«Билайн» построил единую информационную систему, объединившую 3100 офисов продаж


Рабочих мест: 8300
Отрасль : ИТ-услуги, телекоммуникации.
Исполнитель: 1С-Рарус
Функциональная область: Управление финансами. Управление закупками (МТО). Управление продажами. Управление логистикой и складом.
01.06.2015 - 30.09.2018
Федеральный масштаб

||
Краткое описание проекта

Компания «Билайн» построила еди­ную цен­тра­ли­зо­ван­ную ин­фор­ма­ци­он­ную си­сте­му, ко­то­рая объе­ди­ни­ла 3100 офи­сов про­даж. Осо­бен­но­сти про­ек­та: боль­шое ко­ли­чес­тво тор­го­вых то­чек, их тер­ри­то­ри­аль­ная рас­пре­де­лён­ность и вы­со­кая на­груз­ка на си­сте­му — в ней од­но­вре­мен­но ра­бо­та­ют око­ло че­ты­рёх ты­сяч со­труд­ни­ков. В ре­зуль­та­те по­стро­е­ния еди­ной ин­фор­ма­ци­он­ной си­сте­мы офи­сов про­даж «Билайн» по­я­ви­лась воз­мож­ность мгно­вен­но по­лу­чать дан­ные по ос­тат­кам из каж­до­го офи­са про­даж. Вы­стро­ен еди­ный про­цесс дви­же­ния то­ва­ров, сни­же­ны тру­до­за­тра­ты на опе­ра­ции по дви­же­нию и про­да­жам то­ва­ра, ли­кви­ди­ро­ван раз­рыв меж­ду то­вар­ным и кас­со­вым учё­том. Ус­ко­ри­лось об­слу­жи­ва­ние по­ку­па­те­лей.

Заказчик

Торговая марка «Билайн» компании «Вымпелком» является одним из самых ценных и узнаваемых брендов России. «Вымпелком» обслуживает 205 миллионов абонентов в 13 странах мира. Вот уже 25 лет компания оказывает услуги сотовой связи, домашнего и мобильного интернета, предоставляет современные цифровые сервисы. На конец 2018 года имеет 3100 собственных офисов продаж по всей России, обслуживающих миллионы покупателей.

Цели и задачи проекта

Цели проекта:

  • построение единой информационной системы офисов продаж «Билайн»;
  • создание дополнительных возможностей в системе товарных операций, продаж, закупок, финансов и логистики;
  • оптимизация механизмов прогнозирования и распределения товаров;
  • привлечение новых и сохранение существующих покупателей.

Задачи проекта:

  • создать «единое окно» для учёта и контроля всех ключевых процессов;
  • обеспечить оперативный учёт целевых запасов центрального склада и складов точек продаж;
  • наладить оперативный контроль движения товаров;
  • перейти на единый стандарт работы для всех офисов продаж;
  • обеспечить оперативную работу с бракованным товаром.

Ситуация до старта проекта

Собственная сеть офисов продаж компании «Вымпелком» насчитывала более 1400 офисов по всей России и обслуживает миллионы покупателей. До старта проекта в офисах продаж использовался ограниченный функционал решения «1С:Розница 8» исключительно в части кассовых операций, учёт движения товаров осуществлялся в сторонней системе, не имеющей возможности развития под требования бизнеса.

Одной из главных предпосылок для запуска проекта стала необходимость оперативно собирать и анализировать данные о работе удалённых подразделений. Без этого было сложно планировать и контролировать работу точек продаж. Для повышения уровня сервиса и консолидации всех данных при принятии управленческих решений компании «Вымпелком» требовалась единая система учёта, которая помогла бы автоматизировать основные бизнес-процессы.

«В нашей компании около 700 информационных систем. Примерно половину из них офисы продаж ежедневно используют в работе, — отметил Дмитрий Ларионов, руководитель службы развития систем дистрибуции компании «Вымпелком». — Требовалось организовать единый интерфейс для работы сотрудников офисов продаж. Поэтому мы хотели реализовать подход „единого окна”».

Кроме того, обучение новых сотрудников обычно занимало от двух до трёх недель, а полностью они адаптировались к работе только на второй-третий месяц. Было необходимо сократить это время путём унификации и стандартизации работы в офисах продаж.

Архитектура решения и масштаб проекта

Единая система работы офисов продаж разработана на основе системы «1С:Управление торговлей 8» и платформы «1С:Предприятие 8». Все пользователи работают в единой централизованной системе, обеспечен оперативный обмен информацией между точками продаж и центральным офисом.

Более подробно остановимся на реализованном в системе функционале. Его выбор был обусловлен задачами, стоящими перед компанией «Вымпелком»:

  1. оперативный контроль товародвижения:
    • регистрация в системе «1С:Управление торговлей» в онлайн-режиме всех перемещений товаров;
    • планирование закупок и управление ожидаемыми поступлениями;
    • процессы логистики: распределение товара по сети, перемещение и отгрузка товара, обработка расхождений при перемещении;
    • обмен данными с WMS-системой 3PL-оператора;
  2. складской учёт:
    • складские операции — инвентаризация, серийный учёт товаров и SIM-карт, резервирование товара в интернет-магазине;
    • серийный учёт техники по IMEI-номерам;
  3. товарный учёт:
    • приём техники и SIM-карт:
    • оформление продаж;
    • подключение пакета услуг;
    • приём платежей;
  4. работа с бракованной продукцией (аппаратами):
    • возврат от клиента и оперативный приём оборудования в ремонт;
    • выдача и возврат подменного фонда;
    • классификация б/у аппаратов;
    • контроль за движением бракованной техники;
    • процессы категоризации и уценки брака.

Около 50 информационных систем интегрированы в программную среду «1С:Управление торговлей 8» в качестве внешних сервисов. Это позволило любому сотруднику офиса продаж использовать „единое окно” для обслуживания биллинга, подключения абонентов и для CRM-функций. По регламентным заданиям все данные по системам «1С» выгружаются в BI — плоские таблицы — и предоставляются для использования другими информационными системами, которых в компании около 700. Проект выполнен специалистами «Вымпелком» совместно с компаниями «1С» и «1С:Рарус».

Особенности и уникальность проекта

Уникален масштаб построенной информационной системы: централизованное решение реализовано в единой информационной системе и может поддерживать до 4000 одновременно работающих точек продаж. «Уникальность проекта заключается в том, что в отличие от конкурентов все офисы продаж компании «Вымпелком» работают в единой базе, — рассказал Дмитрий Ларионов. — В офисах продаж стоят «тонкие» клиенты. Около 4 тыс. сотрудников по всей России работают в этой единой базе. По результатам нашего мониторинга, когда сотрудники активно пробивали чеки, в базе одновременно было запущено около 3900 сессий. При том что пробивание чека в каждом офисе продаж занимает не более двух секунд».

Ещё одна особенность проекта — сроки реализации. Используя опыт и наработки предыдущих проектов, решение удалось разработать и интегрировать с большим количеством внутренних ИТ-систем менее чем за три месяца. Внедрение системы в 1400 магазинах заняло всего лишь четыре месяца, ещё четыре месяца перед этим ушло на предварительную подготовку.

Обеспечена поддержка в режиме 24/7/365 почти четырёх тысяч работающих пользователей. При этом вторую линию поддержки обеспечивают 18 специалистов «1С:Рарус» в режиме 24/7, а третью линию — шесть специалистов «1С:Рарус» в режиме 5/2. Специалисты «1С:Рарус» разрешают порядка 15 тыс. инцидентов за месяц (из всех офисов продаж), на решение инцидента уходит от 1 до 48 часов.

Результаты проекта

В результате построения единой информационной системы офисов продаж «Билайн» можно мгновенно получать данные по остаткам из каждого офиса продаж. Как подчеркнул Дмитрий Ларионов, это особо актуально при переходе клиента из оффлайн-ритейла «Билайн» в онлайн. Например, появилась возможность быстро подобрать пункт выдачи заказа в интернет-магазине.

Выстроен единый процесс движения товаров, снижены трудозатраты на операции по движению и продажам товара, ликвидирован разрыв между товарным и кассовым учётом. Оптимизирована архитектура предоставления информации для задач прогнозирования и распределения товара:

  • достигнута высокая точность планирования закупок и распределения товаров в офисы продаж;
  • повысился показатель достаточности товара;
  • обеспечено управляемое прогнозирование продаж по сети и в салонах.
Развитие проекта

Проект стартовал в 2015 году и количество офисов продаж постепенно увеличивалось. Самый активный рост был в 2018 году. Сейчас сеть насчитывает 3100 офисов, в системе работает более 8000 пользователей (по результатам последнего мониторинга было зафиксировано 8300 одновременно запущенных сессий).

Обслуживание покупателей происходит в едином окне «1С:Управление торговлей», что упростило работу действующих сотрудников. Интуитивно понятный единый интерфейс системы ускорил обучение новых сотрудников. Ускорилось обслуживание покупателей, время регистрации торговых операций сократилось на 30%. Временные показатели, которые обеспечила новая система:

  • всего около 15 минут занимает выгрузка всех остатков в каждом офисе продаж в разрезе уникального артикула позиции;
  • около пяти минут занимает подготовка данных для открытия нового офиса продаж в системе;
  • три минуты — на регистрацию нового абонента;
  • три минуты занимает сбор первичной документации со всех офисов продаж в полностью автоматизированном режиме и формирование отчёта о текущих чеках за день (пробитых и не пробитых);
  • обработка заказа, сформированного на сайте «Билайн», занимает не более минуты;
  • около 15 секунд занимает пополнение баланса абонента.

Благодаря работе единой информационной системы появилась возможность:

    • ввести единый для всех офисов продаж стандарт работы, что сокращает время вхождения в роль каждого нового сотрудника;
    • реализовать централизованную политику управления лояльностью и удержанием существующих клиентов;
    • проводить общие для всей сети и собственные маркетинговые акции.
Отзыв заказчика

Дмитрий Ларионов

Руководитель службы развития систем дистрибуции дирекции ИТ «ВымпелКом»

В рекордно коротки сроки — за 3 месяца — сотрудники компании «1С-Рарус» настроили работу новой информационной базы в 1400 магазинах по всей России. А сегодня эксперты компании оказывают услуги по техническому сопровождению системы в режиме 24/7.