«Татнефть» автоматизировала материальное обеспечение процесса ремонта скважин глубинно-насосным оборудованием


Рабочих мест: 150
Отрасль : Добывающая промышленность.
Исполнитель: Икс-Игрек-Зет Автоматизация
Функциональная область: Управление ремонтами.
20.05.2019 - 31.03.2021
Приволжский федеральный округ РФ

||
Краткое описание проекта

Для повышения эффективности производства и оптимизации затрат ПАО «Татнефть» инициировала проект по автоматизации материального обеспечения процесса ремонта скважин глубинно-насосным оборудованием (далее ГНО). На базе решения «1С:ERP Управление предприятием» выполнена сквозная автоматизация для ГНО на всех стадиях жизненного цикла. В результате проекта реализована информационная система, глубоко интегрированная в ИТ-ландшафт ПАО «Татнефть». Cократились трудозатраты в подразделениях на 51%, управленеская отчетность формируется в 4 раза быстрее, затраты на доставку снизились на 3%.

Заказчик

«Татнефть» — одна из крупнейших российских нефтяных компаний, в составе которой нефтегазодобыча, нефтепереработка, нефтегазохимия, шинный комплекс, сеть АЗС, электроэнергетика, разработка и производство оборудования для нефтегазовой отрасли и блок сервисных структур.

Цели и задачи проекта

Для повышения эффективности производства и оптимизации затрат ПАО «Татнефть» инициировала проект по автоматизации материального обеспечения процесса ремонта скважин глубинно-насосным оборудованием (далее ГНО). Перед проектом ставились следующие цели:

  1. Повысить взаимосвязанность процессов задействованных структурных подразделений и подрядных организаций.
  2. Снизить непроизводительные трудозатраты и влияние человеческого фактора в процессе материального обеспечения скважин ГНО.
  3. Снизить количество случаев простоя бригад по ремонту скважин по причине отсутствия ГНО.
  4. Снизить избыточные запасы ГНО на складах и долю арендованного ГНО за счет контроля оборачиваемости оборудования, контроля соблюдения приоритета по собственному оборудованию, реализации принципа «единого» склада и более точного планирования потребности в оборудовании.
  5. Повысить эффективность труда складских работников и транспортных перевозок за счет автоматизированного контроля длительности этапов погрузки и доставки.

Задачи проекта:

  1. Встроить внедряемую систему в сложившийся ИТ-ландшафт ПАО «Татнефть». Реализовать сквозной бизнес-процесс, в том числе интегрировать с несколькими информационными системами, на всех жизненных этапах движения ГНО:
  • планирование закупки,
  • централизованное хранение,
  • складское хранение у подрядчика,
  • ремонт б/у ГНО силами подрядчика,
  • заявки на потребность,
  • погрузка на спецтранспорт и доставка на скважину,
  • отражение спуска/подъема в скважину,
  • подведение баланса (инвентаризации) количества ГНО на скважине,
  • отражение ГНО в бух учете как основного средства.
  1. Разработать единый справочник ГНО и внедрить его в несколько информационных систем. Синхронизировать нормативно-справочную информацию.
  2. Оптимизировать бизнес-процессы в ходе автоматизации, в том числе с учетом ранее не автоматизированных процессов, посредством исключения дублирующих функций, повышения прозрачности и контролируемости бизнес-процессов.
  3. Доработать методологию бухгалтерского учета ГНО как основного средства для возможности интеграции данных из системы оперативного учета в бухгалтерский.
  4. Разработать мобильное приложение для складских работников и водителей спецтехники.
  5. Разработать методологию планирования потребности в ГНО с учетом прогноза по отбраковке и трендов на изменение типоразмеров при ремонте скважин.
  6. Разработать рабочие столы для ответственных специалистов по участкам:
  • специалисты по утверждению компоновки ГНО на скважине,
  • мастера по доставке,
  • диспетчеры по логистике,
  • бригадиры по складам.

Ситуация до старта проекта

ПАО «Татнефть» эксплуатирует и осуществляет техническое обслуживание (в том числе подземный ремонт) порядка 55 000 скважин. При проведении подземного или капитального ремонта скважин осуществляется подъем текущего ГНО из скважины и замена его на оборудование (новое или отремонтированное), привезенное с базы-хранения сервисных организаций. За год проводится ремонт порядка 12 000 скважин и, соответственно, осуществляется порядка 45 000 завозов-вывозов ГНО на скважины. Сложностью учета ГНО является невозможность моментальной инвентаризации спущенного в скважины оборудования, проблема с идентификацией оборудования при подъеме со скважины в виду замазучивания, а также изменение длины оборудования в результате ремонтов.

Предпосылками для необходимости автоматизации было отсутствие единого информационного пространства для нескольких структурных подразделений ПАО «Татнефть» и подрядных организаций, задействованных в процессе движения глубинно-насосным оборудованием (ГНО), а также высокий уровень непроизводительных трудозатрат, ввиду неполного покрытия автоматизации.

На момент старта проекта процесс движения ГНО был автоматизирован частично: структурные подразделения «Татнефть» и подрядные организации работали либо в своих программах, либо при помощи Ексель-файлов и рукописных документов. Процессы, проходящие в программах подрядных организаций, были непрозрачны для ПАО «Татнефть».

Для повышения эффективности производства и оптимизации затрат ПАО «Татнефть», в 2019 году был инициирован проект по автоматизации процесса материального обеспечения скважин глубинно-насосным оборудованием. Для организации процесса материального обеспечения скважин, находящихся в ремонте, была выбрана конфигурация «1С:ERP Управление предприятием», комплексное прикладное решение, охватывающее в том числе функциональность управления складом, доставкой и производства (для учета факта ремонта ГНО).

Архитектура решения и масштаб проекта

Система автоматизации материального обеспечения процесса ремонта скважин глубинно-насосным оборудованием построена на базе «1С:ERP Управление предприятием».

Система встроена в сложившийся ИТ-ландшафт ПАО «Татнефть». Реализован сквозной бизнес-процесс, в том числе интеграция с несколькими информационными системами, на всех жизненных этапах движения ГНО:

  • планирование закупки,
  • централизованное хранение,
  • складское хранение у подрядчика,
  • ремонт б/у ГНО силами подрядчика,
  • заявки на потребность, погрузка на спецтранспорт и доставка на скважину, отражение спуска/подъема в скважину, подведение баланса (инвентаризации) количества ГНО на скважине, отражение ГНО в бух учете как основного средства.
  1. Разработка единого справочника ГНО и его внедрение в несколько информационных систем. Синхронизация нормативно-справочной информации.
  2. Оптимизация бизнес-процессов в ходе автоматизации, в том числе с учетом автоматизации ранее не автоматизированных процессов, исключения дублирующих функций, повышения прозрачности и контролируемости бизнес-процессов.
  3. ГНО как основного средства для возможности интеграции данных из системы оперативного учета в бухгалтерском учете.
  4. Разработка мобильного приложения для складских работников и водителей спецтехники.
  5. Разработка методологии планирования потребности в ГНО с учетом прогноза по отбраковке и трендов на изменение типоразмеров при ремонте скважин.
  6. Разработка рабочих столов для ответственных специалистов по участкам: специалисты по утверждению компоновки ГНО на скважине, мастера по доставке, диспетчера по логистике, бригадиров по складам.

TatNeft_Shema.jpg

Схема архитектуры

Пояснения к схеме:

КИС АРМИТС — базовая информационная система ПАО «Татнефть» в области добычи нефти.

Особенности и уникальность проекта

Выполнена сквозная автоматизация для ГНО на всех стадиях жизненного цикла. В результате проекта была реализована информационная система, глубоко интегрированная в ИТ-ландшафт ПАО «Татнефть»: были реализованы интеграции с 9 программными продуктами.

В «1С:ERP Управление предприятием» реализован технологический модуль по подбору компоновки ГНО на скважине: подбор компоновки ГНО, аналогов, переводников между разными диаметрами.
Реализованы мобильные приложения, интегрируемые с 1С:ERP, на платформе «1С:Предприятие» для складских работников и водителей спецтранспорта для безбумажного процесса погрузки ГНО на складах и доставки на скважину.

Проект выполняется специалистами «Татнефть-Цифровое развитие» (структурное подразделение ПАО «Татнефть») в части интеграции с текущими программными продуктами и ООО «Икс-Игрек-Зет Автоматизация» в части реализации бизнес-процессов в «1С:ERP».

Результаты проекта

Основные результаты проекта:

Автоматизация в едином информационном пространстве бизнес-процессов по движению ГНО для СП «Татнефть-Добыча», СП «Управление по подземному ремонту скважин» и подрядных компаний по складской логистике и ремонту, транспортных компаний. Сокращение трудозатрат за счет автоматизации процессов супервайзинга, планирования потребности ГНО и оформление документов.

СП «Татнефть-Добыча»:

  • сокращение трудозатрат на обработку заявок и на обеспечение потребности в ГНО;
  • повышение эффективности использования складских запасов ГНО;
  • повышение точности формирования заданий на ремонт ГНО;
  • повышение прозрачности системы учета движения ГНО;
  • сокращение трудозатрат на контроль ТТН поскважинно и балансов ГНО на скважине;
  • сокращение продолжительности рассмотрения и согласования поступающих документов (баланс, реестр ремонтов);
  • повышение прозрачности формирования затрат «Аренда ГНО»;
  • повышение прозрачности формирования затрат «Ремонт ГНО. Сверка с актами СТО;
  • сокращение трудозатрат на анализ длительности ППР и простоев;
  • сокращение трудозатрат на внесение информации в КИС.

СП «Управление по подземному ремонту скважин»:

  • сокращение трудозатрат на назначение транспорта на «Талоны» за счет мобильного приложения и состояния «у ворот»;
  • оптимизация процедуры формирования баланса ГНО после завершения ремонта (внесение актов замеров, работа по отклонениям, недостаче);
  • оптимизация процесса формирования талонов на ППР;
  • снижение простоев бригад ПРС по причине отсутствия ГНО.

Транспортные компании:

  • уход от бумажных «чек-листов транспорта»;
  • повышение удобства навигации за счет актуализированных маршрутов;
  • просмотр выполненных заданий по доставке. Возможность контроля исполнения доставки ГНО и подписания ТТН.

Нефтесервисный подрядчик:

  • повышение точности планирования ремонтов ГНО по заданиям;
  • уход от мини-инвентаризаций. Снижение человеческого фактора. Получение достоверных остатков ГНО в режиме «онлайн»;
  • сокращение трудозатрат на диспетчеризацию разгрузки ГНО (за счет электронного ТТН);
  • сокращение трудозатрат на подведение баланса — за счет предварительного подведения силами УПРС;
  • сокращение трудозатрат на диспетчеризацию погрузки (за счет мобильного приложения грузчиков);
  • сокращение штрафных санкций за счет простоев бригад ПРС.

Экономический эффект от внедрения (%):

  • сокращение трудозатрат в подразделениях: на 51%;
  • ускорение получения управленческой отчетности: в 4 раза;
  • ускорение обработки заказов: в 3 раза;
  • снижение объемов материальных заказов: на 3%;
  • снижение затрат на доставку: на 3%;
  • сокращение складских запасов (оборотного фонда) по ГНО: на 32%;
  • снижение затрат на аренду ГНО: на 8,5%.
Отзыв заказчика

Рустем Миназев

Куратор цифрового развития бизнес-сектора ПАО «Татнефть»

Разработка и внедрение системы автоматизации материального обеспечения процесса ремонта скважин ГНО на базе «1С:ERP Управление предприятием» позволила соединить все информационные потоки, что помогло уйти от «двойного ввода данных» и снизить ошибки человеческого фактора. В том числе были нормализованы и централизованы справочники участвующие в процессе.