В Запорожской области создали региональную информационную систему консолидации отчетности


Рабочих мест: 100
Отрасль : Гос. и муниципальное управление.
Исполнитель: Миллениум
Функциональная область: Бухгалтерский и налоговый учёт. Управление нормативно-справочной информацией. Управление информационными технологиями.
06.11.2024 - 31.12.2024
Южный федеральный округ РФ

||
Краткое описание проекта

Запорожская область зарекомендовала себя, как молодой и быстро растущий регион в сфере информационных технологий среди государственных и муниципальных учреждений. 2024 год стал знаковым в части масштабно автоматизации на базе программных продуктов «1С». Министерство цифрового развития, массовых коммуникаций и связи выступило заказчиком проекта создания и внедрения региональной информационной системы консолидации бюджетной отчетности на базе «1С:Свод отчетов 8». В результате проекта к консолидированной отчетности оказались готовы более 556 учреждений.

Заказчик

Министерство цифрового развития, массовых коммуникаций и связи Запорожской области курирует все вопросы обмена информацией и связи в Запорожской области. Обеспечивает поддержку и развитие цифровой среды и ИТ-инфраструктуры в регионе.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: обеспечение функциональной автоматизированной информационной среды для сбора, проверки и формирования достоверной и своевременной консолидированной бюджетной отчетности на уровне всех участников бюджетного процесса в регионе Запорожская область в соответствии с Приказом Минфина РФ от 28 декабря 2010 г. № 191н и Приказом Минфина РФ от 25 марта 2011 г. № 33н".

Ключевые потребности:

  1. Министерство финансов Запорожской области — возможность ведения и контроля состояния отчетности в регионе, стандартизация деятельности в рамках правового поля Российской Федерации, исполнение требований Законодательства Российской Федерации, цифровизация бюджетного процесса региона.
  2. Министерство цифрового развития, массовых коммуникаций и связи Запорожской области — контроль и поддержание информационной системы, поддержание уровня цифровизации бюджетного учета в регионе среди ОГВ/ОМСУ, возможность конкурировать в данной сфере с другими регионами РФ.

Задачи проекта:

  • произвести внедрение в максимально короткие сроки, при этом не теряя в качестве услуг и обучив пользователей;
  • подготовить регион к сдаче консолидированной бюджетной отчетности за 2024 год;
  • проверить состояние и качество ведения учета в учреждениях.
Ситуация до старта проекта

До старта проекта регион Запорожская область столкнулся с проблемой — невозможностью своевременно и организованно сформировать и сдать консолидированную бюджетную отчетность за 2023 год. Министерство финансов Запорожской области испытывало трудности при налаживании регламента работы в части консолидации отчетности среди остальных ФО и ГРБС без единой системы, сбор данных на региональном уровне не осуществлялся в требуемые сроки.

Министерство цифрового развития, массовых коммуникаций и связи не имело возможности оперативно контролировать ситуацию и оказать информационную поддержку в данной ситуации своим ресурсом, поэтому озаботилось поиском исполнителя, который предложит оптимальное решение и будет иметь достаточный ресурс для выполнения поставленных задач: не только продать программный продукт, но и внедрить его, обеспечив обучение пользователей, с созданием всех необходимых регламентов и инструкций, в том числе по ГОСТ.

Архитектура решения и масштаб проекта

В рамках проекта разработана информационная система консолидированной отчетности Запорожской области (ИС СКО ЗО).

Внедренные системы и решения:

  1. Операционная система: Astra Linux.
  2. СУБД: PostgreSQL.
  3. Сервер приложений: Apache.
  4. Балансировщик нагрузки: Nginx.
  5. Платформа «1С:Предприятие 8.3»: Подсистема «Сбор и консолидация отчетности» на базе «1С:Свод отчетов ПРОФ 3.4».
  6. VPN-сервер: ViPNet Coordinator.
  7. Тестовая среда: аналогичная продуктивной, но с меньшими ресурсами.

Взаимосвязи систем:

  1. Пользователи подключаются через VPN к Nginx, который перенаправляет запросы на Apache.
  2. Apache взаимодействует с серверами приложений 1С.
  3. Серверы 1С обращаются к PostgreSQL для работы с данными.
  4. Для тестирования используется изолированная копия архитектуры.

Масштаб решения:

  1. Рабочие места: 100 рабочих мест для органов власти Запорожской области.
  2. Серверы:
  • продуктивные: 3 основных + 2 тестовых;
  • дполнительно: VPN-сервер и прокси.

Информационные базы: основная и тестовая БД на PostgreSQL, интеграция с 1С.

Архитектура:

  1. Клиентский уровень.
  2. Уровень балансировки.
  3. Уровень приложений.
  4. Уровень данных.
  5. Тестовая среда.

MCZ_Shema.jpg

Аппартная схема архитектуры

Особенности и уникальность проекта

Ключевые особенности с технической стороны:

  1. Трехуровневая клиент-серверная архитектура.
  2. Импортозамещение (Astra Linux, PostgreSQL).
  3. Отказоустойчивость (балансировка, репликация БД).
  4. Соответствие требованиям безопасности (SSL/TLS, изоляция серверов).

Особенности в реализации: с государственными и муниципальными учреждениями работать непросто — необходимо не отступать от сроков и бюджета. Срок старта работ напрямую зависит от финансирования. Проект был начат общими усилиями исполнителя и заказчика за 2 месяца до окончания года, благодаря слаженной мобилизации ресурсов и привлечения экспертов со стороны исполнителя (плюс запараллеливание работ там, где это возможно), а также грамотно проведенной коммуникации заинтересованных сторон проект был завершен в срок.

Результаты проекта

Проект внедрения ИС СКО ЗО позволил достичь значительных результатов как для заказчика — министерства цифрового развития, массовых коммуникаций и связи Запорожской области, так и для исполнителя. Система успешно автоматизировала процессы сбора, проверки и консолидации отчетности организаций государственного сектора, что привело к следующим ключевым эффектам:

  1. Решение проблемы заказчика:
  • устранены ручные процессы и ошибки, связанные с обработкой данных, за счет автоматизации формирования бухгалтерской и бюджетной отчетности;
  • обеспечена интеграция с внешними системами («1С:Бухгалтерия государственного учреждения», «Электронный бюджет»), что упростило обмен данными и повысило их достоверность;
  • снижены временные затраты на подготовку отчетности благодаря встроенным механизмам проверки и консолидации данных.
  1. Улучшение работы в целевой области:
  • система функционально поддерживает до 300 пользователей (проводили тестирование, активных пользователей на текущий момент 100) на этапе опытной эксплуатации с возможностью масштабирования до 800 пользователей, что обеспечивает гибкость и адаптивность к будущим потребностям;
  • реализованы функции контроля доступа, электронной подписи и версионирования данных, что повысило безопасность и прозрачность процессов;
  • внедрены стандартизированные формы отчетности в соответствии с требованиями Минфина РФ, что упростило соблюдение нормативных требований.
  1. Эффект для компании-исполнителя:
  • исполнитель укрепил свою репутацию как поставщика комплексных решений для государственного сектора, что открывает возможности для участия в аналогичных проектах;
  • полученный опыт интеграции с платформой «1С:Предприятие» и другими системами может быть тиражирован в других регионах или отраслях;
  • проект способствовал развитию компетенций команды в области автоматизации бюджетного учета и работы с государственными заказчиками.
  1. Общие выгоды:
  • повышена эффективность управления бюджетными процессами за счет оперативного доступа к консолидированным данным;
  • улучшено взаимодействие между учреждениями и органами власти благодаря единой информационной среде.
  • снижены операционные риски за счет встроенных механизмов контроля и резервного копирования.

Итог

Внедрение ИС СКО ЗО позволило перевести процессы отчетности на качественно новый уровень, обеспечив заказчику прозрачность, скорость и надежность обработки данных, а исполнителю — ценный опыт и перспективы для дальнейшего роста. Проект демонстрирует успешный пример цифровизации государственных услуг в условиях современных требований.