Компания «МастерСтрой» построила информационную систему управления операционными процессами


Рабочих мест: 60
Отрасль : Промышленность строительных материалов. Транспорт и логистика.
Исполнитель: ИТ Платформа
Функциональная область: Управление финансами. Управление закупками (МТО). Управление продажами. Управление логистикой и складом. Управление производством.
01.10.2019 - 31.08.2020
Северо-Западный федеральный округ РФ

||
Краткое описание проекта

В компании «МастерСтрой» построили информационную систему управления операционными процессами на базе «1С:ERP Управление предприятием». Система запущена в том числе на территориально-удаленных площадках в режиме реального времени 24*7 и интегрирована с АСУТП L-Express (системой управления технологическим процессом производства на бетоносмесительных узлах), системой регламентированного учета, оборудованием (автомобильными весами). В результате проекта выпущен отраслевой модуль «Управление производством строительных материалов» (для «1С:ERP Управление предприятием» и «1С:Комплексная автоматизация»), учитывающий специфику процессов предприятий производства строительных материалов.

Заказчик

Компания «МастерСтрой» основана в Санкт-Петербурге в 2007 году и осуществляет производство и поставку (в т.ч. перепродажу) строительных материалов по всему северо-западному региону по направлениям: цемент, бетоны и растворы, ЖБИ. В состав компании входит 4 юридических лица: ООО «МастерCтрой», ООО «Профбетон», ООО «ПК «МСК», ООО «ПИК». Компании принадлежат три бетоносмесительных завода (БРУ) в г. Санкт-Петербурге.

Цели и задачи проекта

Бизнес-цели проекта:

  1. Повысить стабильность работы и масштабируемость системы оперативного учета.
  2. Повысить контроль за выполнением регламентов взаимодействия отделов, ведением учета.
  3. Обеспечить прозрачность и достоверность управленческой и регламентной отчетности.
  4. Повысить скорость формирования управленческой и регламентной отчетности.
  5. Обеспечить ведение и учет всех бизнес-процессов и направлений деятельности.
  6. Повысить скорость обработки информации, минимизировать ошибки при предоставлении документов реализации клиентам, что в свою очередь позволило снизить дебиторскую задолженность.
  7. Улучшить логистику при доставке продукции клиентам и управлении перевозчиками.

Цель проекта: построить комплексную информационную систему (КИС) компании, автоматизирующую бизнес-процессы:

  • оперативного учета закупок,
  • продаж,
  • производства,
  • отгрузки готовой продукции,
  • учета движения денежных средств,
  • учета доходов и расходов,
  • контроля финансового результата,
  • контроля качества продукции,
  • обмен данными между системой оперативного учета и системой бухгалтерского и налогового учета на базе системы «1С:Бухгалтерия 3.0».

В рамках проекта построения КИС был определен следующий список задач:

  1. Вести единую для всех подразделений предприятия нормативно-справочную информацию (контрагенты, договоры, номенклатура, спецификации, плановые калькуляции и т.п.).
  2. Ценообразование:
  • формирование прайс-листов:
    • отпускных цен на готовую продукцию;
    • отпускных цен на услуги отдела логистики:
      • сдельных прайс-листов на доставку, в т.ч. алгоритм расчета стоимости доставки в документах реализации;
      • установка цен на АБН (Автобетононасосы);
      • установка цен на прочие услуги отдела логистики;
    • установка отпускных цен на прочие ТМЦ, работы и услуги (услуги лаборатории, реализация ЖБИ, цемента, материалов, простои и т.п.);
    • назначение цен по индивидуальному соглашению/договору (дополнительному соглашению);
  • отчетность по подсистеме «Ценообразование».
  1. Управление продажами:
  • прием заявок на отгрузку:
    • первичный ввод и обработка заказов клиентов (заявок на отгрузку) ГП, товаров, сырья и материалов;
    • корректировка заявок на отгрузку;
    • отчетность по разделу «Прием заявок на отгрузку»;
  • выставление бухгалтерских документов реализации (автоматическое, на основании данных ТН);
  • корректировки реализации;
  • отчетность по подсистеме «Управление продажами».
  1. Управление качеством:
  • формирование рецептов, спецификаций на выпуск готовой продукции;
  • формирование паспортов качества ГП (бетон);
  • отчетность по подсистеме «Управление качеством».
  1. Управление производством и доставкой:
  • планирование производства, отгрузки и доставки готовой продукции:
    • нормирование времени выполнения процессов производства и доставки готовой продукции (бетоны и растворы):
      • хранение норм на обслуживание на заводе, в т.ч. на производство и оформление документов;
      • хранение нормы времени на процесс разгрузки ГП;
      • хранение данных о нормах времени на доставку ГП;
    • планирование производства и доставки ГП по направлению «Бетон»;
    • планирование производства и доставки по направлению «Цемент»;
    • планирование производства и доставки по направлению «ЖБИ»;
  • планирование отгрузки (в т.ч. перемещения) и доставки прочих ТМЦ (материалов);
  • хранение норм и расчет потребностей материалов под план производства и отгрузки;
  • оперативное управление производством, отгрузкой и доставкой ГП:
    • диспетчеризация производства и доставки ГП (цемент, бетон);
    • диспетчеризация отгрузки и доставки прочей ГП и ТМЦ, в т.ч. с использованием автовесов;
  • формирование выпусков ГП (путем загрузки из АСУТП L-Express (системы управления технологическим процессом производства на бетоносмесительных узлах) или ручного ввода);
  • регистрация данных о затраченных на выпуск материалов (путем загрузки из АСУТП L-Express или ручного ввода);
  • отчетность по подсистеме «Управление производством».
  1. Управление закупками:
  • ведение договоров с поставщиками;
  • фиксация цен на закупку основных сырья и материалов, товаров (бетон, ЖБИ, цемент);
  • формирование заказов поставщикам;
  • оприходование основных сырья, материалов и товаров, в т.ч. с использованием автовесов, на основании транспортных накладных;
  • ввод документов поступления сырья, материалов и товаров (накладных);
  • отчетность по подсистеме «Управление закупками».
  1. Управление движением денежных средств:
  • учет движения безналичных ДС: поступления и списания ДС;
  • обмен с банк-клиентом;
  • отчетность по подсистеме «Управление денежными средствами».
  1. Учет доходов и расходов:
  • учет прямых расходов на производство и доставку ГП: сырье и материалы, доставка ГП, спецоборудование;
  • расчет прямой себестоимости реализованной продукции;
  • расчет маржи по Заказам клиентов (заказам на отгрузку);
  • отчетность по подсистеме «Учет доходов и расходов».
  1. Сервисные возможности: хранение скан-копий договоров с покупателями и поставщиками, а также контроль возврата оригиналов договоров.

Ситуация до старта проекта

До старта проекта оперативный учет на предприятии частично велся в системе на базе «1С:Управление торговлей», частично — на бумажных носителях, частично не велся вообще. Регламентированный учет велся в «1С:Бухгалтерии».

Основные проблемы были связаны с оперативным управлением предприятием и трудоемкостью формирования первичных документов и отчетов:

  1. Отсутствовала оперативная информация об остатках материалов на складах. Информация по движению материалов появлялась только по факту регистрации в «1С:Бухгалтерия» финансовых документов (УПД, ТОРГ 12), соответственно нельзя было оперативно оценить достаточность материалов для выполнения плана производства. Невозможно было проводить оперативную инвентаризацию складов.
  2. Формирование документов реализации производилось вручную в «1С:Бухгалтерии» на основании бумажных экземпляров транспортных накладных, полученных с площадок. В связи с большим объемом данных для ручного ввода и временным интервалом между отгрузкой и доставкой в офис бумажных документов, невозможно было оперативно оценить размеры дебиторской задолженности и своевременно остановить отгрузки клиентам, нарушающим лимиты задолженности,
  3. Сверка данных с автотранспортными предприятиями и клиентами занимала большое количество времени, т.к. реестры транспортных накладных формировались вручную на основании бумажных документов.
  4. Невозможно было в течение дня оценить выполнение плана производства и отгрузки готовой продукции. При одновременной работе с нескольких площадок РБУ (распределительных бетонных узлов) много времени занимал процесс контроля отгрузки (сколько отгрузили, сколько осталось отгрузить).
  5. Передача заданий на производство от диспетчера оператору БРУ (бетоно-распределительного узла) производилась по телефону, что приводило к ошибкам и задержкам.
  6. Журнал взвешивания при приемке материалов на склад велся на бумаге, что затрудняло претензионную работу с поставщиками.
  7. Управленческие отчеты формировались с опозданием в несколько дней, некоторые — в месяц.
  8. Невозможно было провести анализ расхода материалов по партии производимой продукции (каждой машине), материалы списывались по среднему.
  9. В системах была постоянная путаница с НСИ (ТС, водители, перевозчики), много времени занимали сверки данных между системами.
  10. Нельзя было получить оперативно аналитику по движению транспортных средств.

Архитектура решения и масштаб проекта

Информационная система построена на базе решений:

  1. «1С:ERP Управление предприятием».
  2. «1С:Бухгалтерия».
  3. «1С:Зарплата и управление персоналом».
  4. АСУТП «L-Express» (система управления технологическим процессом производства на бетоносмесительных узлах).

В настоящий момент запущены в эксплуатацию следующие модули ERP:

НСИ.

  1. CRM и Маркетинг.
  2. Управление закупками.
  3. Управление запасами.
  4. Управление складом.
  5. Управление продажами.
  6. Управление денежными средствами.
  7. Управление производством и доставкой.
  8. Диспетчеризация производства и отгрузки готовой продукции.
  9. Управление качеством.
  10. Транспортная логистика.
  11. Управление затратами и расчет себестоимости.

В результате проекта выпущен отраслевой модуль «Управление производством строительных материалов» (для «1С:ERP Управление предприятием» и «1С:Комплексная автоматизация»), учитывающий специфику процессов предприятий производства строительных материалов (бетоны, растворы, щебень, песок, ЖБИ и т.п.).

Модуль включает блоки:

  1. Продажи:
  • ценообразование бетонов и растворов;
  • регистрация заявок на производство и доставку готовой продукции.
  1. Диспетчеризация производства и отгрузки готовой продукции.
  2. Транспортная логистика.
  3. Снабжение.
  4. Управление качеством (лаборатория).
  5. Диспетчерская: АРМ «Оператор АСУТП» и АРМ «Весов».
  6. Автоматическое формирование документов реализации, производства готовой продукции и списания сырья по данным АСУТП.

MasterStroy_Shema.jpg

Схема архитектуры

Поясения к схеме:

  • СУТП L-Express — система управления технологическим процессом производства на бетоносмесительных узлах.
Особенности и уникальность проекта

Уникальность бетонной отрасли определяется высокими требованиями к качеству продукта и скорости его доставки (годность продукта сохраняется до 2 часов). Монолитное строительство требует обеспечения непрерывности поставок бетонов.

В связи с этим, а также в связи с постоянными изменениями внешней среды (погодных и дорожных условий, ситуации на строительных площадках и т.п.) предъявляются высокие требования к информационной системе оперативного учета в части непрерывности и надежности ее работы, скорости перепланирования производства и доставки готовой продукции, он-лайн мониторингу ситуации на площадках (доступность остатков сырья, транспортных средств, загрузка БРУ (бетоно-распределительных узлов)). 

Реализованное на базе «1С:ERP Управление предприятием» решение позволило предприятию отслеживать в режиме реального времени ситуацию по производству, отгрузке и доставке готовой продукции, оперативно реагировать на изменение окружающей среды, ускорить скорость обработки и сроков исполнения заказов, производить быстрое перепланирование производства и доставки готовой продукции. 

Интерфейсы системы позволяют выполнять оформление документов максимально быстро, с минимальными трудозатратами.

Примеры реализованных интерфейсов:

Результаты проекта

В результате внедрения КИС были реализованы все заявленные цели и задачи.

В целом внедрение автоматизированной системы позволило:

  1. Повысить стабильность работы и масштабируемость системы оперативного учета.
  2. Повысить контроль за выполнением регламентов взаимодействия отделов, ведением учета.
  3. Обеспечить прозрачность и достоверность управленческой и регламентной отчетности.
  4. Повысить скорость формирования управленческой и регламентной отчетности.
  5. Обеспечить ведение и учет всех бизнес-процессов и направлений деятельности.
  6. Повысить скорость обработки информации, минимизировать ошибки при предоставлении документов реализации клиентам, что в свою очередь позволило снизить дебиторскую задолженность.
  7. Улучшить логистику при доставке продукции клиентам и управлении перевозчиками.

Автоматизация процессов транспортной логистики, управления качеством, диспетчеризации производства продукции на территориально-удаленных площадках (3 БРУ (бетоно-распределительных узла)) позволила:

  • в режиме реального времени 24*7 отслеживать ситуацию по производству, отгрузке и доставке готовой продукции;
  • повысить скорость реакции предприятия на изменение условий производства и доставки ГП, требований клиентов;
  • повысить скорость оформления документов оперативного учета, отпуска машин на производстве,
  • контролировать простои техники.

Интеграция учетной базы с АСУТП и автовесами позволила:

  • сократить риски хищений;
  • осуществлять контроль и анализ отклонений при поступлении нерудных материалов от поставщиков;
  • обеспечить автоматическое формирование документов выпуска и списания материалов в управленческом и регламентированном учете.

Интеграция учетной базы с системой регламентированного учета на базе «1С:Бухгалтерия» позволила:

  • сократить трудозатраты на формирование первичных документов в базе регламентированного учета;
  • сократить сроки формирования регламентированной отчетности;
  • снизить количество ошибок при формировании отчетности.

Экономический эффект от внедрения:

  1. Скорость обработки заказов повысилась на 50%.
  2. Сроки исполнения заказов сократились на 50%.
  3. Операционные и административные расходы сократились на 5%.
  4. Себестоимость выпускаемой продукции снизилась на 15%.
  5. Производительность труда в производстве выросла на 15%.
  6. Сроки получения управленческой отчетности сократились в среднем в 2 раза.

Отзыв заказчика

Андрей Мукосеев

Исполнительный директор группы компаний «МастерСтрой»

Внедрение автоматизированной системы позволило обеспечить контроль за основными процессами предприятия, минимизировать ошибки при ведении учета, снизить дебиторскую задолженность, улучшить логистику при доставке продукции клиентам и управлении перевозчиками. Рекомендуем использовать данное решение для автоматизации деятельности производителей бетонов, нерудных материалов и ЖБИ.