
Компания «Россети Томск» модифицировала систему управления производственными активами
Отрасль : Энергетика.
Исполнитель: Компания "Бест"
Функциональная область: Управление ремонтами.
01.03.2024 - 29.11.2024
Сибирский федеральный округ РФ
Компания «Россети Томск» модифицировала систему управления производственными активами. Автоматизировано множество процессов, ранее выполнявшихся вручную. Это не только сократило трудозатраты, но и уменьшило вероятность ошибок, связанных с человеческим фактором. Доработаны отчетные формы, добавлены функции, способствующие эффективному управлению жизненным циклом активов, планированию ремонтов и техническому обслуживанию.

Цель проекта — модифицировать систему управления производственными активами в части автоматизации процессов планирования мероприятий и формирования отчетности, чтобы минимизировать ручной труд и обеспечить прозрачность ведения данных и формирования отчетности.
Задачи проекта:
- Доработать существующие инструменты планирования мероприятий ТОиР, ТОПА (техническое освидетельствование производственных активов), ТПиР (техническое перевооружение и реконструкция) в части учета периодичности воздействий, лимитов финансирования и выявленных дефектов.
- Создать автоматизированный инструмент формирования норм содержания аварийного запаса.
- Доработать существующую отчетность ТОиР и ТПиР, в части актуализирования до последних принятых ПАО «Россети» форматов.
- Организовать прогнозирование изменений технических показателей состояния оборудования.
- Организовать обмен данных об отключениях и технологических нарушениях, а также структуры сети между СУПА и ПК «Аварийность» (система регистрации и учета аварийных ситуаций на объектах электросетевого хозяйства).
- Организовать обмен данных о наличии ТМЦ и расходе ТМЦ после утверждения программы ТОиР между системой управления производственными активами на базе «1С:Управление распределительной сетевой компанией» и «1С:ERP Управление предприятием».

ПАО «Россети Томск» столкнулись с высокой долей ручных операций в работе информационной системы, что значительно замедляло процессы и повышало риск ошибок. В частности, вручную выполнялись такие задачи, как загрузка ведомственных укрупненных и пооперационных расценок, создание и заполнение заказов по ЗиС, по результатам технического освидетельствования, что имело высокий риск нарушения периодичности воздействий и возникновения ошибок. Выполнялся ручной выбор ТМЦ и самостоятельный ввод стоимости работ по подряду, а также подготовка отчетности, так как имеющаяся в системе отчетность отличалась от актуальной утвержденной версии.
Такой подход приводил к значительным затратам времени сотрудников, снижал операционную эффективность и увеличивал вероятность неточностей в данных. Отсутствие автоматизированных процессов затрудняло планирование и могло приводить к несвоевременному выполнению ключевых бизнес-задач.
Понимая необходимость повышения эффективности работы, руководство компании приняло решение о доработке системы. Целью автоматизации стало сокращение времени на выполнение рутинных операций, снижение вероятности ошибок и повышение общей прозрачности и управляемости процессов.
Проект реализован на базе решения «1С:Управление распределительной сетевой компанией» (1С:УРСК). 1С:УРСК и 1С:ERP представлены централизованными системами на все подразделения заказчика.
В рамках проекта было доработано интеграционное взаимодействие 1С:УРСК с 1С:ERP, в части получения данных о НСИ ТМЦ и передачи данных о потребности в ТМЦ. Данный обмен выполняется с помощью плана обмена. Также был доработан обмен с ПК «Аварийность», с которой 1С:УРСК обменивается данными посредством web-сервиса, в части передачи данных о структуре сети и параметрах оборудования и получения данных об актах технологического нарушения и журнала отключений.
На старте проекта системы были развернуты на платформе «1С:Предприятие» версии 8.3.24.1586.
Схема интеграции
Особенность проекта заключается в реализации нового функционала и новых требований при сохранении устойчивости существующих процессов. Необходимо было не только избегать их нарушений, но и оптимизировать работу пользователей, снизить нагрузку на планирование и учет и сократить ручные операции.
Важной составляющей реализации проекта были модификации интеграционных взаимодействий в условиях ограниченной документации и поэтапного уточнения требований. Благодаря последовательной проработке бизнес-процессов удалось точно сформулировать необходимые требования и реализовать интеграции в полном объёме и в соответствии с целями проекта.
Проект был выполнен в условиях сжатых сроков и ограниченного бюджета, что потребовало максимальной концентрации команды и четкого планирования на каждом этапе. Оперативная обратная связь и совместная работа над решением вопросов позволили быстро адаптировать решения под установленные перед заказчиком задачи. Несмотря на сложность задач, команда смогла оперативно реализовать проект, минимизировав время простоя и обеспечив компании возможность использования обновленного функционала в кратчайшие сроки.

- Повышение эффективности загрузки нормативных данных. Заказчик в результате проекта располагает автоматизированным инструментом, позволяющим оперативно загружать в Систему управления производственными активами (СУПА) объемные массивы укрупненных и пооперационных расценок с учетом коэффициентов условий производства работ. Это обеспечивает актуальность справочной информации и сокращает время на обработку данных.
- Ускоренное планирование и контроль мероприятий ТОиР. Доработан встроенный редактор, знакомый Заказчику, который теперь позволяет формировать заказы на основании результатов технического освидетельствования и предписаний, минимизируя ручной труд, снижая риски ошибок и обеспечивая контроль устранения дефектов в запланированные сроки.
- Снижение числа ошибок при выполнении работ. Реализована проверка корректности данных, введенных в мероприятия, а также контроль соответствий между типами работ, оборудованием и его параметрами. Это обеспечивает высокое качество учета и исполнения производственных задач.
- Автоматизация подбора ТМЦ. Реализован автоматический подбор ТМЦ на основе выбранных расценок, что ускоряет оформление заказов, снижает трудозатраты и минимизирует ошибки, связанные с человеческим фактором.
- Прозрачный расчет плановых затрат. Заказчик получает автоматизированный расчет затрат как по подрядному, так и по хозяйственному способу исполнения мероприятий с учетом действующих методик калькулирования.
- Повышение точности планирования. Заказчик получает инструмент, позволяющий прогнозировать изменения технического состояния оборудования и рассчитывать коэффициенты риска, что позволяет Заказчику своевременно принимать решения и оптимизировать графики ремонтных работ.
- Автоматизация планирования инвестиционной деятельности. Обеспечена возможность формирования паспортов инвестиционных проектов, а также выполнения расчета плановой стоимости работ по ТПиР с контролем лимитов финансирования и учетом фактических данных.
- Автоматизация контроля выполнения мероприятий ТПиР. Автоматизирована загрузка данных по форме РС-14 и реализован контроль выполнения мероприятий в рамках ТПиР.
- Автоматизация паспортизации воздушных линий. Заказчик получает возможность массового создания объектов паспортизации воздушных линий с минимальными трудозатратами и повышенным уровнем контроля.
- Автоматизация нормирования аварийного запаса. Сформирована отдельная подсистема для расчета норм аварийного запаса по методикам ПАО «Россети» и Минэнерго России. Это обеспечивает быстрый и точный расчет нормативов и их хранение в системе.
- Экономический эффект. Внедрение решений позволило снизить трудозатраты в подразделениях на 5%, а объем получаемой управленческой и регламентированной отчетности увеличился на 5% за счет автоматизации процессов.

Максим Морозов
Директор ПО КиТ АСУ ПАО «Россети Томск»В результате реализации проекта по модификации системы управления производственными активами многие процессы, такие как актуализация расценок, планирование мероприятий по результатам технического освидетельствования, паспортизация воздушных линий и так далее, которые ранее выполнялись частично вручную, теперь автоматизированы и не требуют значительных трудовых ресурсов. Также автоматизированы процессы расчетов, например расчет стоимости заказов и расчет прогнозных значений индекса технического состояния, что позволяет планировать мероприятия исходя из прогнозного индекса технического состояния и минимизирует риск ошибок человеческого фактора.