Автоматизация бухгалтерского и налогового учёта, кадрового учёта и управления денежными средствами НПП «Салют»


Рабочих мест: 150
Отрасль : Машиностроение, приборостроение.
Исполнитель: Внедренческий центр "Раздолье"
Функциональная область: Управление финансами. Бухгалтерский и налоговый учёт. Управление персоналом, расчёт зарплаты. Управление логистикой и складом. Управление документами и контентом.
01.07.2014 - 04.09.2016
Центральный федеральный округ РФ

||
Краткое описание проекта

НПП «Салют» за­вер­ши­ло авто­ма­ти­за­цию бух­гал­тер­ско­го и на­ло­го­во­го учё­та, ка­дро­во­го учёта, а так­же упра­вле­ния де­неж­ны­ми сред­ства­ми на ба­зе си­сте­мы «1С:ERP Управление предприятием 2». Авто­ма­ти­зи­ро­ва­ны основ­ные тре­бо­ва­ния за­ко­но­да­тель­ства РФ по ра­бо­те с гос­о­бо­рон­за­ка­зом. В ре­зуль­та­те вне­дре­ния но­вой си­сте­мы обес­пе­чен ав­то­ма­ти­чес­кий кон­троль за эф­фек­тив­но­стью ис­пол­не­ния го­су­дар­ствен­но­го обо­рон­но­го за­ка­за на пред­при­я­тии. В 2 ра­за со­кра­тил­ся срок под­го­тов­ки ре­гла­мен­ти­ро­ван­ной от­чёт­но­сти, а вре­мя под­го­тов­ки кор­по­ра­тив­ной от­чёт­но­сти (по ана­ли­зу ис­пол­не­ния до­го­во­ров с за­каз­чи­ка­ми и ис­пол­ни­те­ля­ми) со­кра­ти­лось на 40%.

Заказчик

Научно-производственное пред­при­я­тие «Салют» — одно из ве­ду­щих пред­при­я­тий обо­рон­но-про­мы­шлен­но­го ком­плек­са России, ли­дер по ра­зра­бот­ке и вне­дре­нию изде­лий в обла­сти ко­ра­бель­ной ра­ди­о­ло­ка­ции. С 1944 го­да пред­при­я­тие спе­ци­а­ли­зи­ру­ет­ся на вы­пу­ске ра­ди­о­ло­ка­ци­он­ных стан­ций, средств на­блю­де­ния и упра­вле­ния стрель­бой ко­ра­бель­ной ар­ти­л­ле­рии. В 60-х го­дах за­вод «Салют» при­нял учас­тие в кос­ми­чес­ких про­грам­мах.

Цели и задачи проекта
  1. Соблюдение в учёте требований Приказа Минпромэнерго России № 200 от 23.8.2006 «Об утверждении Порядка определения состава затрат на производство продукции оборонного назначения, поставляемой̆ по государственному оборонному заказу», закона от 29.12.2012 № 275 «О государственном оборонном заказе», постановления Правительства РФ №47 от 19.1.1998 «О правилах ведения организациями, выполняющими государственный заказ за счет средств федерального бюджета, раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности».
  2. Ведение полноценного бухгалтерского и налогового учёта с автоматическим заполнением основных отчётных форм, деклараций, автоматическим расчётом налога на прибыль и НДС. Возможность учёта деятельности, облагаемой разными ставкам НДС, а также без НДС, автоматизация формирования налогов.
  3. Ведение кадрового учёта и расчёта заработной платы с возможностью автоматического формирования отчётности в фонды.
  4. Автоматическое формирование цены и себестоимости заказа.
  5. Полноценное управление денежными средствами.
Ситуация до старта проекта

НПП «Салют» имеет давнюю историю, поэтому автоматизация предприятия шла эволюционно — в зависимости от текущих потребностей того или иного отдела. Всё это привело к тому, что в работе одновременно использовались 6 информационных систем для разных разделов учёта. Такой широкий «ассортимент» программ создавал массу проблем:

  • практически все отчёты собирались вручную из разных источников;
  • работа велась не оперативно;
  • часть информации терялась.

Кроме того, существовавшая на предприятии бухгалтерская система не обеспечивала необходимых требований работы с гособоронзаказом.

Несколько примеров. Склады предприятия вели «ручной» учёт на карточках, один раз в месяц эти данные вносились в одну из информационных систем, после чего в бумажном варианте остатки на конец месяца передавались всем оперативным службам (отделу снабжения, отделу комплектации, ПДО). То есть, остатки материальных запасов были актуальны только один раз в месяц, а всё остальное время всем службам приходилось только догадываться о состоянии склада или обращаться напрямую и выяснять эту информацию у кладовщиков.

Другой пример из области учёта договоров — договорная база предприятия (с графиками исполнения, сроками платежей, дополнительными соглашениями и прочим) была «оторвана» от базы бухгалтерского учёта. В результате основной корпоративный отчёт «Реестр договоров», который показывает информацию по анализу исполнения и финансирования этапов договоров, каждый раз собирался вручную в Excel. Составление такого отчёта занимало больше двух недель времени.

Для НПП «Салют» важной является информация по открытию и закрытию производственных заказов. К сожалению, она не всегда гарантированно попадала ко всем заинтересованным службам. В итоге на предприятии не было единого списка выполняемых на данный момент заказов, что приводило к проблемам в учёте — затраты могли списываться на заказы которые ещё не начаты или уже выполнены.

Ну и конечно проблемы в бухгалтерском учёте — не был автоматизирован налог на прибыль, на имущество, земельный и транспортный налоги. Часть операций по НДС велась вручную. Не было автоматического распределения зарплаты по заказам, проводки вводились вручную. Процедуры распределения расходов и расчёта остатков незавершённого производства были настроены много лет назад, и на предприятии не было чёткого представления, как именно происходит расчёт, насколько эта информация достоверна.

Архитектура решения и масштаб проекта

Автоматизация бухгалтерского и налогового учёта для работы с гособоронзаказом была проведена на базе системы «1С:ERP Управление предприятием 2». Её подсистемы и логика работы показана на рисунке.

Логическая схема архитектуры информационной системы НПП Салют

  1. В «1С:ERP Управление предприятием 2» ведётся договорная работа с заказчиками, создаются заказы клиентов и открываются заказы на производство. При открытии заказа формируется плановая калькуляция, которая позволяет проводить план-фактный анализ затрат, в соответствии с требованиями Приказа Минпромэнерго России №200.
  2. Информация из графика оплаты из заказа клиента служит основой для построения плана поступления денежных средств (доработанный функционал системы «1С:ERP Управление предприятием 2»).
  3. Информация о датах отгрузки из заказа клиента служит основой для построения отчёта об исполнении заказов (доработанный функционал системы «1С:ERP Управление предприятием 2»).
  4. Для учёта по 275-ФЗ используются типовые возможности системы «1С:ERP Управление предприятием 2», а также есть ряд доработок, связанных с выплатой зарплаты.
  5. Работа с поставщиками ведётся в системе «1С:ERP Управление предприятием 2», там же ведётся складской учёт.
  6. В системе «1С:ERP Управление предприятием 2» ведётся кадровое делопроизводство и расчёт и выплата заработной платы.
  7. В системе «1С:ERP Управление предприятием 2» ведутся прочие разделы учёта: ОС, НМА и пр.

Вся необходимая регламентированная отчётность сдаётся из системы «1С:ERP Управление предприятием 2». Планирование и управление производством пока ведётся в системе собственной разработки, это единственная программа, которая ещё осталась на предприятии после запуска «1С:ERP Управление предприятием 2». От неё планируется отказаться на следующем этапе автоматизации данного предприятия.

Особенности и уникальность проекта

Особенности использования 1С:ERP на предприятиях ОПК (Н. Буторина, «Салют»)

Автоматизированы основные требования законодательства РФ по работе с гособоронзаказом — Приказа Минпромэнерго России №200, закона №275 и постановления Правительства РФ №47:

  • ведётся учёт договоров и их этапов, а также дополнительных соглашений, заключённых в рамках госконтрактов;
  • составляется плановая калькуляция стоимости контракта, которая потом используется для нормирования затрат;
  • закупки и работы подрядных организаций привязаны к исполняемым контрактам;
  • все затраты персонифицированы, их легко проверить и отследить;
  • полностью отслеживается денежный поток в разрезе контрактов, включая начисление и выплату заработной платы;
  • первичные документы, выписываемые из программы, имеют привязку к номеру гособоронзаказа.
Результаты проекта

Качественные результаты:

  1. Отказ от использования нескольких разрозненных программных продуктов и работа в единой программе, с реализацией принципа однократного ввода первичной информации. Это привело к улучшению качества учёта, снижению рутинной работы бухгалтерии, специалисты стали больше времени уделять контрольным и управленческим функциям.
  2. Первичные операции движения ТМЦ оформляются на местах их возникновения, что позволяет избежать ошибок, уменьшить пересортицу и снять с бухгалтерии часть несвойственной для неё работы. В результате все заинтересованные службы в оперативном режиме могут видеть оперативные остатки ТМЦ и планировать их поступление на склад.
  3. Стало возможно оперативно получать анализ себестоимости и незавершённого производства в разрезе статей калькуляции. В любой момент времени можно посмотреть анализ текущих затрат в разрезе заказов с процентами выполнения по затратам.
  4. Предприятие получило систему сквозного учёта — от заключения договора, до его исполнения.

Количественные результаты:

  • в 2 раза сократился срок подготовки регламентированной отчётности;
  • на 70% снизилось количество отчётов собираемых вручную;
  • время подготовки корпоративной отчётности (по анализу исполнения договоров с заказчиками и исполнителями) сократилось в результате автоматизации на 40%.
Отзыв заказчика

Наталья Буторина

Главный бухгалтер НПП «Салют»

Внедрение «1С:ERP Управление предприятием 2» на нашем предприятии позволило бухгалтерии практически полностью отказаться от ручной работы. Внесение информации в программу передано на места – туда, где фактически происходит работа, поэтому бухгалтер теперь не занимается двойным вводом информации, и её регулярной сверкой, а только лишь контролирует правильность оформления документов. Повысилась оперативность работы, качество предоставляемых отчетных данных. Теперь мы совершенно уверены в тех сведениях, которые готовим для руководства предприятия и контролирующих органов.