Новый уровень управления медицинскими процессами: внедрение МИС на базе «1С:Медицина. Больница» в ФГБУ «НМИЦ ТО имени академика Г.А. Илизарова» Минздрава России
Отрасль : Медицина.
Исполнитель: Айти-Линк
Функциональная область: Управление оказанием медицинской помощи.
30.06.2023 - 29.12.2024
Уральский федеральный округ РФ
Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Г.А. Илизарова внедрил систему управления медицинскими процессами на базе «1С:Медицина. Больница». Исключительность данного проекта заключается во внедрении уникального решения на базе типовой конфигурации. Решение было доработано на основе тщательного изучения бизнес-процессов медимцинского учреждения с учетом как законодательных актов, так и удобства эксплуатации для заказчика. Внедрение дало возможность сотрудникам Ф значительно повысить уровень и качество медицинской помощи. Это стало возможным благодаря автоматизации процессов во всех медицинских подразделениях и снижению зависимости от зарубежного программного обеспечения.
Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр травматологии и ортопедии имени академика Г.А. Илизарова» Министерства здравоохранения Российской Федерации является крупнейшим центром в стране по травматологии и ортопедии, нейрохирургии и нейроортопедии.
Цель проекта: управление системой оказания медицинской помощи ФГБУ «НМИЦ ТО имени академика Г.А. Илизарова» Министерства здравоохранения Российской Федерации с помощью программного продукта «1С:Медицина. Больница».
Задачи проекта:
- вести единую базу данных пациентов с возможностью занесения и дальнейшего использования сведений о пациенте (личные данные, историю заболеваний, результаты проведённых исследований), данных об оказанных услугах по видам оплаты;
- вести электронные медицинские карты пациентов, состоящие из электронных медицинских записей, содержащих описание проведенных приемов, обследований, консультаций, назначений, выполненных процедур с возможностью ограничения доступа к электронным медицинским картам определенных категорий пациентов;
- использовать электронный документооборот с применением электронной подписи медицинских работников;
- обеспечить разделение прав доступа к информации ограниченного доступа, содержащей специальные персональные данные пациентов;
- обеспечить взаимодействие со смежными информационными системами («1С:Медицина. Больничная аптека», лабораторная информационная система «Алиса», программное обеспечение для хранения изображений исследований PACS);
- реализовать взаимодействие с внешними информационными системами (нормативно-справочная информация МЗ РФ, реестр электронных медицинских документов (РЭМД), взаимодействие с ТФОМС в области реестров счетов).
Бизнес-процессы центра до начала проекта были частично автоматизированы с использованием устаревшей информационной системы, которая не обновлялась более трех лет. В ней также не было всех необходимых, согласно медицинскому законодательству, модулей. Отсутствовал интуитивно понятный пользователю интерфейс.
Медицинская информационная система Центра Илизарова построена на базе решения «1С:Медицина. Больница» с интеграцией со смежными информационными системами: «1С:Медицина. Больничная аптека», лабораторная информационная система «Алиса», программное обеспечение для хранения изображений исследований PACS. В рамках внедрения
развернуто:
два веб-сервера Apache с балансировкой нагрузки и доступности с помощью Haproxy;
отказоустойчивый кластер из двух серверов баз данных PostgreSQL с помощью Etcd и Patroni;
кластер серверов «1С:Предприятие» с уровнем отказоустойчивости 1;
сервер хранилища конфигурации для автоматизации деятельности разработки.
Организовано автоматическое обновление клиента через http. На серверах и клиентских рабочих станциях используется ОС Astra Linux.
Ппроведена масштабная работа по приведению в соответствие предоставленных данных (информационных баз, номенклатур), автоматизировано 59 отделений, 500 рабочих мест, обучено более 1000 пользователей, адаптировано более 10 функциональных модулей типового решения.
Автоматизированы следующие модули:
- Регистратура.
- Договорной отдел.
- Поликлиникаю
- Диагностика.
- Управление расходованием медикаментов.
- Приемное отделение.
- Стационар.
- Операционный блок.
- Общебольничные.
- Статистика.
- Администрирование.
- Телемедицинские консультации.
- Интеграция с ТФОМС.
- Интеграция с ЕГИСЗ.
В 2024 году в ФГБУ «НМИЦ ТО имени академика Г.А. Илизарова» Минздрава России была также проведена работа по расширению функциональных возможностей медицинской информационной системы на базе «1С: Медицина. Больница», в части следующих модулей:
- Анестезиология.
- Реабилитация.
- ГИС ОМС.
В рамках проекта в Центре Илизарова разработана и внедрена функция печати браслетов на термопринтере. На браслетах содержится информация о пациенте, включая ФИО, дату рождения, возраст, отделение госпитализации и идентификатор 1С. Автоматизированная печать ускоряет оформление пациентов и упрощает работу медицинского персонала, позволяя сократить время на ручное заполнение данных. Наличие актуальной информации на браслетах также способствовало более эффективному управлению потоками пациентов и ресурсами.

Схема архитектуры
Исключительность данного проекта заключается во внедрении уникального решения на базе типовой конфигурации. Решение было доработано на основе тщательного изучения бизнес-процессов ФГБУ «НМИЦ ТО имени академика Г.А. Илизарова» Минздрава России с учетом как законодательных актов, так и удобства эксплуатации для заказчика.
Внедренные новшества включают модуль «Телемедицинские консультации», разработку модуля «Операционный блок», приведение в соответствие законодательству и требованиям заказчика типовых форм отчетов, печатных форм и шаблонов медицинских документов.
Разработан новый механизм работы с реестрами счетов (амбулатория и стационар) и механизм обмена данными с территориальным фондом. Разработаны структурированные электронные медицинские документы (СЭМД) под требования ведения медицинской документации, настроена интеграция с ЕГИСЗ/РЭМД. В проект были включены дополнительные инновационные доработки, направленные как на расширение возможностей системы, так и на улучшение удобства взаимодействия с ней.
Важной частью проекта стала доработка модуля «Реабилитация» и оптимизация процессов работы отделения реабилитации. Также была разработана новая функциональность выгрузки данных об оказанной медицинской помощи в формате, установленном ГИС ОМС.
Реализована возможность печати браслетов на термопринтере с информацией о пациенте из формы госпитализации и медицинской карты.
Внедрение медицинской информационной системы на платформе «1С:Медицина. Больница» дало возможность сотрудникам ФГБУ «НМИЦ ТО имени академика Г.А. Илизарова» Минздрава России значительно повысить уровень и качество медицинской помощи. Это стало возможным благодаря автоматизации процессов во всех медицинских подразделениях и снижению зависимости от зарубежного программного обеспечения.
Доступ к единой базе данных пациентов и возможность использовать полный набор информации уменьшили вероятность ошибок и улучшили качество работы. Также был усовершенствован процесс получения документов: переход от ручного заполнения к электронному документообороту значительно упростил эту задачу.
В рамках внедрения «1С:Медицина. Больница» достигнуты следующие результаты:
- без потерь перенесены данные из старой медицинской информационной системы;
- налажена автоматизация деятельности всех медицинских подразделений;
- достигнута прозрачность оказания медицинской помощи;
- создана единая база данных пациентов, с возможностью использования необходимых сведений (личные данные, история заболеваний, результаты проведенных исследований, оказанные услуги);
- повысилась производительность труда, снизилось число ошибок типовой конфигурации;
- улучшена возможность получения оперативной отчетности, контроль объемов оказания медицинской помощи;
- повышены уровень и качество оказания медицинской помощи за счет оперативного получения документов в электронном виде, организован переход от ручного заполнения документов к электронному документообмену;
- на основе проведенного обследования бизнес-процессов центра была проведена крупная и уникальная доработка модуля «Операционный блок»;
- выполнена интеграция с «1С:Медицина. Больничная аптека», лабораторной информационной системой «Алиса», программным обеспечением для хранения и просмотра изображений исследований (PACS);
- выполнена интеграция с ЕГИСЗ МЗ РФ, РЭМД, ТФОМС, ГИС ОМС.
Введенный в эксплуатацию уникальный модуль «Операционный блок» способствовал улучшению качества медицинских услуг, оптимизировав процесс назначения операций пациентам. Он позволяет вводить и отображать состав операционной бригады, вид анестезии, фиксировать и отслеживать все назначенные операции, изменять их очередность и статусы, а также упрощать оформление медицинских документов после завершения операции и оперативно предоставлять отчетность.
Доработка модуля «Телемедицинские консультации» позволила пациентам получать доступную медицинскую помощь, снизить нагрузку на медицинское учреждение, обеспечить возможность регулярного мониторинга и контроля состояния здоровья пациентов.
Доработка функциональности предоставления стационарных и амбулаторных реестров оказанной помощи и механизма обмена данными с территориальным фондом обязательного медицинского страхования (ТФОМС), позволила повысить точность и полноту отражения данных, а также обеспечило прозрачность и оперативность обмена информацией. Выгрузка данных в формате, установленном ГИС ОМС, позволила обеспечить контроль за качеством и объемом оказанных услуг, обеспечить своевременное получение финансовых средств за оказанные медицинские услуги, улучшила внутренние процессы учета и отчетности, оказала значительное влияние на соблюдение законодательства, финансовую устойчивость, эффективность работы и качество медицинских услуг в организации.
Автоматизированная печать браслетов из МИС ускорила процесс оформления пациентов и сделала его более удобным для медицинского персонала. Кроме того, наличие браслетов с актуальной информацией о пациентах предоставило медицинскому персоналу быстрый доступ к необходимым данным, что особенно критично в экстренных ситуациях. Браслеты также помогли структурировать информацию о пациентах, способствуя более эффективному управлению потоками пациентов и ресурсами в центре.
Благодаря настроенным интеграциям с определенными и внешними информационными системами, переход на новую МИС открыл дополнительные возможности для дальнейшего повышения качества труда и улучшения предоставляемых услуг.
Альберт Игоревич Гайдышев, заместитель директора по административной работе
Внедрение медицинской информационной системы на базе «1С:Медицина. Больница» компанией «АйТи-Линк» позволило совершить качественный рывок в цифровизации нашего Центра. Переход на 1С открыл возможности развития новых информационных технологий, дальнейшего улучшения ИТ-инфраструктуры и значительного улучшения условий труда. Использование медицинской информационной системы на базе 1С вывело на новый уровень оказание медицинской помощи населению.