Тиражирование бухгалтерского и налогового учета в структурных подразделениях и подконтрольных организациях группы «Татнефть»


Рабочих мест: 1570
Отрасль : Химия, нефтехимия.
Исполнитель: 1С-Рарус Казань
Функциональная область: Управление на уровне группы компаний и холдинга. Бухгалтерский и налоговый учёт.
01.05.2021 - 01.05.2022
Приволжский федеральный округ РФ

||
Краткое описание проекта

В 2019 году Татнефть начала проект перевода текущей функциональности бухгалтерского и налогового учета с зарубежной системы на «1С:ERP Управление предприятием». Учитывая положительный опыт и значимые результаты, система растиражирована в структурных подразделениях и ряде подконтрольных организаций группы. Оптимизированы и стандартизированы учетные процессы и формы первичных учетных документов. С целью максимального использования стандартного функционала системы пересмотрен ряд методологических подходов и внесены изменения в учетную политику компании.  Смена платформы в подразделениях проведена без потери качества учета, а также с соблюдением сроков составления и сдачи отчетности. 

Заказчик

«Татнефть» — одна из крупнейших российских нефтяных компаний, в составе которой динамично развиваются нефтегазодобыча, нефтепереработка, нефтегазохимия, шинный бизнес, сеть АЗС, композитный кластер, электроэнергетика, разработка и производство оборудования для нефтегазовой отрасли и блок сервисных структур. Основные активы расположены на территории Российской Федерации, бизнес-проекты ведутся на внутреннем и зарубежном рынках.

Цели и задачи проекта

В 2019 году ПАО «Татнефть» им. В.Д. Шашина приступила к реализации проекта по переводу текущей функциональности бухгалтерского и налогового учета с зарубежной системы на отечественное решение «1С:ERP Управление предприятием». Учитывая положительный опыт и значимые результаты, продолжились работы по тиражированию проекта в структурных подразделениях и в ряде подконтрольных организаций группы «Татнефть». Тиражирование информационной системы на базе «1С:ERP Управление предприятием» выполнялось с применением гибкой методологии внедрения. Не было единого большого этапа оформления технического задания и единого этапа настройки и разработки. Вместо этого по каждому подразделению проводилась работа в несколько итераций.

Цель проекта: построить единую и масштабируемую систему, обеспечивающую учетные процессы всех аспектов деятельности компании.

Задачи проекта:

  • моделирование и адаптация процессов в системе на базе «1С:ERP Управление предприятием» по всем подразделениям;
  • реализация специфичных и отраслевых процессов с учетом типовых возможностей системы;
  • повышение уровня адаптации системы на базе 1С:ERP (относительно исторической системы) под бизнес-процессы, в том числе автоматизированные интеграции с другими информационными системами и, как следствие, сокращение трудозатрат и повышение прозрачности данных;
  • автоматизация сбора информации для консолидированной отчетности;
  • повышение надежности и быстродействия системы;
  • повышение оперативности обновления системы для соответствия требованиям законодательства и функционального развития системы на базе 1С:ERP.
Ситуация до старта проекта

В рамках исполнения стратегии развития информационных систем и обеспечения цифрового суверенитета, руководство компании инициировало программу проектов по переводу текущей функциональности с зарубежной платформы на отечественные программные продукты, которые охватывают процессы по ведению бухгалтерского и налогового учета, кадрового учета и расчета заработной платы, управления финансами, закупками и договорами. Принимая решение о смене платформы, компания, в первую очередь, руководствовалась тем, что отечественные программные продукты должны учитывать реальные потребности бизнес-направлений, повышать их конкурентное преимущество и отличаться высокой скоростью адаптации, а также гибкостью в реализации бизнес-задач. Выбирая систему автоматизации бизнес-процессов, компания выбирает корпоративный язык, на котором будут эффективно и качественно взаимодействовать все ее подразделения.

Архитектура решения и масштаб проекта

Единая учетная система с единой корпоративной методологией ведения бухгалтерского и налогового учета, сопряженная с производственными процессами, построена на базе решния «1С:ERP Управление предприятием».

Автоматизированы функции:

  1. Регламентированный учет.
  2. Управление затратами и расчет себестоимости.
  3. Управление производством (позаказное производство).
  4. Управление складом и запасами.
  5. Управление закупками.
  6. Управление продажами.

Особенности и уникальность проекта
  1. Тиражирование информационной системы на базе «1С:ERP Управление предприятием» выполнялось с применением гибкой методологии внедрения. Не было единого большого этапа оформления технического задания и единого этапа настройки и разработки. Вместо этого по каждому подразделению проводилась работа в несколько итераций. В каждой итерации выполнялся цикл задач: обследование процессов, моделирование (в т.ч. разработка), тестирование и демонстрация бизнес-процессов. Такой подход позволил значительно сократить время перевода подразделений на 1С:ERP, принять решения по методологическим расхождениям, определить список дефицита функциональности и решения для его покрытия.
  2. Запуск системы в подразделениях осуществлялся без дублирования данных в исторической системе.
  3. Расширение применяемых функциональных блоков: позаказные и давальческие схемы производства по направлению машиностроение (Бугульминский механический завод), механизм обособленного обеспечения потребностей материально-технического обеспечения (подразделение: управление «Татнефтеснаб»).
  4. Реализация проекта осуществлялась в формате работы «удаленного доступа». Взаимодействие участников происходило с использованием коммуникационных приложений.
Результаты проекта
  1. Завершен перевод всех структурных подразделений и ряда подконтрольных организаций группы «Татнефть» с зарубежной системы в единую систему на базе «1С:ERP Управление предприятием».
  2. С целью максимального использования стандартного функционала системы пересмотрен ряд методологических подходов и внесены изменения в учетную политику компании.
  3. Оптимизированы и стандартизированы учетные процессы и формы первичных учетных документов.
  4. Смена платформы в подразделениях проведена без потери качества учета, а также с соблюдением сроков составления и сдачи отчетности.
  5. Для повышения производительности и стабильности работы системы 1С:ERP проведен анализ выполнения длительных операций и реализована оптимизация ряда механизмов и отчетов.
  6. Система 1С:ERP интегрирована со смежными информационными системами.
  7. Завершены работы по обновлению конфигурации 1С:ERP до актуальной версии 2.5.7.390.

На текущий момент в системе работают 4970 пользователей, в том числе:

  • количество автоматизированных рабочих мест за период 2019 — 2021 г. — 3400;
  • количество автоматизированных рабочих мест за период 2021 — 2022 гг. — 1570.