
В МГТУ «СТАНКИН» внедрили и доработали механизмы корпоративной шины данных
Отрасль : Образование.
Исполнитель: Бизнес Системы
Функциональная область: Управление нормативно-справочной информацией.
22.07.2022 - 01.11.2022
Центральный федеральный округ РФ
В МГТУ «СТАНКИН» внедрили и доработали механизмы корпоративной шины данных на базе решения «1С:Шина» для централизованного управления и мониторинга интеграционных взаимодействий, а также для управления нормативно-справочной информацией между системами ИТ-ландшафта ВУЗа. Реализация проекта позволила решить существующие проблемы по обмену информацией между имеющимися информационными системами, перенаправляя все обмены через себя и предоставляя единую точку входа/выхода для всех информационных систем, а также единый инструмент управления и мониторинга. В результате уменьшенилась сложность и стоимость интеграционных решений за счет единой шины сервисов вместо точечных подключений.

СТАНКИН — ведущий государственный университет в области цифрового машиностроения, один из девяти системообразующих университетов России, участник программы развития лучших вузов России. МГТУ «СТАНКИН» является центром инновационного творчества и молодежного технологического предпринимательства.
Цели проекта:
- Уменьшенить сложность и стоимость интеграционных решений за счет единой шины сервисов вместо точечных подключений.
- Создать адаптивную архитектуру для быстрого внедрения новых сервисов и изменений в соответствии с бизнес-требованиями.
- Обеспечить бесшовное взаимодействие между разрозненными корпоративными приложениями и сервисами для повышения эффективности бизнес-процессов.
Задача проекта: перевести интеграционные механизмы на использование системы класса ESB (Enterprise Service Bus) — сервисной шины предприятия на базе продукта «1С:Шина».
В информационный ландшафт МГТУ «СТАНКИН» на момент реализации проекта входили более 10 различных информационных систем, в числе которых:
- «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения»;
- «1С:Бухгалтерия государственного учреждения»;
- «1С:Университет ПРОФ»;
- «1С:Документооборот»;
- корпоративный портал;
- Active Directory (AD);
- СКУД — SIGUR.
Между информационными системами были настроены все возможные интеграционные потоки. Для обеспечения их обменов уходило по 4-5 часов, что создавало бесконечное количество проблем, в тот числе включая использование огромного количества ручного труда.
Внедренное решение состоит из следующих модулей:
- Модуль адаптера, обеспечивающий связь с информационной системой и организующий обмен с ней, а также выполняющий трансформацию структуры передаваемого и получаемого пакета данных.
- Модуль маршрутизации, выполняющий определение получателей заданного типа пакета данных, а также на основе содержимого пакета данных.
- Модуль передачи данных между адаптерами.
- Модуль хранения служебной информации.
- Модуль хранения сообщений.
- Модуль управления настройками «1С:Шины».
- Модуль диагностики.
- Модуль рассылки уведомлений об ошибках.
Схема обмена данных физическое лицо — сотрудник
Концептуальная схема обмена данных (1С:ЗКГУ — «1С:Документооборот КОРП»)
При выгрузке осуществляется контроль по набору полей:
- Поиск в ИС физических лиц в существующих данных производится сначала по внутреннему идентификатору (ГУИД). Если ГУИД не найден, то поиск осуществляется по связке реквизитов «ФИО» +" Дата рождения«.
- По сотрудникам поиск также осуществляется по ключевому полю ГУИД. Если поле не найдено, поиск осуществляется по связке реквизитов «физ. лицо» + «таб.номер».
Особенности:
- Включение в контур обмена 8 ИС.
- Актуальная информация по сотрудникам
- Актуальная информация по обучающимся
- Заведение и блокирование учетных записей для сотрудников
- Относительная новизна программного продукта «1С:Шина», практически отсутствовали реальные кейсы по вводу в эксплуатацию данной системы.
- Необходимость поддержания доступности системы в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю, за исключением периодов остановок для выполнения регламентных операций по обслуживанию «Шины» и периодов восстановления после сбоев программно-технических средств.
- Обеспечение возможности шифрования данных на уровне каналов и на уровне данных для услуги с системами вне КСПД (VPN, SSL и др.).
- Обеспечение визуальных инструментов проектирования маршрутов через пользовательский интерфейс (настройка маршрутов в графическом интерфейсе без кодирования, возможность задавать сложную логику маршрутизации с использованием встроенного конструктора).
- Обеспечение возможность сбора и анализа служебной информации в реальном времени (журналы состояния компонент, журналы событий обработки сообщений, трекинговые журналы).
- Обеспечение возможности информирования/уведомления ответственных за интеграционный контур специалистов.
Внедрение корпоративной сервисной шины позволило решить существующие проблемы по обмену информацией между имеющимися информационными системами, перенаправляя все обмены через себя и предоставляя единую точку входа/выхода для всех информационных систем, а также единый инструмент управления и мониторинга. За счет данного внедрения были получены следующие возможности:
- Единая точка входа/выхода для всех систем.
- Маршрутизация сообщений.
- Гарантированная доставка сообщений обмена.
- Обработка и преобразование сообщений.
- Поддержка асинхронного обмена сообщениями.
- Четкое разделение справочников и систем-источников, систем-приемников.
- Единые механизмы контроля и мониторинга инфраструктуры обмена.
- Поддержание безопасных протоколов сетевого соединения.
Экономический эффект от проекта по внедрению «1С:Шины» в МГТУ Станкин:
- Снижение затрат на интеграцию систем — на 30% за счет замены точечных подключений единым решением.
- Сокращение времени разработки новых сервисов — на 35% благодаря стандартизации взаимодействия.
- Уменьшение эксплуатационных расходов — на 20–35% за счет автоматизации мониторинга и управления сервисами.

Максим Гальчич МГТУ «СТАНКИН»
Директор департамента цифровой трансформацииВнедрение «1С:Шины» значительно упростило интеграцию разрозненных систем, сократив время на обмен данными и снизив нагрузку на ИТ-инфраструктуру. Мы получили гибкость в управлении сервисами, повысили надежность процессов и заложили основу для дальнейшей цифровизации университета.