Компания «Вертолеты России» автоматизировала налоговый контроль и организовала цифровое взаимодействие с ФНС


Рабочих мест: 10
Отрасль : Машиностроение, приборостроение.
Исполнитель: АКСИОМА-СОФТ
Функциональная область: Управление финансами. Бухгалтерский и налоговый учёт.
16.12.2020 - 23.05.2021
Центральный федеральный округ РФ

||
Краткое описание проекта

Компания «Вертолеты России» автоматизировала налоговый контроль и организовала цифровое взаимодействие с ФНС в рамках налогового мониторинга с помощью решения «1C:Налоговый мониторинг». Информационная система налогового мониторинга интегрирована с «1С:Бухгалтерия 8.3» и обеспечивает автоматизированное формирование, хранение и передачу налоговых деклараций, регистров и первичных документов в соответствии с требованиями регулятора. Проект охватил всю финансово-хозяйственную деятельность холдинга и отличадся высокой сложностью реализации из-за необходимости агрегации данных из множества источников, включая договоры и первичные учетные документы. Ключевой особенностью системы стала возможность автоматической сверки показателей, контроля версионности данных и ведения электронного архива. В результате внедрения удалось сократить сроки налогового контроля с 5 лет до 1 года 9 месяцев, значительно уменьшить объем ручной работы по запросам ФНС, создать единый цифровой архив документов с 2021 года и обеспечить плавный переход компании на прозрачную систему налогового мониторинга.

 

Заказчик

«Вертолеты России» — крупный холдинг (входит в «Ростех»), один из мирововых лидер вертолетостроения. Единственный в РФ разработчик и производитель вертолетов (гражданских и военных). В состав холдинга входят конструкторские бюро, заводы, сервисные компании по всей стране и за рубежом. Головной офис «Вертолетов России» расположен в Москве. Основные производственные предприятия холдинга — Казанский вертолетный завод, «Роствертол», Улан-Удэнский авиационный завод, Арсеньевская авиационная компания «Прогресс», Кумертауское авиационное производственное предприятие, а также производители комплектующих — Ступинское машиностроительное производственное предприятие и «Редуктор-ПМ».

Цели и задачи проекта

Основная цель проекта: создать единую цифровую систему налогового контроля, обеспечивающую прозрачное взаимодействие с ФНС в режиме налогового мониторинга в соответствии с требованиями законодательства.

Ключевые задачи проекта:

  1. Создать единую цифровую платформу:
  • разработать нформационную систему налогового мониторинга (ИСНМ), совместимую с требованиями ФНС;
  • интегрировать с учетными системами («1С:Бухгалтерия 8.3») для автоматического формирования налоговых деклараций, регистров и расшифровок.
  1. Обеспечить прозрачность и достоверность данных:
  • автоматически сверять показатели налоговых деклараций с аналитическими регистрами;
  • контролировать версионность данных (учитывать корректировки и изменения);
  • формировать электронный архив первичных документов (договоры, ПУД, акты) с 2021 года.
  1. Снизить административную нагрузку:
  • минимизировать ручные операции при подготовке ответов на запросы ФНС;
  • сократить сроки налогового контроля (с 5 лет до 1 года 9 месяцев);
  • уменьшить объем документооборота при проверках.
  1. Повысить эффективность налогового администрирования:
  • обеспечить возможность оперативного согласования методических позиций с ФНС;
  • автоматически сопоставлять данные за разные периоды для выявления расхождений;
  • обеспечить аудит изменений (фиксация времени, автора правок).
Ситуация до старта проекта

До начала проекта АО «Вертолеты России» столкнулось с рядом системных проблем в организации налогового учета, которые осложняли взаимодействие с налоговыми органами.

Проблемы в налоговом администрировании:

  1. Отсутствие прямой электронной коммуникации при сдаче налоговых деклараций. Процесс взаимодействия с налоговыми органами (НО) осуществлялся вручную, без единой цифровой платформы, что замедляло обмен данными.
  2. Высокие трудозатраты на сопровождение налоговых проверок. Подготовка ответов на запросы, формирование документов и согласование позиций с НО требовали значительных ресурсов.
  3. Большой объем запрашиваемых документов. При налоговых проверках компания была обязана предоставлять обширный пакет документов, включая первичные учетные данные, договоры и аналитические регистры, что увеличивало административную нагрузку.
Архитектура решения и масштаб проекта

Единая цифровая система налогового контроля построена на базе решения «1C:Налоговый мониторинг» и состоит из следующих подсистем:

  1. Управление отчетностью.
  2. СУБД (система управления базами данных).
  3. Серверы приложений.
  4. НСИ (нормативно-справочная информация).
  5. Отчетность.
  6. Взаимодействие с налоговыми органами (НО).
  7. Публикация данных.
  8. Работа с электронным архивом.

Архитектура решения:

  1. Серверы приложений обеспечивают обработку данных и взаимодействие с пользователями.
  2. СУБД отвечает за хранение и защиту информации.
  3. Подсистема взаимодействия с НО интегрирована с налоговыми органами для онлайн-доступа к данным.
  4. Электронный архив связан с подсистемой публикации данных, что позволяет хранить и предоставлять первичные документы по запросу.
  5. НСИ синхронизирована с учетными системами для актуализации справочников.

Автоматизированные функции:

  1. Управленческий учет, финансы, мониторинг показателей.
  2. Бухгалтерский, налоговый, бюджетный учет, включая регламентированную отчетность.
  3. Налоговый мониторинг.
  4. Регламентация и защита данных

Система обеспечивает:

  • Защиту данных от несанкционированных изменений.
  • Разграничение прав доступа через матрицу ролей и полномочий.
  • Контроль времени доступа пользователей.

Регламентированные процессы:

  1. Порядок взаимодействия с налоговыми органами (режим реального времени или доступ к копии базы данных).
  2. Правила формирования отчетов, копирования информации, печати документов.
  3. Порядок подключения к базе данных.
  4. Сроки и процедуры технической поддержки, включая устранение сбоев.

Ключевые подсистемы:

  1. Управление отчетностью: Формирование налоговых деклараций и аналитических регистров.
  2. Взаимодействие с НО:интеграция с ФНС для онлайн-проверок.
  3. Электронный архив: хранение первичных документов (ЭКП, ПУД, договоры).
  4. СУБД и серверы приложений: обеспечение стабильности и производительности системы.

Helicopters_Rus_Shema.jpg

Функциональная схема архитектуры

Особенности и уникальность проекта

Критерии выбора программного продукта:

  1. Реализация на базе отечественного программного продукта, что обеспечивает соответствие требованиям локализации и снижение зависимости от иностранных решений.
  2. Максимальное соответствие функциональности существующим бизнес-процессам заказчика.

Соответствие требованиям ФНС РФ:

  1. Обеспечение взаимодействия с налоговыми органами в рамках режима налогового мониторинга.
  2. Интеграция с учетной системой «1С:Бухгалтерия предприятия 8.3» для автоматического раскрытия и хранения данных в ИСНМ, включая: налоговые декларации, сводные и аналитические регистры налогового учета, детализацию данных регистров, первичные документы, договорную документацию.

Уникальный функционал системы:

  1. Сквозная детализация данных:
  • возможность просмотра показателей налоговых деклараций со ссылками на сводные и аналитические регистры;
  • детализация аналитических регистров до уровня электронных карточек проводок (ЭКП), первичных учетных документов (ПУД) и договоров;
  • предоставление электронных образов первичных документов, идентифицируемых с конкретными объектами учета (например, карточка основного средства).
  1. Сравнение данных за разные периоды:
  • анализ показателей налоговых деклараций (основных версий и корректировок), а также данных за разные налоговые периоды.
  1. Автоматическая идентификация:
  2. даты, времени и автора изменений данных (импорт, экспорт, модификация);
  3. налогового и отчетного периода для каждого объекта учета.
Результаты проекта
  1. Сократился объем предоставляемых по запросам налогового органа документов в рамках периода проведения налогового мониторинга.
  2. Уменьшился максимальный срок налогового контроля с 5 лет и 1 мес. до 1 года и 9 мес.
  3. Оперативно согласовываются методические позиции с налоговым органом (получение мотивированных мнений налогового органа).
  4. Создан электронный архив первичных учетных документов, в котором содержатся цифровые копии документов для обеспечения налогового мониторинга с 01.01.2021.
  5. Сократились трудозатраты на сопровождение иных проверок (встречные камеральные проверки, аудиторские, ревизионные и пр.).
  6. Реализован переход на форму налогового контроля в виде налогового мониторинга, основанного на принципах прозрачности и доверия между налогоплательщиком и налоговым органом.
Отзыв заказчика

Артем Селиванов

Руководитель управления корпоративных систем учета АО «Вертолеты России»

Благодарим команду «АКСИОМА-СОФТ» за успешную реализацию проекта! Внедренная система налогового мониторинга позволила сократить объем документооборота с ФНС и снизить срок налогового контроля с 5 лет до 1 года 9 месяцев, что значительно повысило оперативность работы. Благодаря системе стало возможным оперативно согласовывать методические позиции с налоговым органом, а создание централизованного электронного архива, аккумулирующего данные с 2021 года, упростило проведение аудитов и проверок. Переход на прозрачный формат взаимодействия с ФНС, основанный на доверии, укрепил партнерские отношения, а сама система обеспечила надежную защиту данных, гибкое разграничение прав и четкую регламентацию процессов.