Группа компаний «КАРЕЛКАМЕНЬ» построила систему управления ресурсами


Рабочих мест: 108
Отрасль : Добывающая промышленность.
Исполнитель: РАУ АйТи
Функциональная область: Управление на уровне группы компаний и холдинга. Управление финансами. Управление продажами. Управление логистикой и складом. Управление производством. Управление транспортом. Управление документами и контентом.
01.09.2020 - 01.06.2021
Центральный федеральный округ РФ
Северо-Западный федеральный округ РФ

||
Краткое описание проекта

Группа компаний «КАРЕЛКАМЕНЬ» решила задачи управления производством, финансами, логистикой и транспортом. Инструментом автоматизации стала система управления ресурсами на базе «1С:ERP Управление предприятием». В результате система оптимизировала управление продажами и доставкой щебня, обеспечила согласование заявок на расходования денежных средств и расчет себестоимости добываемых материалов, улучшила планирование работы более 20 речных судов. Контроль за рентабельностью продаж исключил до 5% убыточных контрактов.

Заказчик

Группа компаний «КАРЕЛКАМЕНЬ» руководит рядом предприятий в сфере производства, транспортировки и реализации нерудных строительных материалов. Имеет собственную сбытовую сеть, состоящую из семи складских комплексов, расположенных в  крупнейших портах Санкт-Петербурга, Череповца, Москвы, Ярославля и Нижнего Новгорода.

Цели и задачи проекта

Руководство «КАРЕЛКАМЕНЬ» поставило следующую бизнес-цель проекта – сократить издержки, используя ресурсы компании более рационально.

В организации запланировали поэтапную автоматизацию оптовой торговли, казначейства, бюджетирования, премирования, процессов производства и транспортировки.

Для этого ERP-система предприятия должна решать задачи по:

  1. Точному расчету себестоимости продукции с учетом прямых и косвенных затрат: лизинга, процентов по кредитам, затрат на хранение и перемещение материалов.
  2. Формированию финансового результата и расчету показателей рентабельности продаж.
  3. Быстрому согласованию заказов, коммерческих предложений и заявок на расходование средств.
  4. Контролю за целевым использованием денежных средств и расчету вознаграждений сотрудникам компании.
  5. Планированию маршрутов для речного флота: оптимальному построению путей и сокращению простоев и переходов с балластом или некоммерческой загрузкой, управлению арендованным флотом.
Ситуация до старта проекта

До старта проекта в компании «КАРЕЛКАМЕНЬ» использовали систему на базе решения «1С:Управление торговлей». С ростом организации руководство хотело объединить все подразделения в единую систему и расширить ее возможности, оставаясь при этом на платформе «1С».

Помимо этого, в компании возникло несколько проблем:

  1. Фактические затраты на реализацию добываемых материалов не сходились с плановыми: в компании не могли точно рассчитать себестоимость продукции. До 5% контрактов оказывались нерентабельными.
  2. Менеджеры и логисты рассчитывали премии вручную в электронных таблицах. Данные часто не сходились с информацией из бухгалтерии. Сравнить планируемую прибыль с фактической было невозможно. Поэтому сотрудники нередко получали премию за убыточные контракты.
  3. До 60 заявок на расходование средств ежедневно согласовывались казначеем вручную через электронную почту. Согласование могло затягиваться до нескольких дней.
  4. В работе флота возникали простои, что критично сказывалось в сезон речной навигации.

Проект проходил в условиях «межсезонья», когда дирекция могла уделять ему больше времени, не фокусируясь на решении операционных задач бизнеса.

Архитектура решения и масштаб проекта

В компании внедрена система управления ресурсами на базе решения «1С:ERP Управление предприятием 2». Произведена интеграция с ECM-системой «1С:Документооборот», программными продуктами «1С:Бухгалтерия 8» и «1С:Зарплата и управление персоналом». Автоматизировано 108 рабочих мест. В 1C:ERP поступают выписки из банк-клиента, первичные документы от поставщиков и покупателей, заявки на оптовую и розничную закупку.

Автоматизированы функции:

  1. Расчет фактической и нормативной себестоимости.
  2. Оформление заказов и взаиморасчеты с покупателями.
  3. Ценообразование, прайс-листы.
  4. Оптовая торговля.
  5. Управление складскими запасами и ордерным складом.
  6. Финансовый анализ.
  7. Мониторинг и анализ ключевых показателей деятельности, прогнозирование.
  8. Управление денежными средствами.
  9. Управленческий учет и консолидация данных.
  10. Делопроизводство, учет и хранение документов.
  11. Расчет зарплаты и применение различных мотивационных схем.
  12. Оформление заказов поставщикам и учет прихода ТМЦ.
  13. Формирование графика оплаты и взаиморасчеты с поставщиками.
  14.  Управление отношениями с клиентами (CRM).
Особенности и уникальность проекта

Проект внедрения «1С:ERP» особенен географией присутствия компании. Месторождения Карелкамня преимущественно расположены в Республике Карелия, а логистика поставок включает Санкт-Петербург, Череповец, Москву, Ярославль и Нижний Новгород; собственные открытые площадки, ж/д тупики и причальные комплексы в регионах России.

В ходе проекта был настроен корректный учет себестоимости с учетом прямых и косвенных затрат. Программа регистрирует и распределят расходы согласно построенной модели учета. Система учитывает и включает в себестоимость продукции издержки на поставки автомобильным, железнодорожным, водным и смешанным видами транспорта, косвенные затраты на лизинг, проценты по кредитам, зарплаты. Оценка в денежном выражении отражает потребление всего перечня ресурсов «Карелкамня» по направлениям деятельности.

Настроены бизнес-процессы «Согласования заявок». Система имеет многоуровневую структуру, то есть предусматривает взаимодействие нескольких ответственных лиц: два уровня (ответственных лица) у согласования заказов клиентов и коммерческих предложений; три уровня (ответственных лица) у документов премирования.

Помимо этого, в рамках проекта был создан платежный календарь, настроен фактический учет денежных средств и работа с лимитами. Пользователи системы прошли обучение и получили инструкции по работе функциональных областей.

Результаты проекта

Основные работы по автоматизации были завершены к началу нового сезона навигации судов. Внедренная информационная система на базе «1С:ERP» обеспечила точный расчет себестоимости продукции. Расхождения плановых и фактических расходов по каждой сделке устранены. Достигнуты цели по автоматическому расчету финансового результата и получению прозрачной картины рентабельности продаж.

Согласование заявок на расходование денежных средств, заказов и коммерческих предложений ускорилось. С помощью интеграции с «1С:Документооборот» менеджеры направляют документы по настроенным цепочкам согласования.

Усилен контроль за целевым использованием денежных средств, оптимизирован премиальный фонд. Система проверяет правильность расчета прибыли. Премии за убыточные контракты не начисляются.

Собственный и арендованный флот управляется через систему: создан календарь судодвижения, определены неоптимальные переходы судов. Это помогает выявлять простои флота и принимать меры по их сокращению.

За время использования система «1С:ERP» доказала свою экономическую эффективность. Компании удалось исключить до 5% убыточных контрактов, что является значительным результатом для компании, выручка которой за 2021 год составила 594,1 млн рублей.

Кузнецова Любовь, главный бухгалтер ГК «КАРЕЛКАМЕНЬ»

1С:ERP помогает нам более рационально управлять ресурсами компании. Мы начали верно считать себестоимость и исключили возможность продавать «в минус». Процесс согласования заявок на расходование средств переехал в систему, что помогло усилить контроль за финансами. Автоматизирован расчет премий – снизились расходы на персонал. Изначально мы планировали инвестировать в систему, которая даст нам положительный экономический эффект, и у нас это получилось.