В МГТУ «СТАНКИН» внедрили и доработали механизмы корпоративной шины данных


Рабочих мест: 200
Отрасль : Образование.
Исполнитель: Бизнес Системы
Функциональная область: Управление нормативно-справочной информацией.
22.07.2022 - 01.11.2022
Центральный федеральный округ РФ

||
Краткое описание проекта

В МГТУ «СТАНКИН» внедрили и доработали механизмы корпоративной шины данных на базе решения «1С:Шина» для централизованного управления и мониторинга интеграционных взаимодействий, а также для управления нормативно-справочной информацией между системами ИТ-ландшафта ВУЗа. Реализация проекта позволила решить существующие проблемы по обмену информацией между имеющимися информационными системами, перенаправляя все обмены через себя и предоставляя единую точку входа/выхода для всех информационных систем, а также единый инструмент управления и мониторинга. В результате уменьшенилась сложность и стоимость интеграционных решений за счет единой шины сервисов вместо точечных подключений.

Заказчик

СТАНКИН — ведущий государственный университет в области цифрового машиностроения, один из девяти системообразующих университетов России, участник программы развития лучших вузов России. МГТУ «СТАНКИН» является центром инновационного творчества и молодежного технологического предпринимательства.

Цели и задачи проекта

Цели проекта:

  1. Уменьшенить сложность и стоимость интеграционных решений за счет единой шины сервисов вместо точечных подключений.
  2. Создать адаптивную архитектуру для быстрого внедрения новых сервисов и изменений в соответствии с бизнес-требованиями.
  3. Обеспечить бесшовное взаимодействие между разрозненными корпоративными приложениями и сервисами для повышения эффективности бизнес-процессов.

Задача проекта: перевести интеграционные механизмы на использование системы класса ESB (Enterprise Service Bus) — сервисной шины предприятия на базе продукта «1С:Шина».

Ситуация до старта проекта

В информационный ландшафт МГТУ «СТАНКИН» на момент реализации проекта входили более 10 различных информационных систем, в числе которых:

  • «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения»;
  • «1С:Бухгалтерия государственного учреждения»;
  • «1С:Университет ПРОФ»;
  • «1С:Документооборот»;
  • корпоративный портал;
  • Active Directory (AD);
  • СКУД — SIGUR.

Между информационными системами были настроены все возможные интеграционные потоки. Для обеспечения их обменов уходило по 4-5 часов, что создавало бесконечное количество проблем, в тот числе включая использование огромного количества ручного труда.

Архитектура решения и масштаб проекта

Внедренное решение состоит из следующих модулей:

  1. Модуль адаптера, обеспечивающий связь с информационной системой и организующий обмен с ней, а также выполняющий трансформацию структуры передаваемого и получаемого пакета данных.
  2. Модуль маршрутизации, выполняющий определение получателей заданного типа пакета данных, а также на основе содержимого пакета данных.
  3. Модуль передачи данных между адаптерами.
  4. Модуль хранения служебной информации.
  5. Модуль хранения сообщений.
  6. Модуль управления настройками «1С:Шины».
  7. Модуль диагностики.
  8. Модуль рассылки уведомлений об ошибках.

Stankin_Uni_Shema_1.jpg

Схема обмена данных физическое лицо — сотрудник 

Stankin_Uni_Shema_1.jpg

Stankin_Uni_Shema_1.jpg

Stankin_Uni_Shema_1.jpg

Концептуальная схема обмена данных (1С:ЗКГУ — «1С:Документооборот КОРП»)

При выгрузке осуществляется контроль по набору полей:

  1. Поиск в ИС физических лиц в существующих данных производится сначала по внутреннему идентификатору (ГУИД). Если ГУИД не найден, то поиск осуществляется по связке реквизитов «ФИО» +" Дата рождения«.
  2. По сотрудникам поиск также осуществляется по ключевому полю ГУИД. Если поле не найдено, поиск осуществляется по связке реквизитов «физ. лицо» + «таб.номер».

Особенности:

  1. Включение в контур обмена 8 ИС.
  2. Актуальная информация по сотрудникам
  3. Актуальная информация по обучающимся
  4. Заведение и блокирование учетных записей для сотрудников
Особенности и уникальность проекта
  1. Относительная новизна программного продукта «1С:Шина», практически отсутствовали реальные кейсы по вводу в эксплуатацию данной системы.
  2. Необходимость поддержания доступности системы в режиме 24 часа в сутки 7 дней в неделю, за исключением периодов остановок для выполнения регламентных операций по обслуживанию «Шины» и периодов восстановления после сбоев программно-технических средств.
  3. Обеспечение возможности шифрования данных на уровне каналов и на уровне данных для услуги с системами вне КСПД (VPN, SSL и др.).
  4. Обеспечение визуальных инструментов проектирования маршрутов через пользовательский интерфейс (настройка маршрутов в графическом интерфейсе без кодирования, возможность задавать сложную логику маршрутизации с использованием встроенного конструктора).
  5. Обеспечение возможность сбора и анализа служебной информации в реальном времени (журналы состояния компонент, журналы событий обработки сообщений, трекинговые журналы).
  6. Обеспечение возможности информирования/уведомления ответственных за интеграционный контур специалистов.
Результаты проекта

Внедрение корпоративной сервисной шины позволило решить существующие проблемы по обмену информацией между имеющимися информационными системами, перенаправляя все обмены через себя и предоставляя единую точку входа/выхода для всех информационных систем, а также единый инструмент управления и мониторинга. За счет данного внедрения были получены следующие возможности:

  1. Единая точка входа/выхода для всех систем.
  2. Маршрутизация сообщений.
  3. Гарантированная доставка сообщений обмена.
  4. Обработка и преобразование сообщений.
  5. Поддержка асинхронного обмена сообщениями.
  6. Четкое разделение справочников и систем-источников, систем-приемников.
  7. Единые механизмы контроля и мониторинга инфраструктуры обмена.
  8. Поддержание безопасных протоколов сетевого соединения.

Экономический эффект от проекта по внедрению «1С:Шины» в МГТУ Станкин:

  1. Снижение затрат на интеграцию систем — на 30% за счет замены точечных подключений единым решением.
  2. Сокращение времени разработки новых сервисов — на 35% благодаря стандартизации взаимодействия.
  3. Уменьшение эксплуатационных расходов — на 20–35% за счет автоматизации мониторинга и управления сервисами.
Отзыв заказчика

Максим Гальчич МГТУ «СТАНКИН»

Директор департамента цифровой трансформации

Внедрение «1С:Шины» значительно упростило интеграцию разрозненных систем, сократив время на обмен данными и снизив нагрузку на ИТ-инфраструктуру. Мы получили гибкость в управлении сервисами, повысили надежность процессов и заложили основу для дальнейшей цифровизации университета.