Построение информационной системы управления финансово-хозяйственной деятельностью Правительства Иркутской области


Рабочих мест: 4000
Отрасль : Гос. и муниципальное управление.
Исполнитель: Группа компаний "Форус"
Функциональная область: Бухгалтерский и налоговый учёт. Управление персоналом, расчёт зарплаты.
01.06.2014 - 31.01.2017
Сибирский федеральный округ РФ

||
Краткое описание проекта

Правительство Иркутской области создало единую централизованную информационную систему учёта финансово-хозяйственной деятельности органов государственной власти и государственных учреждений области. Проект охватывает 30 органов власти и 586 подведомственных учреждений. Единая система учёта финансово-хозяйственной деятельности построена на основе облачных технологий и платформы «1С:Предприятие 8». Это одна из самых масштабных информационных систем в стране — она рассчитана на одновременную работу более 4000 пользователей на всей территории Иркутской области. В настоящий момент все органы ведут учёт деятельности в облачных системах.

Заказчик

Правительство Иркутской области — высший орган исполнительной власти в регионе. В перечень полномочий правительства входят подготовка бюджета Иркутской области, обеспечение его исполнения и формирование соответствующего отчёта; разработка и последующее выполнение стратегии социально-экономического развития региона и государственных программ социально-экономического развития области.

Цели и задачи проекта

Цель — построение единой автоматизированной информационной системы учёта финансово-хозяйственной деятельности органов государственной власти и государственных учреждений Иркутской области. Система направлена на решение следующих задач:

  • использование единой унифицированной методики ведения бухгалтерского (бюджетного) и управленческого учёта;

  • консолидация учётных данных по всем областным государственным учреждениям;

  • контроль за расходами подведомственных учреждений;

  • обеспечение прозрачности и открытости информации об исполнении бюджета и реализации государственных программ.

Ситуация до старта проекта

Финансово-хозяйственную деятельность в Иркутской области ведут 30 органов исполнительной власти и 586 подведомственных учреждений. Причём, в отличие от крупной холдинговой структуры, среди государственных организаций существует высокая дифференциация по направлениям деятельности: это и непосредственно органы власти и учреждения здравоохранения, образования, социального развития, опеки и попечительства и др. В них трудятся более 100 тыс. сотрудников.

В каждом из учреждений есть свои особенности бюджетного (бухгалтерского) и управленческого учёта, системы начисления заработной платы, которые хотя и соответствуют отраслевым нормам, тем не менее, сильно различаются.

Проведение регулярного аудита финансово-хозяйственной деятельности позволит в итоге определить «узкие» места финансово-хозяйственной деятельности учреждений, расшивка которых в дальнейшем повысит уровень качества оказываемых потребителям услуг.

Распоряжением Правительства РФ от 20.07.2011 N 1275-р «О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"» определены цель, задачи, основные направления и принципы создания и развития государственной информационной системы управления общественными финансами. Помимо этого, постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2016 г. N 392 определены приоритетные направления развития информационных технологий:

  • использование типовых информационно-технологических сервисов и единой сети передачи данных, а также системы центров обработки данных;

  • использование российских информационно-коммуникационных технологий и свободного программного обеспечения;

  • защита информации, содержащейся в государственных информационных системах, и обеспечение информационной безопасности при использовании информационно-коммуникационных технологий;

  • повышение качества и обеспечение доступности государственных информационных ресурсов, в том числе в форме открытых данных.

Архитектура решения и масштаб проекта

В Иркутской области уже есть положительный опыт внедрения централизованного программного обеспечения для медицинских учреждений. В этом проекте использованы решения компании «1С». «Опираясь на этот успешный опыт, а также на то, что более 90% наших учреждений работали на программном обеспечении от «1С», мы провели модернизацию системы учёта финансово-хозяйственной деятельности учреждений», — объясняет Александр Каневский, первый заместитель министра Министерства финансов Иркутской области.

Для автоматизации отдельных направлений были выбраны следующие системы (рис. 1):

Состав системы учёта финансово-хозяйственной деятельности органов государственной власти и государственных учреждений

Рис. 1. Состав системы учёта финансово-хозяйственной деятельности органов государственной власти и государственных учреждений.

Технически все приложения были реализованы в облачной архитектуре на базе технологии «1С:Fresh» (рис. 2). «Облачные технологии «1С» дают множество возможностей, — говорит Марина Слесаренко, заместитель директора фирмы «1С» по работе с корпоративными клиентами. — Это масштабируемость, возможность работы неограниченного количества прикладных решений и неограниченного количества учреждений. Это кластеризация информационных баз, обеспечение интеграции между приложениями и системой сдачи отчётности. И очень важна возможность перехода из локальной версии системы в облачную и обратно. Россия большая, и не везде Интернет дошёл до каждого пользователя. Поэтому технологии «1С» позволяют создавать гетерогенную среду: можно перевести часть учреждений на облачную систему, а часть оставить в локальной среде. Специальные технологии «1С» позволяют развернуть в локальной среде точно такие же системы, точно также их централизованно обновлять, как и облачные системы. Это позволяет централизованно собирать отчётность в гетерогенной среде, что очень важно для автоматизации учреждений регионального уровня».

Техническая архитектура облачной системы

Рис. 2. Техническая архитектура облачной системы.

Система рассчитана на одновременную работу более 4000 пользователей по всей территории Иркутской области. «Возможность использовать автономное рабочее место критически важна для нас, — подтверждает Александр Каневский. — У нас есть учреждения, которые находятся в отдалённых районах, где сегодня в принципе невозможно проложить наземные линии связи. При этом требуется регулярно обновлять информацию в централизованной базе данных. Там иной вариант работы, кроме автономного рабочего места, невозможен. Это одна из причин, почему мы остановились на технологиях компании «1С».

Особенности и уникальность проекта

Единая система учёта финансово-хозяйственной деятельности построена на основе облачных технологий и платформы «1С:Предприятие 8». Это одна из самых масштабных облачных систем в России. В реализации проекта участвовало несколько поставщиков, включая фирму «1С». Техническое обеспечение облачного решения осуществляет специальное учреждение — Информационно-технический центр, который стал оператором системы и выполняет функции службы сопровождения. Наиболее сложной задачей стало создание единой методологии учёта по всем подведомственным учреждениям.

Результаты проекта

Начиная с 1 июля текущего года все 30 органов власти Иркутской области и 586 подведомственных учреждений ведут учёт финансово-хозяйственной деятельности и формируют регламентированную бухгалтерскую (бюджетную) отчётность в облачной системе.

Использование централизованного программного обеспечения позволяет совершенствовать технологии управленческого учёта, виды отчётности и, как результат, консолидировать необходимую информацию для принятия обоснованных управленческих решений. «Работа в облачной модели для нас, бесспорно, эффективна, – резюмирует Александр Каневский. – Одна из основных задач, решаемых системой, – это повышение качества ведения бюджетного учета и составления отчётности. Мы можем консолидировать информацию практически мгновенно».

По требованию аналитиков в органах власти система оперативно формирует достоверные статистические данные, например, об уровне средней заработной платы отдельных категорий работников, наличии просроченной кредиторской, дебиторской задолженности, сведения об использовании особо ценного движимого и иного закреплённого за учреждениями имущества, о стоимости одного дня питания в медицинских и образовательных организациях и т. д. 

Экономическая эффективность проекта достигается за счёт снижения затрат организаций на приобретение и обслуживание серверных мощностей, обновление и сопровождение системы, консультационную поддержку. 

Отзыв заказчика

Александр Каневский

первый заместитель министра Министерства финансов Иркутской области

Проведение регулярного аудита финансово-хозяйственной деятельности позволит в итоге определить «узкие» места финансово-хозяйственной деятельности учреждений, расшивка которых в дальнейшем повысит уровень качества оказываемых потребителям услуг.