«Промсвязьбанк» построил систему формирования и учета счетов-фактур и электронного документооборота с контрагентами


Рабочих мест: 1200
Отрасль : Целлюлозно-бумажная промышленность.
Исполнитель: АйТи Капитал (IT Capital)
Функциональная область: Бухгалтерский и налоговый учёт.
01.12.2022 - 28.02.2024
Федеральный масштаб

||
Краткое описание проекта

«Промсвязьбанк» построил систему формирования и учета счетов-фактур и электронного документооборота с контрагентами на базе «1С:Учет и управление хозяйственной деятельностью банка» (1С:УУХДБ). Проект затронул отделения банка во всех федеральных округах, включая новые регионы. Обеспечена работа на импортозамещенном ПО высоконагруженной системы (сотни тысяч документов в квартал, более тысячи пользователей) с учетом высоких требований к информационной безопасности, реализованных на всех уровнях системы. В максимально сжатые сроки реализована как учетная часть системы со сложной статусной моделью и бизнес-процессами, так и полнофункциональный кабинет провайдера ЭДО внутри системы 1С в закрытом контуре.

Заказчик

ПАО «Промсвязьбанк» — государственный банк, входит в пятерку крупнейших по размеру активов, а также включен в перечень системно-значимых кредитных организаций, определенный ЦБ РФ. Банк предоставляет  финансовые услуги широкому кругу крупных корпоративных и розничных клиентов, а также компаниям малого и среднего бизнеса через обширную региональную сеть.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: импортозаместить информационные системы ПАО «Промсвязьбанк».

Задачи проекта:

  1. Автоматизировать учет счетов-фактур, включая формирование документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость, с учетом требований по поддержке объема в сотни тысяч документов в месяц.
  2. Реализовать комплексный функционал в закрытом контуре банка, полностью аналогичный кабинету провайдера ЭДО и имеющего с ним бесшовную интеграцию. В том числе получать, обрабатывать и отправлять неформализованные и формализованные документы, необходимые для создания отчетности ФНС России, согласовывать документы, работать с контрагентами, КЭП, МЧД, а также реализовать все прочие процессы, поддерживаемые провайдерами ЭДО.
  3. Создать полностью импортозамещенный программный ландшафт — от операционной системы (Astra Linux) и СУБД (Postgres Pro), и до веб серверов (Apache, nginx) и модулей целевой системы.
  4. Трансформировать систему формирования счетов-фактур в соответствии с требованиями ФНС России (внедрение автоматизированных форм контроля за НДС и процесс формирования счетов-фактур/универсального передаточного документа в электронном виде).
Ситуация до старта проекта

Предпосылками для старта проекта стали следующие факторы:

  1. Необходимость импортозамещения текущего программного окружения и информационных систем собственной разработки, которые перестали удовлетворять требованиям бизнеса, информационной безопасности и быстродействия.
  2. До внедрения целевой учетной системы отсутствовала централизованная и нормированная единая база головного офиса в Москве и обширной филиальной сети банка. Необходимо было организовать эффективный централизованный процесс учета и контрольных процедур в единой системе.
  3. Кроме того, в целях информационной безопасности необходимо было исключить доступ через сеть интернет в кабинет провайдеров ЭДО пользователей, как было до начала проекта. Для чего требовалась внедрить полный функционал кабинета провайдера ЭДО внутри целевой системы в закрытом контуре с бесшовной интеграцией с кабинетом провайдеров ЭДО.
Архитектура решения и масштаб проекта

Система формирования и учета счетов-фактур и электронного документооборота с контрагентами построена на базе решения «1С:Учет и управление хозяйственной деятельностью банка» (1С:УУХДБ).

Система состоит из следующих блоков:

  1. Учетный блок. Согласование и учет счетов фактур, контрольные процедуры, сверка данных, формирование регламентированной отчетности и ее отправка по электронным каналам.
  2. Модуль ЭДО. Полнофункциональный кабинет провайдера ЭДО, реализованный внутри 1С, работающий в асинхронном режиме внутри защищенного сегмента сети. Работа с документами ЭДО, их согласование, работа с контрагентами через ЭДО — приглашения, уведомления и прочее.
  3. Модуль класса api gateway, реализованный на платформе «1С:Предприятие 8». Непосредственно взаимодействует с API провайдера ЭДО из DMZ.
  4. Модуль расширенного логирования действий пользователей и взаимодействия с SIEM системами.

PromSvyazBank_Shema_1.jpg

Схема архитектуры

Масштаб проекта:

  • 100 000 человеко/часов;
  • 1200 автоматизированных рабочих мест;
  • охват автоматизации — головной офис Банка и филиалы в 80 регионах России, включая присоединенные территории;
  • 1500 Гб — общий размер рабочей базы данных;
  • 250 000 — среднее количество документов в квартал;
  • настроены интеграционные взаимодействия с различными системами, входящими в ИТ-инфраструктуру банка;
  • расширенный сбор событий по работе в системе для последующей выгрузки в SIEM-систему.

PromSvyazBank_Shema_2.jpg

Схема интеграции

Особенности и уникальность проекта
  1. Обеспечение работы на импортозамещенном ПО высоконагруженной системы (сотни тысяч документов в квартал, более тысячи пользователей).
  2. Обеспечение работы подсистемы для работы с оператором ЭДО в закрытом контуре без доступа в интернет, полностью асинхронный режим работы.
  3. Реализация модуля класса API Gateway на базе «1С».
  4. Сложная миграция ненормализованных данных из различных источников, в том числе сведения ЭДО.
  5. Обеспечение расширенного сбора событий по работе в системе для последующей выгрузки в SIEM-систему.
  6. Возможность обеспечения единого интерфейса при работе с различными операторами ЭДО.
  7. Обеспечение цикла разработки и тестирования интеграционных потоков с учетом невозможности обеспечения идентичности с ИТ-инфраструктурой заказчика.
  8. Реализация сложной ролевой модели с учетом разделения функций технических специалистов заказчика.
Результаты проекта

Основные результаты проекта в головном офисе и филиальной сети ПАО «Промсвязьбанк»:

  1. Внедрена новая автоматизированная система «Счета-фактуры» на базе программного продукта «1С:Учет и управление хозяйственной деятельностью банка» (1С:УУХДБ) на платформе «1С Предприятие 8.3» (далее — система), в том числе с дополнительными функциональными требованиями, появившимися в процессе реализации проекта.
  2. Внедрен полный цикла процессирования этапов, утвержденных налоговым законодательством РФ от формирования счетов-фактур, электронных счетов-фактур, универсальных передаточных документов до предоставления документов клиенту, формирования налоговой отчетности.
  3. Объединены в единой базе счета-фактуры, созданные по операциям в различных системах.
  4. Сформировано импортозамещенное программное окружение, полностью исключив зарубежное ПО в периметре проекта.
  5. Персонал обучен основным операциям по настройке и эксплуатации системы.
  6. Сформирован эффективный и оперативный процесс передачи результата с учетом максимально жестких требований по информационной безопасности, включая сканирование программного кода и многое другое.
  7. Система запущена в эксплуатацию на промышленном контуре.
  8. Сокращены трудозатраты на контрольные процедуры и формирование отчетности на 75%.
  9. Сокращены трудозатраты на коммуникации между подразделениями, отвечающими за ЭДО и учетные блоки на 90%.
  10. Сокращены трудозатраты на коммуникации между специалистами по учетным модулям между филиалами и ГО на 90%.
Наталья Гузяева, директор департамента налогообложения ПАО «Промсвязьбанк»

Система формирования и учета счетов-фактур и электронного документооборота с контрагентами объединила учет банка из разрозненных и ненормализированных баз данных по группам филиалов в единую информационную систему с прозрачными и сквозными бизнес-процессами и автоматизированными контрольными процедурами — от приглашения контрагента в ЭДО и до отправки отчетности в регуляторные органы. Единый сквозной процесс значительно снизил как число ошибок, а значит и репутационные и регуляторные риски, так и время на их поиск и устранение, т.е. затраты на поддержание учетного процесса. 
В десятки раз сократилось время формирования регулярных и контрольных отчетов, печатных форм, что значительно увеличило комфорт и эффективность работы конечных пользователей.
Важным моментом стало повышение уровня информационной безопасности банка. После внедрения системы нет необходимости конечным пользователям, отвечающим за ЮЗЭДО, иметь доступ в интернет из внутренней сети Банка. Вся работа происходит из защищенного сегмента сети, без доступа в интернет.
Дополнительная информация о проекте

Проект внедрялся кросс-функциональной командой, которая со стороны Исполнителя включала в себя, кроме специалистов по внедрению продуктов на платформе 1С, специалистов в следующих областях:
информационная безопасность

  • DevOps,
  • Astra Linux,
  • Postgre SQL,
  • Apache \ Nginx,
  • vanessa automation,
  • нагрузочное тестирование,
  • ИТ-Инфраструктура.