В компании NIKA PetroTech построили единую информационную систему учета и управления


Рабочих мест: 500
Отрасль : Химия, нефтехимия.
Исполнитель: Активная логика
Функциональная область: Управление на уровне группы компаний и холдинга. Управление финансами. Бухгалтерский и налоговый учёт. Управление закупками (МТО). Управление продажами. Управление логистикой и складом. Управление производством. Управление ремонтами. Управление нормативно-справочной информацией.
22.01.2023 - 30.06.2025
Федеральный масштаб

||
Краткое описание проекта

В компании NIKA PetroTech построили единую информационную систему на базе решения «1С:ERP. Управление холдингом». Унифицированы разрозненные процессы и НСИ группы компаний, предприятия переведены на единую систему учета и управления. Разработана и утверждена методология бюджетирования с описанием бюджетного процесса, разработаны бюджетные формы и механизмы планирования в соответствии с бюджетным процессом и действующей методологией бюджетирования.

Заказчик

ГК NIKA PetroTech — крупнейший производитель высококачественных пропантов, химических реагентов и присадок. Имеет 4 производственные площадки в разных регионах РФ. Головной офис и научное подразделение находится в Екатеринбурге.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: получать единую консолидированную отчетность по группе компаний для анализа и принятия управленческих решений.

Задачи проекта:

  1. Перейти на единую современную учетную систему на базе «1С:ERP.Управление холдингом», в том числе ввиду снятия с поддержки вендором исторических систем.
  2. Нормализовать и унифицировать нормативно-справочную информацию, регламентированную и финансовую структуру компаний группы.
  3. Построить единые процессы продаж, закупок, производственного и складского учета на всех производственных площадках.
  4. Организовать бухгалтерский и налоговый учета компаний группы в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами РФ.
  5. Обеспечить централизованное управление денежными потоками внутри группы.
  6. Разработать и внедрить единую методологию учета затрат и расчета себестоимости.
  7. Получать полную сквозную себестоимость в разрезе продуктов и бизнес-единиц (с исключением ВГО операций), детализировать себестоимость до исходных затрат компаний группы.
  8. Автоматизировать бюджетный процесса группы компаний, а также план-фактный анализ.
Ситуация до старта проекта
  1. Учетные процессы автоматизированы в нескольких разрозненных информационных системах на базе «1С:Управление производственным предприятием».
  2. НСИ компаний группы не унифицирована и не нормализована.
  3. Управленческая отчетность формируется в Ms Excel — высокая трудоемкость и длительность процесса сбора данных, риск ошибок по причине человеческого фактора.
  4. Бюджетирование ведется в Excel, отсутствует единая методология планирования — нет возможность получать консолидированный бюджет Группы и оперативно принимать управленческие решения.
Архитектура решения и масштаб проекта

Единая информационная система построена на базе «1С:ERP. Управление холдингом», автоматизированы следующие функции:

  1. Управление продажами.
  2. Управление закупками.
  3. Складской учет и логистика.
  4. Управление производством и ремонтами.
  5. Учет затрат и расчет себестоимости.
  6. Регламентированный учет.
  7. Казначейство.
  8. Бюджетирование.

Бюджетирование группы компаний осуществляется внутри системы и консолидировано по периметру двух юридических лиц.

NPT_Shema.jpg

Схема архитектуры

Масштаб проекта:

  1. Количество юридических лиц — 6.
  2. Численность сотрудников группы компаний — 4000 человек.
  3. Планируемое количество автоматизируемых мест — 500.
  4. Общая численность компании: 4000.
Особенности и уникальность проекта
  1. Необходимость организации раздельного учета по налогу на прибыль (п.2 ст.274 НКРФ), связанная с применением льготного режима налогообложения территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) (НК РФ, ст.284.4).
  2. Уникальный бизнес-процесс планирования и централизованного управления платежами в группе с несколькими уровнями контроля и консолидации заявок на оплату.
  3. Многоуровневая финансовая структура группы, большое количество центров финансовой ответственности (более 150).
  4. Совместная работа исполнителя и заказчика по разработке единой методологии учета затрат и бюджетирования в группе компаний.
  5. Одновременная работа двух команд разработки — со стороны исполнителя и заказчика: в рамках проекта организовано эффективное взаимодействие команд разработки, выстроен регламент работы.
Результаты проекта

Первая очередь проекта (переход с 1С:УПП): выполнена в запланированные сроки (запуск январь 2024 г), достигнуты цели и решены важные для предприятия задачи:

  • проведена работа по унификации процессов и справочников, что повысило достоверность и согласованность результатов производства;
  • выстроены единые процессы продаж, закупок, производственного и складского учета на всех производственных площадках. Особое внимание уделено настройке блока «Производство» — проведена актуализация спецификаций, выработан алгоритм работы с сырьевыми аналогами, настроены «коридоры» сырьевых норм, разработаны отчеты для анализа отклонений фактического потребления сырья от запланированных норм — инструмент принятия управленческих решений по снижению себестоимости;
  • внедрен бухгалтерский и налоговый учет, с учетом особенностей исчисления налоговой базы для организаций-резидентов ТОСЭР (НК РФ, ст.284.4);
  • разработан и настроен блок корпоративного казначейства с несколькими уровнями согласования согласно процессу казначейства на предприятии, что позволило централизованно управлять денежными потоками внутри Группы компаний;
  • обучены и успешно освоили функционал все пользователи системы (более 600);
  • специалисты заказчика выполнили автоматизацию процессов логистики, ремонтов оборудования; 
  • расширены возможности системы в части функционала продаж и управленческой отчетности.

Вторая очередь проекта (сквозная себестоимость и бюджетирование): плановый срок завершения — июнь 2025 г., решены следующие задачи:

  • совместно с методологами заказчика и экспертами команды исполнителя разработана и описана методология расчета сквозной управленческой себестоимости продукции (с учетом ВГО операций) и бюджетирования (28 этапов процесса, более 150 ЦФО);
  • в соответствии с методологией выстроены процессы учета затрат, что позволило:
    • сократить время на закрытие месяца на 10% за счет автоматизации процесса распределения расходов;
    • получить анализ себестоимости в нужных для компании аналитиках, в том числе нетиповых;
    • обеспечить прослеживаемость движения затрат в предприятии.
  • разработан отчет о полной сквозной себестоимости продукции с детализацией до исходных затрат компаний группы, очищены внутригрупповые обороты без использования типового функционала «Интеркампани»;
  • разработаны все функциональные бюджеты, в соответствии с бюджетным процессом заказчика, требованиями к аналитическим разрезам и высокой степени автоматизации;
  • полностью автоматизировано заполнение БДР, БДДС по сценариям «План» и «Факт»;
  • настроена автоматическая консолидация бюджетов группы компаний с учетом ВГО операций;
  • сокращение времени и трудозатрат на подготовку фактического бюджета с 2 недель до 30 секунд;
  • специалисты заказчика перевели в систему учета новые юридические лица группы компаний.

Таким образом:

  1. Внедрение 1С:ERP.УХ позволило перейти от разрозненных систем к единой цифровой платформе, обеспечивающей прозрачность, контроль и оперативность управления на всех уровнях группы компаний.
  2. Благодаря переходу на современную систему, создан фундамент для дальнейшей цифровой трансформации предприятия и устойчивого развития бизнеса.
  3. Внедрение новой системы не привело к увеличению штатного состава сотрудников, при этом повысилась оперативность и детализация информации.
  4. Внедрение инструментов анализа сквозной себестоимости и бюджетного планирования предоставило возможность принимать обоснованные управленческие решения по повышению рентабельности бизнеса.
  5. Гибкость учетной системы и разработанных бизнес-процессов позволяет оперативно масштабировать процессы на новые юридические лица группы.
  6. Снизились затраты на поддержку ИТ-инфраструктуры, благодаря переходу на единую платформу и полученным компетенциям в рамках совместной работы команд.

Отзыв заказчика

Ольга Вяткина

Заместитель директора по экономике ООО «Ника-Петротэк»

Внедрение 1С:ERP.УХ позволило позволило перейти от разрозненных систем к единой цифровой платформе, обеспечивающей прозрачность, контроль и оперативность управления на всех уровнях группы компаний. Благодаря переходу создан фундамент для дальнейшей цифровой трансформации предприятия и устойчивого развития бизнеса. Внедрение инструментов анализа сквозной себестоимости и бюджетного планирования предоставило возможность принимать обоснованные управленческие решения по повышению рентабельности бизнеса. Гибкость учетной системы и разработанных совместно с партнером бизнес-процессов позволило оперативно масштабировать процессы на новые юридические лица группы.