Построение единой системы казначейства группы компаний «Татнефть»


Рабочих мест: 1686
Отрасль : Химия, нефтехимия.
Исполнитель: Группа компаний "АиБ"
Функциональная область: Управление на уровне группы компаний и холдинга. Управление финансами.
26.10.2015 - 16.08.2016
Центральный федеральный округ РФ
Северо-Западный федеральный округ РФ
Приволжский федеральный округ РФ
Уральский федеральный округ РФ
Сибирский федеральный округ РФ

||
Краткое описание проекта

Группа компаний «Татнефть» по­стро­и­ла еди­ную си­сте­му каз­на­чей­ства на ба­зе ре­ше­ния «1С:Упра­вле­ние хол­дин­гом». Все 10 ДЗО, во­шед­шие в кон­тур про­ек­та (вклю­чая их 15 фи­ли­а­лов), ра­бо­та­ют в еди­ной си­сте­ме. По­стро­ен­ная си­сте­ма об­ла­да­ет воз­мож­но­стью мас­со­вой об­ра­бот­ки боль­шо­го ко­ли­чес­тва пла­те­жей (до 1500 в день). В ре­зуль­та­те уста­но­вле­но пря­мое упра­вле­ние ра­счёт­ны­ми сче­та­ми ДЗО, фор­ми­ро­ва­ние бю­дже­та дви­же­ния пла­тёж­ных средств и пла­тёж­но­го ка­лен­да­ря по всем ДЗО про­ис­хо­дит в еди­ном цен­тре (каз­на­чей­стве), а так­же соз­да­ны оп­ти­маль­ные усло­вия ра­бо­ты с фи­нан­со­вы­ми ин­стру­мен­та­ми и кре­дит­ны­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми. Еже­днев­ное раз­ме­ще­ние де­нег на овер­найт, де­по­зи­тах со­ста­вля­ет не бо­лее 1 ча­са (с учё­том сбо­ра пре­дло­же­ний от бан­ков и вы­бо­ра оп­ти­маль­но­го).

Заказчик

«Татнефть» — одна из кру­пней­ших ро­с­сий­ских не­фтя­ных ком­па­ний. «Татнефть» за­ни­ма­ет 5-е ме­сто в России по объё­му до­бы­чи не­фти. В со­ста­ве про­и­звод­ствен­но­го ком­плек­са ком­па­нии не­фте­га­зо­до­бы­ча, не­фте­пе­ре­ра­бо­тка, не­фте­хи­мия, шин­ный ком­плекс и сеть АЗС. «Татнефть» ве­дёт до­бы­чу на 77 не­фтя­ных ме­сто­ро­жде­ни­ях. Ком­па­нии при­на­дле­жат па­ке­ты акций ря­да не­фте­хи­ми­чес­ких пред­при­я­тий («Нижнекамскшина», Ефремовский за­вод син­те­ти­чес­ко­го ка­у­чу­ка, «Нижнекамсктехуглерод»). Ко­ли­чес­тво со­труд­ни­ков — бо­лее 20 тыс. че­ло­век.

Цели и задачи проекта

Цель — построение единой системы казначейства группы компаний «Татнефть».

Задачи:

  • унифицировать и автоматизировать схемы документооборота по учёту договоров и процессы казначейства;
  • обеспечить полный контроль над операциями и остатками на расчётных счетах бизнес-единиц, а именно — получить оперативную информацию о состоянии расчётных счетов, планировать расходы и поступления денежных средств, с возможностью отслеживания кассовых разрывов, оперативно размещать денежные средства или заимствовать их внутри группы;
  • обеспечить автоматический расчёт периодических платежей, формирование графиков платежей и возврата процентов по выданным и полученным займам, автоматически создавать документы планирования по возврату заёмных средств и процентов по ним;
  • обеспечить формирование оперативного бюджета движения платёжных средств, среднесрочного прогноза движения платёжных средств, платёжного календаря в разрезе приоритетов оплат, статей движения платёжных средств и расчётных счетов организации;
  • реализовать возможность формирования, корректировки и контроля лимитов по расходным операциям;
  • реализовать возможность согласования договоров по маршрутам произвольной сложности, индивидуальных для каждого ДЗО;
  • обеспечить визуализацию жизненного цикла договоров, графиков начислений и платежей;
  • реализовать интеграцию с учётными системами;
  • осуществлять контроль и лимитирование заключения договоров на этапе создания.
Ситуация до старта проекта

На момент начала проекта дочерние общества группы «Татнефть» имели различный набор казначейских функций. Существовала децентрализованная модель процессов казначейства, однако, функции были не унифицированы. Информация по договорам существовала в ДЗО в разных формах: на бумажном носителе, в электронных таблицах, в карточке договора в учётной системе. Для ускорения процесса согласования и осуществления контроля необходимо было унифицировать и автоматизировать функции казначейства.

Предпосылкой создания единой системы казначейства стала необходимость эффективного управления денежными потоками и ликвидностью в рамках всей группы компаний «Татнефть», максимизации использования текущей ликвидности и минимизации операционных рисков.

Доклад Рамиля Васикова, руководителя центра корпоративных финансов «Татнефть», на 7-й международной конференции «Решения 1С для корпоративных клиентов»

Архитектура решения и масштаб проекта

Единая система казначейства построена на программном продукте «1С:Управление холдингом 8». В соответствии с требованиями адаптированы подсистемы «Централизованное казначейство» и «Учет и исполнение договоров».

В рамках пилотного проекта проведена интеграция с разными учётными системами 10 ДЗО, включающих 15 филиалов — системы на базе платформы «1С:Предприятие» разных версий, система «Парус» и др. Сбор и формирование информации происходит в формате XML, что позволяет производить её разбор через любую учётную систему. Передача сформированной информации осуществляется через веб-интерфейс или обмен файлами. Доступ к системе осуществляется через веб (включая доступ с мобильных устройств), через терминальный сервер и через тонкий клиент.

Автоматизировано 1686 рабочих мест. Система содержит 527 справочников, 334 вида документов, 844 регистра, 444 отчёта. Пользователи формируют 7233 документа в день. Объём информационной базы на момент написания кейса — 43 Гб. На конец октября 2016 года количество файлов в хранилище договоров превысило 20 000.

Особенности и уникальность проекта

Уникальность проекта — в большом масштабе (как по функционалу, так и по количеству крупных предприятий, вошедших в контур казначейства) и в сжатых сроках. Кроме того, практика работы группы «Татнефть» предполагает тесную взаимосвязь учёта исполнения договоров и бюджетирования. На основе договоров построена бюджетная компания: формирование оперативных (на месяц) бюджетов, участие договоров в формировании годовых бюджетов.

Построенная система обладает возможностью массовой обработки большого количества платежей (до 1500 в день), получения и отражения в платёжном календаре данных по поступлениям денежных средств текущего дня, в следствие этого получение реального остатка денежных средств — в режиме текущего времени.

Результаты проекта

В группе компаний «Татнефть» запущена в эксплуатацию единая система бюджетирования по ДЗО. Все 10 ДЗО, вошедшие в контур проекта (включая их 15 филиалов), работают в единой системе. Формирование бюджета движения платёжных средств и платёжного календаря происходит в едином центре (казначействе), но бюджет движения платежных средств и платежный календарь формируются по ДЗО.

Выписки порядка 1500 строк обрабатываются в течении 5 — 10 минут.

Система позволяет осуществлять контроль над операциями и остатками на расчётных счетах бизнес-единиц:

  • установлено прямое управление расчётными счетами ДЗО;
  • при заключении договоров в ДЗО делается проверка годового лимита.

Система позволяет оптимизировать работу с финансовыми инструментами и кредитными организациями за счёт:

  • повышения процентных ставок, вовлечения в размещение сумм ранее не размещавшихся и увеличения сроков размещения;
  • проведения заёмных операций по ДЗО с использованием внутрикорпоративной ликвидности;
  • оптимизации по количеству используемых ДЗО расчётных счетов.

Выписки порядка 1500 строк обрабатываются в течении 5 — 10 минут. Ежедневное размещение денег на овернайт, депозитах составляет не более 1 часа (с учётом сбора предложений от банков и выбора оптимального).

В дальнейшем планируется тиражирование и переход в единую систему всех ДЗО группы «Татнефть».