Национальный медицинский исследовательский центр им. В. А. Алмазова построил систему управления обеспечением лекарствами и расходными медицинскими материалами


Рабочих мест: 434
Отрасль : Медицина.
Исполнитель: Группа компаний "СофтБаланс"
Функциональная область: Управление закупками (МТО). Управление логистикой и складом. Управление нормативно-справочной информацией.
25.08.2016 - 31.03.2017
Северо-Западный федеральный округ РФ

||
Краткое описание проекта

В Национальном медицинском ис­сле­до­ва­тель­ском цен­тре име­ни В. А. Алмазова Минздрава России по­стро­е­на ком­плекс­ная си­сте­ма пла­ни­ро­ва­ния за­ку­пок ле­карств и рас­ход­ных ме­ди­цин­ских ма­те­ри­а­лов и кон­тро­ля их ис­поль­зо­ва­ния на всех уров­нях обра­ще­ния. Си­сте­ма пла­ни­ро­ва­ния и учё­та ме­ди­ка­мен­тов осно­ва­на на отра­сле­вом ре­ше­нии «1С:Медицина. Боль­нич­ная ап­те­ка». Ор­га­ни­зо­ван учёт ме­ди­ка­мен­тов и рас­ход­ных ме­ди­цин­ских ма­те­ри­а­лов в раз­ре­зе ис­точ­ни­ков фи­нан­си­ро­ва­ния за­куп­ки, а так­же се­рий­ный и пар­ти­он­ный учёт то­ва­ра с целью кон­тро­ля сро­ков год­но­сти и цен за­куп­ки. Ру­ко­вод­ство На­ци­о­наль­но­го ме­ди­цин­ско­го ис­сле­до­ва­тель­ско­го цен­тра в ре­жи­ме ре­аль­но­го вре­ме­ни по­лу­ча­ет пол­ную ин­фор­ма­цию о на­ли­чии и объё­ме по­тре­бле­ния пре­па­ра­тов на лю­бом уров­не: как на скла­дах, так и в от­де­ле­ни­ях. По до­ро­го­сто­я­щим ме­ди­ка­мен­там и рас­ход­ным ме­ди­цин­ским ма­те­ри­а­лам ин­фор­ма­ция о спи­са­нии де­та­ли­зи­ро­ва­на до кон­кре­тно­го па­ци­ен­та. По­лу­че­ние от­чёт­но­сти уско­ри­лось на 30%, на 50% со­кра­ти­лось вре­мя на фор­ми­ро­ва­ние пре­тен­зий по­став­щи­кам, на 10% умень­ши­лась дли­тель­ность за­ку­поч­ной кам­па­нии.

Заказчик

Национальный медицинский ис­сле­до­ва­тель­ский центр име­ни В. А. Алмазова Минздрава России — од­но из круп­ней­ших фе­де­раль­ных на­уч­но-ле­чеб­ных уч­ре­жде­ний. В центр вхо­дят: глав­ный кли­ни­чес­кий ком­плекс, кон­суль­та­тив­но-ди­а­гно­сти­чес­кий центр, ле­чеб­но-ре­а­би­ли­та­ци­он­ный ком­плекс, РНХИ имени профессора А. Л. Поленова, спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ный пе­ри­на­таль­ный центр, дет­ский ле­чеб­но-ре­а­би­ли­та­ци­он­ный ком­плекс и стан­ция пе­ре­ли­ва­ния кро­ви. В цен­тре ра­бо­та­ет 7000 со­труд­ни­ков, он еже­год­но при­ни­ма­ет 35 тыс. ста­ци­о­нар­ных па­ци­ен­тов и об­слу­жи­ва­ет 300 тыс. ам­бу­ла­тор­ных по­се­ще­ний, мощ­ность цен­тра пре­вы­ша­ет 1,5 тыс. ко­ек.

Цели и задачи проекта

Цели проекта:

  • сокращение трудозатрат на формирование плана закупок по лекарствам и расходным медицинским материалам;
  • сокращение временных затрат на претензионную работу с поставщиками лекарств и расходных медицинских материалов;
  • сокращение времени получения отчётности в различных аналитических разрезах;
  • сокращение времени согласования документов на поставку медикаментов и выдачу в отделения.

Задачи проекта:

  • внедрение формулярного списка для контроля выдачи лекарств по отделениям с аптечных складов, контроль рационального использования лекарств;
  • оптимизация номенклатурного справочника для расходных медицинских материалов, разработка методики ведения справочника.
Ситуация до старта проекта

До начала проекта внедрения комплексной системы обеспечения лекарствами и расходными медицинскими материалами учёт движения товаров проводился в специализированном модуле медицинской информационной системы стороннего производителя. Пользователи испытывали трудности в получении достоверной информации по наличию материалов на аптечных складах и складах расходных медицинских материалов, не было возможности анализировать информацию в различных разрезах. Отдел сопровождения закупок нуждался в информации о состоянии расчётов с поставщиками, о сроках поставок и не поставленных по спецификации товарах по заключённым договорам.

В основе комплексной системы управления обеспечением лекарствами и расходными медицинскими материалами лежит тиражное решение «1С:Медицина. Больничная аптека».

Справочник «Номенклатура» состоял из более чем 30 тыс. позиций, отсутствие регламента его заполнения привело к бесконтрольному наполнению и многократному дублированию части позиций. В исторической системе отсутствовал автоматический пересчёт в разные единицы измерения одного товара: из упаковки в ампулы, блистеры, штуки и т. д. Не было возможности формирования отчётов по движению товара одновременно по всем складам учреждения. В исторической учётной системе раздельный учёт и контроль остатков по источникам финансирования осуществлялся недостаточно оперативно. Кроме того, контроль оборота медикаментов клиническим фармакологом проводился в ручном режиме.

Архитектура решения и масштаб проекта

В основе комплексной системы управления обеспечением лекарствами и расходными медицинскими материалами лежит тиражное решение «1С:Медицина. Больничная аптека». В системе решены следующие функциональные задачи:

  • формирование списка номенклатуры на основании формулярного списка отделений;
  • ввод спецификаций к госконтрактам, контроль и корректировка их исполнения;
  • учёт поступления товаров, сопоставление со спецификацией к контракту;
  • формирование требований отделений;
  • согласование требований с настройкой маршрутов для различных групп товаров и формулярного списка;
  • отпуск товаров в отделения только по электронному требованию;
  • размещение товаров на сестринские посты;
  • списание товаров, в том числе отнесение прямых расходов на случай (эпизод) болезни;
  • претензионная работа по поставке медикаментов и расходных материалов;
  • ведение закупочной кампании;

Наиболее важные изменения и доработки тиражной системы:

  • разработан механизм формирования взаимосвязанных элементов справочника «Номенклатура» для использования в спецификации контрактов и для фактического поступления с учётом требований по закупкам медикаментов и расходных медицинских товаров;
  • разработан механизм корректировки спецификации контракта по изменению цен на препараты из перечня ЖВНЛП, а также по увеличению цены контракта не более, чем на 10%;
  • разработан механизм корректировки формулярного списка отделений, который позволяет мониторить новые позиции медикаментов, загруженные из РЛС (реестр лекарственных средств), для включения в формулярный список;
  • формулярный список содержит условия для выбора шаблона электронного согласования по каждой позиции, это позволяет задать разные маршруты согласования для разных учётных групп;
  • разработан механизм контроля соответствия требований отделений формулярному списку, контроля печати требования-накладной только после электронного согласования;
  • разработан механизм контроля исполнения заказов поставщиков: плановые даты по заказам и фактические даты поступления медикаментов и расходных медицинских материалов;
  • разработан функционал заявочной компании: сбор потребностей в медикаментах и расходных медицинских материалах с контролем выделенных финансовых лимитов на каждое отделение, а также формирование сводной заявки в разрезе источников финансирования для плана закупок;
  • разработаны формы отчётов по контролю потребления медикаментов в отделениях.

Архитектура комплексной системы обеспечения лекарствами и расходными медицинскими материалами

Архитектура комплексной системы обеспечения лекарствами и расходными медицинскими материалами

Обеспечена интеграция решения «1С:Медицина. Больничная аптека» с системой «1С:Бухгалтерия государственного учреждения»: формирование хозяйственных операций по учёту движения медикаментов и расходных медицинских материалов на складах учреждения.

Автоматизировано 434 рабочих места.

Особенности и уникальность проекта

Одним из основных этапов в создании комплексной системы был этап по организации работы со справочником «Номенклатура», формирование регламента его наполнения. Справочник является основой системы обеспечения, используется от момента планирования закупок лекарств и расходных медицинских материалов до списания на пациента или отделение учреждения. Причём на разных этапах работы с номенклатурой товар должен быть представлен с разной степенью обобщения: в момент планирования это может быть только вид номенклатуры (например, салфетки стерильные) и какие-то значимые признаки (например, размер, материал, количество слоёв), а в момент поступления это уже товар конкретного производителя и торговой марки. Отчёты можно получать как в агрегированном виде, например, сколько всего перчаток закуплено, так и с более глубокой аналитикой: сколько латексных перчаток было закуплено за период.

Для организации номенклатурного справочника в части расходных медицинских материалов использован типовой функционал. Вид номенклатуры расходных медицинских материалов через механизм дополнительных реквизитов заполнен в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утверждённой Министерством здравоохранения РФ, и размещённой на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения. При создании элемента справочника заполняются дополнительные реквизиты для каждого вида номенклатуры, наименование такого элемента формируется из шаблонов наименований. Тем самым создаётся номенклатурная позиция с заданной структурой и регламентом заполнения.

Одной из особенностей проекта является электронное согласование заказов поставщикам и требований отделений, в основу согласования требований отделений положен формулярный список.

Типовой функционал системы «1С:Медицина. Больничная аптека» дополнен подсистемами поддержки претензионной и закупочной кампаний:

  • формирование плана закупок лекарственных препаратов и расходных медицинских материалов на основании статистических данных по расходу за период, с контролем лимита выделенных средств на отделение в разрезе источников финансирования;
  • отслеживание по заключённым договорам изменения спецификации к договору по цене, количеству;
  • выявление нарушения сроков поставки по заключённым договорам.

Одной из особенностей проекта является электронное согласование заказов поставщикам и требований отделений, в основу согласования требований отделений положен формулярный список. В зависимости от характеристик лекарственных препаратов, входящих в требование отделения, формируется маршрут согласования документа, например, наркотические и дорогостоящие препараты проходят согласование заместителя главного врача по лечебной работе.

Результаты проекта

Создана единая система планирования и учёта лекарственных препаратов и расходных медицинских материалов, утверждён регламент ведения номенклатуры по расходным медицинским материалам с ответственными за ведение справочника. Создание системы позволило:

  • вести оперативный учёт потоков медикаментов и расходных медицинских товаров в разрезе складов;
  • вести раздельный учёт по источникам финансирования закупок медикаментов и расходных медицинских товаров;
  • вести персонифицированный учёт и контроль потребления дорогостоящих медикаментов и расходных медицинских товаров, а также оперативный контроль сроков годности препаратов;
  • вести количественный и суммовой учёт движения номенклатуры по складам и отделениям в различных разрезах (по сериям, срокам годности, документам партии и источникам финансирования);
  • осуществлять контроль поступления товаров по спецификациям к госконтрактам;
  • проводить электронное согласование требований отделений и заказов поставщикам, что значительно ускоряет процесс получения медикаментов и расходных медицинских товаров в отделение;
  • оперативно определять нарушения исполнения контракта по срокам поступления медикаментов и расходных медицинских товаров по заказам поставщикам;
  • формировать потребности отделений на следующий год по источникам финансирования, АТХ, МНН, форме выпуска и по другим характеристикам аптечного товара для формирования лотов для закупки, не превышающим выделенные лимиты на закупку медикаментов и расходных медицинских материалов для отделений;
  • экспортировать отчётность на портал «Оперативный мониторинг лекарственных средств» Росздравнадзора.

Экономическая эффективность проекта:

  • получение отчётности ускорилось на 30%;
  • на 50% сократились расходы на формирование претензий поставщикам;
  • на 10% уменьшилась длительность закупочной кампании;
  • согласование документов сократилось на 2 дня.