Группа компаний «Интер РАО» разработала и внедрила систему финансово-экономического управления в сегментах «Сбыт», «Прочие»


Рабочих мест: 500
Отрасль : Энергетика.
Исполнитель: СИГМА
Функциональная область: Управление на уровне группы компаний и холдинга. Управление финансами. Бухгалтерский и налоговый учёт.
01.11.2018 - 01.04.2021
Федеральный масштаб

||
Краткое описание проекта

Группа компаний «Интер РАО» разработала и внедрила систему финансово-экономического управления на базе  «1С:Управление Холдингом 8» в сегментах «Сбыт», «Прочие». Уникальность проекта в охвате всего спектра бизнес-процессов финансово-экономической деятельности группы и их тесной интеграции друг с другом. Автоматизированы процессы бухгалтерского учета, МСФО, казначейства, бизнес-планирования и договорного блока. Во главу угла поставлено бесшовное взаимодействие блоков в рамках сквозных учетных процессов. Вся финансовая информация находится в единой системе, не допускается  ее дублирование в разных блоках.

Заказчик

Публичное акционерное общество «Интер РАО» — российская энергетическая компания, управляющая активами в России, а также в странах Европы и СНГ. В сферу деятельности Интер РАО входит производство и сбыт электрической и тепловой энергии, международный энергетический трейдинг, инжиниринг, проектирование и строительство энергообъектов. Штаб-квартира компании находится в Москве. 

Цели и задачи проекта

Основые цели проекта:

  • централизованная автоматизация процессов бухгалтерского и налогового учета в соответствии с единой корпоративной унифицированной учетной политикой группы «Интер РАО», учета по МСФО и процессов бюджетирования и казначейства;
  • развитие процессов централизованного управления и сопровождения применения единых корпоративных стандартов методологии бухгалтерского, налогового учета и учета по МСФО в группе;
  • повышение качества показателей по фактическому исполнению бизнес-планов компаний группы;
  • повышение уровня синхронизации (соответствия) данных бухгалтерского учета компаний группы с данными смежных информационных областей (бизнес-планирование, трансфертное ценообразование, номенклатурная справочная информация, консолидированная отчетность и т.п.);
  • повышение эффективности деятельности компаний за счет детального сбалансированного планирования и контроля доходов и расходов, денежных активов, обязательств, источников финансирования общества посредством комплексной автоматизации бизнес-процессов, входящих в подсистему экономики и финансов.

Задачи проекта:

  • модернизировать систему финансового-экономического управления (ФЭУ) на предприятиях группы «Интер РАО»;
  • создать на базе российского программного обеспечения «1С:Управление холдингом» корпоративный финансовый шаблон для последующего его внедрения на предприятиях группы.

Алексей Тимохин, директор по экономике ПАО «Интер РАО»

«Проект является для нас уникальным, поскольку предполагает не просто автоматизацию управленческих функций, процессов, а прежде всего проектирование системы управления предприятием: моделируются необходимые процессы, включая правила и методы, унифицируется информационная модель предприятия, интегрируются многие информационные области, и для всего этого создается технологическая среда — АИС. Естественным образом в проектируемой системе воспроизводится корпоративная унифицированная учетная политика (КУУП) — корпоративный методический стандарт приобретает информационное, программное оформление. Обеспечивается адаптация под требования структуры данных консолидированной отчетности группы „Интер РАО“ по МСФО, а также корпоративного формата бизнес-плана, включая оперирование корпоративно значимой аналитикой».

Также к задачам проекта можно отнести:

  • создание единой основы для формирования множественных отчетов в отношении как плановой, так и фактической информации, что потребует совмещения множества аналитических срезов;
  • развитие уровня синхронизации (соответствия) данных бухгалтерского учета компаний группы с данными смежных информационных областей (бизнес-планирование, трансфертное ценообразование, номенклатурная справочная информация, консолидированная отчетность и т.п.);
  • оптимизация состава используемых ИС, упрощение процедур их поддержки и обслуживания;
  • повышение степени автоматизации бизнес-процессов: снижение объема ручной обработки данных, снижение трудоемкости планирования, учета и отчетности;
  • увеличение скорости формирования управленческой отчетности, повышение оперативности управления;
  • прозрачность и актуальность управленческих данных, оперативное обращение к аналитике любого уровня;
  • построение модели распределенных процессов планирования и учета, основанной на емкой ролевой модели, что создаст возможности для трансформации организационной структуры финансово-экономических служб группы (в частности, гармонично обеспечит функционирование корпоративного общего центра обслуживания);
  • развитие процессов централизованного управления и сопровождения применения единых корпоративных стандартов методологии бухгалтерского, налогового учета и учета по МСФО в группе «Интер РАО», а также работы в корпоративных учетно-информационных системах;
  • повышение качества обработки информации за счет автоматизации множественных контрольных процедур, что в свою очередь приближает компанию к требованиям целевого налогового режима — налоговый мониторинг;
  • повышение эффективности деятельности общества за счет детального сбалансированного планирования и контроля доходов и расходов, денежных активов, обязательств, источников финансирования посредством комплексной автоматизации бизнес-процессов, входящих в подсистему экономики и финансов.
Ситуация до старта проекта

В дочерних обществах группы «Интер РАО», входящих в контур внедрения, процесс бюджетирования и казначейства был автоматизирован разными средствами, от продуктов «1С» и зарубежных систем до самописных решений. Данные системы решали узкие конкретные задачи и не обладали достаточной функциональностью для обеспечения комплексного планирования и контроля финансовых операций.

Ведение бухгалтерского учета, сбор данных по МСФО, бизнес-планирования и казначейские функции были автоматизированы в разных информационных системах с частичной интеграцией или без таковой.

Автоматизация отдельных функциональных областей, обеспечивающих необходимую глубину работы с первичной информацией, не интегрировалась в единую модель работы с финансово-экономической информацией на предприятиях в силу разнообразия решений, обеспечивающих бухгалтерский учет.

Как следствие существующего порядка организации и выполнения процесса подготовки консолидированной отчетности группы и подготовки отчетов об исполнении бизнес-планов дочерних обществ группы «Интер РАО», имелись ограничения и риски управления текущей деятельностью и развития в целом:

  • отсутствие достаточной возможности у менеджмента общества принимать взвешенные решения по управлению капиталом, активами и обязательствами дочерних компаний на основании достоверной, сопоставимой и оперативной учетной информации;
  • высокие риски искажения данных по фактическому исполнению бизнес-планов компаний групп, ввиду ручного ввода данных и отсутствия синхронизации структуры показателей управленческого учета корпоративного уровня с областью бухгалтерского учета;
  • риски искажения показателей бизнес-планов компаний группы из-за ручного ввода агрегированных данных в формы системы АСКП (автоматизированной системы сводного корпоративного экономического планирования);
  • риски искажения консолидационных пакетов дочерних обществ вследствие различий в учетных политиках и используемых учетных системах;
  • наличие рисков нарушения качества локальной бухгалтерской и налоговой отчетности компаний группы «Интер РАО».
Архитектура решения и масштаб проекта

Системы финансово-экономического управления в сегментах «Сбыт» и «Прочие» построена на базе решения «1С:Управление Холдингом 8». Система предназначена для автоматизации процессов бухгалтерского, налогового учета, учета по МСФО, процессов бюджетирования и казначейства. Применяется распределенная архитектура с использованием центрального узла, когда для каждого дочернего общества выделяется индивидуальная информационная база, но управление НСИ и методологической моделью выполняется централизовано.

Автоматизированы функции:

  1. Бухгалтерский учет:
  • банк и касса;
  • расчеты с контрагентами;
  • товарно-материальные ценности;
  • торговые операции;
  • производственные операции;
  • основные средства;
  • нематериальные активы;
  • расчет зарплаты и кадровый учет;
  • завершение периода;
  • учет в обособленных подразделениях;
  • регламентированная отчетность.
  1. Налоговый учет.
  2. Бюджетирование, финансовое планирование.
  3. Финансовый анализ.
  4. Управленческий учет и расчет себестоимости методом ABC.
  5. Анализ данных и прогнозирование.
  6. Управление денежными средствами (казначейство).
  7. Управленческий учет.
  8. Учет по МСФО.
  9. Производство, услуги:
  • расчет нормативной себестоимости;
  • расчет фактической себестоимости;
  • учет основных средств, расчет амортизации.
  1. Управление проектами и портфелями проектов:
  • учет хозяйственных операций по проектам;
  • анализ деятельности в разрезе проектов.
  1. Автоматизация бизнес-процессов.
  2. Закупки (снабжение) и управление отношениями с поставщиками:
  • оформление заказов поставщикам;
  • планирование закупок;
  • учет прихода ТМЦ;
  • учет неотфактурованных поставок;
  • формирование графика оплаты поставщикам.

Система состоит из взаимосвязанных подсистем, реализующих: 

Бухгалтерский учет и отчетность.

Налоговый учет и отчетность.

  1. Учет по МСФО и подготовка консолидационных пакетов для целей формирования консолидированной отчетности группы по стандартам МСФО.
  2. Бюджетирование, формирование плановых и фактических показателей уровня ДО для загрузки в АСКП (автоматизированную систему сводного корпоративного экономического планирования).
  3. Казначейство, управление ликвидностью и исполнение платежей.
  4. Управление единой нормативно-справочной информацией.
  5. Интеграцию с внешними системами.

Масштаб проекта: 6 компаний.

Сегмент «Сбыт»: АО «Петербургская сбытовая компания», АО «ПЭС».

Сегмент «Прочие»: ООО «ОРЦ», ООО «Интер РАО — Управление сервисами», ООО «Интер РАО — Центр управления закупками», ООО «Интер РАО — ИТ».

Особенности и уникальность проекта

Уникальность проекта состоит в охвате всего спектра бизнес-процессов финансово-экономической деятельности группы «Интер РАО» и их тесной интеграции друг с другом. Автоматизированы процессы бухгалтерского учета, МСФО, казначейства, бизнес-планирования и договорного блока. Во главу угла поставлено бесшовное взаимодействие блоков друг с другом в рамках сквозных учетных процессов. Вся финансовая информация находится в единой системе, не допускается дублирование информации в разных блоках.

Система (ФЭУ) не только воспроизводит передовую единую (комплексную) модель финансово-экономического управления. Она совмещает различные процессные компоненты, ранее имевшие индивидуальное оформление в различных ИТ-системах, применяемых в совокупности на предприятиях группы. А также выступает информационным ядром по отношению к множеству функциональных систем, обеспечивающих автоматизацию отдельных функциональных областей (закупки, склады, работа с клиентами и т.п.), являющихся средой первичной обработки исходной информации.

Система несет в себе управленческий шаблон — модель финансово-экономического управления, воспроизводимую на каждом предприятии: требования по составу оперируемой информации, требования к процессам планирования, единая модель управления финансами, модель распределенного учетного процесса — от места возникновения информации до квалифицированной бухгалтерской обработки и итоговой финансовой отчетности.

Результаты проекта
  1. Автоматизированы процессы бухгалтерского и налогового учета, в соответствии с единой корпоративной унифицированной учетной политикой группы «Интер РАО», а также учет по МСФО и процессы бюджетирования и казначейства.
  2. В области бухгалтерского и налогового учета автоматизированы процессы закрытия периода, включая распределение себестоимости по управленческим аналитикам. Это значительно сократило время предоставления отчетности.
  3. В блоке казначейства, помимо автоматизации типовых операций, разработан блок управления производными финансовыми инструментами, введен сквозной контроль операций с денежными средствами. Наибольшие изменения процессов и методик коснулись бизнес-планирования и бюджетного контроля.
  4. Автоматизировано больше 250 бюджетных форм и отчетов, позволяющих перейти к комплексному бизнес-планированию в разрезе 40 независимых аналитик.
  5. Выросло качество показателей по фактическому исполнению бизнес-планов компаний группы.
  6. Благодаря новой архитектуре, производительность блока повысилась в сотни раз, а отдельных модулей — в тысячи.
  7. Также внедрена подсистема контрольных процедур, позволяющая минимизировать ошибки за счет выявления наиболее сложно выполнимых процессов. За счет этого можно точечно корректировать и оптимизировать работу персонала, снижая затраты на его обучение и найм.

На данный момент в системе ИС ФЭУ работают около 500 пользователей в 6 компаниях группы «Интер РАО», стартовал процесс тиражирования решения еще на 18 предприятиях Группы «Интер РАО».

Экономический эффект от внедрения:

  • сокращение трудозатрат в подразделениях на 30%;
  • ускорение получения управленческой отчетности на 30%;
  • ускорение получения регламентированной отчетности на 40%;
  • сокращение операционных и административных расходов на 30%.