Крупнейший агрохолдинг Юга России сохранил управляемость предприятием в условиях роста оборота более чем в 3 раза


Рабочих мест: 1000
Отрасль : Сельское и лесное хозяйство.
Исполнитель: Компания Портал-Юг
Функциональная область: Управление на уровне группы компаний и холдинга. Управление финансами. Бухгалтерский и налоговый учёт. Управление персоналом, расчёт зарплаты. Управление логистикой и складом. Управление нормативно-справочной информацией.
01.09.2012 - 15.01.2019
Южный федеральный округ РФ

||
Краткое описание проекта

Вертикально интегрированный хол­динг «Агро­ком­плекс им. Н. И. Ткачёва» по­стро­ил ком­плек­сную ин­фор­ма­ци­он­ную си­сте­му учё­та. Си­сте­ма по­стро­е­на на ба­зе ре­ше­ний «1С:Упра­вле­ние про­из­вод­ствен­ным пред­при­я­ти­ем», «1С:Бух­гал­те­рия сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го пред­при­я­тия», «1С:Упра­вле­ние тор­го­влей» и «1С:Зар­пла­та и упра­вле­ние пер­со­на­лом», а также ряда отраслевых решений. Особенности проекта: географическая разбросанность рабочих мест и информационных баз, а также специфичность решаемых отраслевых задач. Система позволила сохранить управляемость предприятием и обеспечила менеджмент актуальной учётной, планово-экономической и финансовой информацией, в условиях роста оборота предприятия более чем в 3 раза.

Заказчик

«Агрокомплекс им. Н. И. Ткачёва» — одно из круп­ней­ших сель­ско­хо­зяй­ствен­ных про­из­вод­ствен­ных пред­при­я­тий в России. Хол­динг вер­ти­каль­но ин­те­гри­ро­ван­ный: де­я­тель­ность вклю­ча­ет в се­бя про­цес­сы от про­из­вод­ства с/х про­ду­кции до её пе­ре­ра­бот­ки и ре­а­ли­за­ции че­рез соб­ствен­ную сеть роз­нич­ных ма­га­зи­нов. Агро­хол­динг вклю­ча­ет в се­бя бо­лее 60 про­из­вод­ствен­ных и сель­ско­хо­зяй­ствен­ных под­ра­зде­ле­ний, бо­лее 600 тор­го­вых то­чек. В ком­па­нии ра­бо­та­ет око­ло 26 ты­сяч че­ло­век.

Цели и задачи проекта

Основная цель проекта — построение комплексной учётной информационной системы сельскохозяйственного вертикально интегрированного холдинга.

Задачи:

  • обеспечение бухгалтерского и налогового учёта, получение регламентированной отчётности;
  • получение консолидированной управленческой отчётности в рамках холдинга;
  • разработка единой методики учёта затрат и расчёта себестоимости сельхозпродукции;
  • обеспечение контроля за движением денежных средств;
  • формирование сводной отчётности по всем предприятиям холдинга.
Ситуация до старта проекта

До старта проекта на некоторых предприятиях агрохолдинга были частично автоматизированы отдельные учётные функции с помощью программных продуктов фирмы «1С» и других производителей. При этом единые стандарты учёта отсутствовали даже на предприятиях схожего профиля дейтельности. Единого управленческого баланса не было. Также на порядок в учёте отрицательно влияло постоянное присоединение новых хозяйств, со своими устоявшимися принципами и нормами ведения учёта.

Архитектура решения и масштаб проекта

Основу информационной системы составляют программные продукты: «1С:Управление производственным предприятием», «1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия 8», «1С:Управление торговлей 8» и «1С:Зарплата и управление персоналом 8». Кроме них ИТ-ландшафт холдинга формируют следующие отраслевые решения: «1С:Управление автотранспортом», «1С:Мясокомбинат», «1С-Логистика:Управление складом 3», «1С:Отчетность АПК».

На базе системы «1С:Управление производственным предприятием» реализованы основные функции управления и консолидации информации холдинга:

  • управление нормативно-справочной информацией;
  • бюджетное управление (формирование годового, помесячных бюджетов, анализ исполнения плана);
  • управление инвестициями (сводный сметный расчёт на открываемую стройку, накопление информации по заключённым договорам с поставщиками и подрядчиками, фактическим оплатам и понесённым затратам в разрезе строек и объектов капитальных вложений);
  • централизованное казначейство (автоматизированный сбор, согласование, исполнение платежей, используется для платежей основного юр. лица холдинга, так и для платежей порядка 80 дочерних организаций, платежи которых контролируются центральным офисом);
  • управление кредитным портфелем, учёт залогового имущества;
  • расчёт себестоимости предприятий переработки сельхозпродукции по уникальной методике, совместно разработанной проектной командой;
  • формирование сводной бухгалтерской и управленческой отчётности;
  • консолидация РСБУ по более чем 80 самостоятельным юридическим лицам, включая трансляцию, элиминацию данных, подготовку сводной отчётности и расшифровок к ней;
  • подготовка отчётности по МСФО.

На базе продукта «1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия 8» реализован детальный учёт затрат растениеводства, садоводства и животноводства в разрезе культур, полей, возрастных групп животных с учётом специфики расчёта себестоимости продукции в сельском хозяйстве. 

Для реализации задач проекта выполнены необходимые доработки типового функционала и разработка новых подсистем, доработаны и созданы необходимые механизмы обмена данными. Схема обмена данными между информационными системами показана на рисунке. Подробности обмена данными приведены в таблице.

Схема обмена данными между информационными системами холдинга

Схема обмена данными между информационными системами холдинга

Направление передачи информацииПередаваемая информацияСпособ обмена
Из «1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия» в автономных структурных подразделениях — в сводную «1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия» Все объекты Автоматически раз в сутки типовыми средствами обмена по протоколу ftp
Из «1С:Зарплата и управление персоналом» в автономных структурных подразделениях — в сводную «1С:Зарплата и управление персоналом» Все объекты Автоматически раз в сутки типовыми средствами обмена по протоколу ftp
Из сводной «1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия» — в системы автономных структурных подразделений Основная НСИ (план счетов, статьи затрат и пр.) Автоматически раз в сутки типовыми средствами обмена по протоколу ftp
Из сводной «1С:Зарплата и управление персоналом» — в системы автономных структурных подразделений НСИ (хозрасчётный план счетов, страховые взносы, резервы и пр.) Автоматически раз в сутки типовыми средствами обмена по протоколу ftp
Из «1С:Управление производственным предприятием» — в сводную «1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия» НСИ (статьи затрат, номенклатуру и пр.) Автоматически каждые 3 часа типовыми средствами обмена по протоколу ftp
РСВ проводки Каждые 3 часа через COM-соединение
Договоры залога, кредитные договоры Вручную в «1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия» через COM-соединение
Из сводной «1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия» — в «1С:Управление производственным предприятием» Сверка сальдо и оборотов (только сопоставление данных) Через COM-соединение
Авансовые отчёты (по каждому подразделению создаётся сводный отчёт за интервал) Вручную через COM-соединение
Из «1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия» в автономных структурных подразделениях — в «1С:Управление производственным предприятием» Выгрузка реализаций Через текстовый файл, отправляемый по эл. почте
Выгрузка проводок (сводные проводки подразделений для отражения в главной книге) Через текстовый файл, отправляемый по эл. почте
Из «1С:Управление производственным предприятием» — в «1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия» в автономных структурных подразделениях Выгрузка перемещений ТМЦ Через веб-сервис
Сверка сальдо и оборотов (только сопоставление данных, для сверки данных по остаткам) Через веб-сервис
Из «1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия» — в «1С:Зарплата и управление персоналом» (между автономными структурными подразделениями) Первичные документы учёта сельскохозяйственных работ (учётные листы траксториста, труда и выполненных работ, путевые листы) Обмен xml-файлами
Из «1С:Зарплата и управление персоналом» — в «1С:Бухгалтерия сельскохозяйственного предприятия» в автономных структурных подразделениях Проводки по отражению зарплаты и взносов Обмен xml-файлами
Из «1С:Зарплата и управление персоналом» в автономных структурных подразделениях (центральный офис) — в «1С:Управление производственным предприятием» Проводки по зарплате Обмен текстовыми файлами
Информация о лицевых счетах для выплаты подотчётных сумм через банк Через COM-соединение

Некоторые системы, разработанные ранее заказчиком, было решено оставить и интегрировать в новую информационную систему (настроен обмен данными между этими системами и «1С:Управление производственным предприятием»):

  • для учёта товародвижений в распределительных центрах и взаиморасчётов отделов дистрибуции используется «1С:Управление торговлей»;
  • из системы «Астор» выгружаются расходные накладные (реализации), номенклатура и цены;
  • из системы «Управление автотранспортом» выгружаются сведения о путевых листах;
  • из «1С:Управление производственным предприятием» на молокозаводе выгружаются данные об основных средствах для формирования сводного отчёта по основным средствам;
  • из «1С:Бухгалтерия предприятия» выгружаются данные о выручке, инкассации, излишках по каждому магазину за каждый день, а также данные о внесённых дополнительных средствах в кассы магазинов оптовыми покупателями.

Агрокомплекс - масштаб проекта

Особенности и уникальность проекта

Данный проект обладает двумя уникальными чертами:

  • географическая разбросанность автоматизированных рабочих мест и информационных баз, (агрохолдинг включает в себя более 60 производственных и сельскохозяйственных подразделений);
  • специфичность решаемых отраслевых задач.

Несмотря на территориальную разбросанность подразделений агрохолдинга (30 распределённых информационных баз: часть подразделений (комбикормовый завод, мельница, кондитерский цех, пекарня и др.) не имеют свой обособленной базы и работают в «1С:Управление производственным предприятием») в центральном офисе удалось реализовать вывод подробной аналитической информации по каждому полю, ежедневный привес, приплод животных, остатки материалов на складах и т. д.

Результаты проекта

В «Агрокомплексе им. Н. И. Ткачёва» построена единая комплексная многоотраслевая информационная система учёта, анализа и управления экономической средой предприятия. Благодаря внедрению информационной системы руководство предприятия получило возможность управлять активами и обязательствами, затратами, получать детальную информацию о структуре себестоимости благодаря тому, что удалось разработать и внедрить единые стандарты учёта на всех предприятиях холдинга.

Найденные решения позволили формировать консолидированную отчётность по холдингу, включающему в себя около сотни самостоятельных юридических лиц. Система позволила сохранить управляемость предприятием и обеспечила менеджмент актуальной учётной, планово-экономической и финансовой информацией, в условиях роста оборота предприятия более чем в 3 раза. 

Процессы управления кредитным портфелем, расчёта субсидий, бюджетирования, казначейства, автоматизация процессов хлебофуражного баланса, автоматизированные в рамках реализации проекта, позволили эффективно управлять запасами зерна, планировать продажи и внутреннее потребление.

Отзыв заказчика

Василий Артющенко

главный бухгалтер фирмы «Агрокомплекс»

В наших масштабах крайне важно осознавать, что сведения, подаваемые системой, достоверны, расчёты точны. Своевременно и корректно подготовить отчётность, рассчитать себестоимость, предоставить сведения об активах и обязательствах, финансовом результате, обеспечить соблюдение учётной политики и норм действующего законодательства — вот главные задачи, которые были поставлены и выполнены. Более того, 1С для нас сегодня это не только финансовая и управленческая отчётность, в т. ч. консолидационная и международная, но и инструмент внедрения в бизнес различных новаций, будь то меры, направленные на снижение издержек, или же инвестиционные проекты.