумажного отчета по выпуску — смотрят в системе.
  6. Автоматизировали процесс мониторинга исполнения заказов — усилили прозрачность производственных процессов. 

Как технология помогла в реализации организационных изменений:

  1. Вовлеченность ключевых сотрудников увеличилась — они поняли, что организационные изменения коснутся именно их, и поняли, за что будут отвечать.
  2. Решения о доработках системы принимались осознанно, поскольку опирались на бизнес-потребности компании.
  3. Появились конкретные ответственные за каждый бизнес-процесс, что заставило людей ответственно подходить к требованиям системы.

 

Этапы проекта 

Результаты проекта

Ключевые результаты внедрения системы на базе «1С:ERP Управление предприятием» в АО «АТМ:

  1. Оперативное управление компанией за счет автоматизации основных бизнес-процессов стало более осознанным, информация для принятия управленческих решений стала качественнее.
  2. Произошли качественные изменения организационного взаимодействия подразделений и глубина их взаимодействия, существенно повысилась прозрачность взаимодействия и понимание руководителями подразделений реальной ситуации. Изменилось качество взаимодействия между сотрудниками подразделений за счет внедрения процессного подхода на предприятии.
  3. Повышена достоверность информации оперативного контроля и анализа данных.
  4. Устранено дублирование ввода первичной информации.
  5. Хозяйственные операции автоматически отражаются в бухгалтерском и налоговом учете.
  6. Повышена достоверность учета основных средств и затрат по направлениям.
  7. Организован удобный доступ к накопленной информации, расширены возможности для анализа информации.
  8. Обеспечена единая методология учета.

Создание информационной системы управления в «АТМ» позволило полноценно заменить устаревшие разрозненные ИТ-системы и автоматизировать ключевые бизнес-процессы. В итоге организация получила единый контур управления, который охватывает большинство служб и отделов предприятия.

Отзыв заказчика

Сергей Латонов

Директор по экономике и финансам АО «Атомтрубопроводмонтаж»

ERP — это нервная система всего живого организма, от которой нельзя избавиться и которую нельзя завести в болезненное состояние, поскольку, если система не будет функционировать, произойдет разрыв всех жизненных процессов предприятия.