Московская Городская клиническая больница №1 им. Н.И. Пирогова в 2,5 раза увеличила пропускную способность отделения платных медицинских услуг


Рабочих мест: 20
Отрасль : Медицина.
Исполнитель: Спэйс
Функциональная область: Управление финансами. Управление продажами. Управление взаимоотношениями с клиентами. Управление нормативно-справочной информацией.
01.09.2013 - 22.05.2015
Центральный федеральный округ РФ

||
Краткое описание проекта

Московская Го­род­ская кли­ни­че­ская боль­ни­ца №1 им. Н.И. Пирогова по­стро­и­ла си­сте­му упра­вле­ния ока­за­ни­ем пла­тной ме­ди­цин­ской по­мо­щью на ба­зе ре­ше­ния «1С:Медицина. Больница». Ком­плекс ис­поль­зу­е­тся в от­де­ле­нии плат­ных ме­ди­цин­ских услуг. Ав­то­ма­ти­зи­ро­ван рас­чёт се­бе­сто­и­мо­сти ме­ди­цин­ских услуг, что по­зво­ли­ло объе­кти­вно обо­сно­вы­вать та­риф на пла­тные ме­ди­цин­ские услу­ги. Авто­ма­ти­зи­ро­ва­на си­сте­ма учё­та во­зна­гра­жде­ний пер­со­на­лу в за­ви­си­мо­сти от ко­ли­че­ства ока­за­н­ных услуг. Но­вая си­сте­ма по­мо­гла в не­сколь­ко раз со­кра­тить вре­мя на офор­мле­ние па­ци­ен­тов. Су­ще­ствен­но упро­сти­лось офор­мле­ние до­ку­мен­тов на ока­за­ние плат­ных услуг. За­ме­тно облег­чи­лась и уско­ри­лась под­го­то­вка вну­трен­ней и вне­шней от­чёт­но­сти. Всё это по­мо­гло уве­ли­чить ко­ли­че­ство ка­би­не­тов пла­тных услуг, ко­ли­че­ство па­ци­ен­тов, по­лу­ча­ю­щих ме­ди­цин­скую по­мощь в от­де­ле­нии плат­ных ме­ди­цин­ских услуг, вы­ро­сло в 2,5 ра­за, а вы­ручка вы­ро­сла на 300%.

Заказчик

Го­род­ская кли­ни­че­ская боль­ни­ца №1 им. Н.И. Пирогова (Первая Градская больница) — одна из лу­чших и ста­рей­ших боль­ниц Москвы. Общий ко­е­чный фонд боль­ни­цы со­ста­вля­ет 1380 ко­ек, 61 от­де­ле­ние, 2 фи­ли­а­ла, 8 жен­ских кон­суль­та­ций. Первая Градская боль­ни­ца осна­ще­на все­ми ви­да­ми со­вре­мен­но­го ди­а­гно­сти­че­ско­го обо­ру­до­ва­ния. Еже­го­дно в ней по­лу­ча­ют ле­че­ние бо­лее 40 000 ста­ци­о­нар­ных боль­ных, чи­сло по­се­ще­ний по ам­бу­ла­тор­но-по­ли­кли­ни­че­ской слу­жбе со­ста­вля­ет 400 000 в год. Кол­лек­тив ле­че­бно­го учре­жде­ния со­ста­вля­ет без ма­ло­го 4000 че­ло­век.

Цели и задачи проекта

Цели проекта:

  • увеличение пропускной способности отделения платных услуг (увеличение числа кабинетов и пацентов отделения);
  • сокращение сроков оформления первичных документов, подготовки внутренней и внешней отчётности по платным медицинским услугам;
  • стандартизация процесса расчёта себестоимости медицинской помощи для обоснования тарифов на платные медицинские услуги.
Ситуация до старта проекта

До начала проекта работа отделения платных медицинских услуг не была автоматизирована. Все первичные документы, необходимые для регистрации оказанной медицинской помощи, оформлялись вручную на бумажных бланках, что требовало не менее получаса на одного пациента, а также влекло за собой большое количество неточностей и ошибок.

В 2013 году была подготовлена комплексная программа развития направления платной медицинской помощи. Важной её частью стала автоматизация и информатизация процессов, сопутствующих оказанию медицинских услуг. Руководством ГКБ №1 было принято решение о запуске проекта по автоматизации, который должен был охватить всю финансово-экономическую деятельность отделения платных медицинских услуг.

Архитектура решения и масштаб проекта

Система управления оказанием платной медицинской помощи построена с использованием программного продукта «1С:Медицина. Больница». Автоматизированы следующие функциональные блоки:

  • оформление и учёт медицинских услуг: формирование заказа клиента, фиксация оплаты с помощью ККМ и платёжного терминала, печать информированного согласия на выполнение процедур, обработку персональных данных, договора и сметы на оказание медицинских услуг, приём авансовых платежей от физических и юридических лиц, контроль и учёт возвратов денежных средств;
  • формирование реестров по оказанным платным услугам и оплатам через платёжный терминал;
  • работа со страховыми компаниями в рамках добровольного медицинского страхования (ДМС): работа с гарантийными письмами, формирование реестров пролеченных пациентов, ведение взаиморасчётов, формирование отчётов, реестров, документов;
  • разработка блока аналитических отчётов для планово-экономического отдела: анализ первичного интереса пациентов, отчёты по пациентам, получившим лечение в различных разрезах;
  • внедрение системы мотивации персонала в зависимости от количества оказанных услуг с разбиением по направлениям;
  • ценообразование: фиксация различных типов цен, применение скидок и наценок (например, за срочность) в ручном или автоматическом режиме;
  • формирование технологических карт на оказываемые медицинские услуги и расчёт их себестоимости.

Архитектура информационной системы

Рис. 1. Архитектура информационной системы

Также реализована интеграция с другими информационными системами, используемыми в Первой Градской больнице. «1С:Медицина. Больница» была успешно интегрирована с лабораторной информационной системой в части передачи номенклатуры из заказов на лабораторные услуги, а также с медицинской информационной системой в части синхронизации справочника пациентов и номеров стационарных и амбулаторных медицинских карт. Настроены аналитические отчёты, необходимые для внесения данных в систему консолидированного управленческого учёта единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) города Москвы.

Летом 2017 года программный продукт «1С:Медицина. Больница», используемый в ГКБ №1, был успешно обновлён до последнего актуального релиза, выпущенного фирмой «1С» с сохранением всех выполненных модификаций с целью приведения в соответствие с ФЗ-54 «О применении контрольно-кассовой техники» и обеспечения возможности работы с онлайн-кассами.

Также в рамках проекта был обновлён и модернизирован сайт ГКБ №1 на платформе «1С-Битрикс: Сайт медицинской организации». Была реализована регулярная выгрузка на сайт каталога платных услуг и цен. На момент написания кейса тестируется механизм выгрузки с сайта в «1С:Медицина. Больница» информации о заявках пациентов на платные услуги, что сделает процедуру их получения ещё более удобной.

Количество пациентов, получающих медицинскую помощь в отделении платных медицинских услуг, с 2014 года выросло в 2,5 раза. Выручка отделения выросла на 300%.

Система управления оказанием платной медицинской помощи охватывает 20 рабочих мест:

  • кассир-документовед — 8;
  • экономист отделения платных медицинских услуг — 3;
  • старшая медицинская сестра отделения платных медицинских услуг — 1;
  • экономист планово-экономического отдела — 1;
  • экономист по работе с техническими картами — 1;
  • руководитель отделения платных медицинских услуг — 1;
  • заместитель главного врача по экономике — 1;
  • прочие пользователи — 4.
Особенности и уникальность проекта

Стандартизация технологии оказания медицинской помощи и обоснование политики ценообразования были обозначены в комплексной программе развития платной медицинской помощи. Поэтому в рамках проекта была проведена большая работа по формированию технологических карт на оказываемые медицинские услуги. Реализация это механизма потребовала очень плотного взаимодействия со многими отделами Первой Градской больницы, а также проведения большого комплекса мероприятий по сбору и заполнению в системе требуемой нормативно-справочной информации. Результатом этого стало создание в системе рабочего места, которое позволяет контролировать наличие технологических карт для новых услуг и производить корректировку для существующих, а также производить групповую печать технологических карт по заданным параметрам. Система позволяет производить расчёт себестоимости услуг в соответствии с приказом ДЗМ №1743 от 14.12.2011 года, а также формировать цены реализации путём указания заданной наценки. Помимо этого система контролирует соблюдение требований по максимальной торговой наценке на услуги, а также их сопоставление с ценами по программе ОМС. Запуск этого механизма позволил больнице получить подробную детализацию по загрузке мощностей и используемым ресурсам: трудозатраты персонала, время работы оборудования, а также потребляемые расходные материалы, что в конечном счёте дало ценный инструмент для проведения взвешенной политики ценообразования.

Ещё одной особенностью проекта стало решение задачи автоматизации отчётности по ДМС. В связи с отсутствием единых требований по отчётности по ДМС для каждой страховой компании требовалось предоставлять уникальный набор отчётов, реестров, документов. Только при полной автоматизации этого процесса можно было бы говорить о серьёзном увеличении эффективности — и это было успешно реализовано.

Результаты проекта

Создание системы управления оказанием платной медицинской помощи и внедрение в отделении платных медицинских услуг программного продукта «1С:Медицина. Больница», позволило Первой Градской больнице в несколько раз сократить время, которое требовалось сотрудникам на оформление пациента. Помимо этого удалось повысить производительность труда и систематизировать деятельность медицинских кадров отделения. Существенно уменьшилось число ошибок и упростилось формирование документов. Заметно облегчилась и ускорилась подготовка внутренней и внешней отчётности. Это, в свою очередь, дало возможность увеличения количества кабинетов платных услуг с одного до семи.

Всё это привело к уверенному росту количества обращений и пациентов, получивших лечение, в отделении платных медицинских услуг. Статистика приведена на рисунках 2 и 3. Количество пациентов, получающих медицинскую помощь в отделении платных медицинских услуг, с 2014 года выросло в 2,5 раза. Выручка отделения выросла на 300%.

Количество обращений в Первую Градскую по годам

Рис. 2 Количество обращений по годам (за 2017-й год приведена статистика за 9 месяцев)

Количество пациентов Первой Градской по годам

Рис. 3 Количество пациентов по годам (за 2017-й год приведена статистика за 9 месяцев)

Отзыв заказчика

Николай Зевакин

начальник отдела информатизации ГКБ №1 им. Н.И. Пирогова

Система «1С:Медицина. Больница» позволила в несколько раз сократить время, которое требовалось сотрудникам на оформление пациента. Заметно облегчилась и ускорилась подготовка внутренней и внешней отчётности. Это, в свою очередь, дало возможность увеличения количества кабинетов платных услуг с одного до семи и увеличить выручку по оказанию платных услуг на 300%.

Дополнительная информация о проекте

В ближайшей перспективе планируется открыть еще 8 кабинетов в составе отделения платных медицинских услуг, а также перейти на круглосуточный режим работы части кабинетов.