Санкт-Петербургский горный университет автоматизировал учетные процессы


Рабочих мест: 150
Отрасль : Образование.
Исполнитель: Диалог Информационные Технологии
Функциональная область: Бухгалтерский и налоговый учёт. Управление персоналом, расчёт зарплаты.
03.06.2019 - 09.01.2020
Северо-Западный федеральный округ РФ

||
Краткое описание проекта

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский горный университет» автоматизировал учетные процессы на базе программных продуктов «1С:Бухгалтерия государственного учреждения ПРОФ» и «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения». В ходе проекта была восстановлена документация к информационным базам, выявлен и исключен дублирующийся функционал, внедрены процессы ТКС. В результате затраты по консультационным услугам снизились на 30%, а скорость расчета заработной платы выросла на 30%.

Заказчик

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский горный университет» реализует все уровни высшего профессионального образования с присвоением квалификации бакалавр, магистр, дипломированный специалист для крупнейших российских и зарубежных компаний.

Цели и задачи проекта

Цели проекта:

  • развивать имеющиеся автоматизированные системы;
  • автоматизировать учетные процессы учебного заведения.

Задача проекта: выявить и устранить причины проблем в работе и обслуживании автоматизированных информационных систем на платформе «1С:Предприятие 8», которые используются в учреждении:

  • восстановить сопроводительную документацию к информационным базам и обменам;
  • провести рефакторинг доработок;
  • сократить сроки, затрачиваемых на обновление конфигураций;
  • сократить объем консультационных услуг;
  • регулярно обновлять конфигурации до актуальных релизов;
  • выработать рекомендации по обслуживанию информационных систем по результатам накопленной статистики за 4 месяца;
  • привести конфигурацию «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения» к типовым номерам релизов, и типовому функционалу.
Ситуация до старта проекта

До старта проекта в университете наблюдались следующие проблемы:

  1. Отсутствие документации и описаний изменений, схем интеграции, архитектуры на программные продукты:
  • «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред. 2» объединенная с конфигурацией «Закупки. Дополнение к 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» (далее единая конфигурация «БГУ+Закупки»);
  • «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения ред. 3» — решение для ведения кадрового учета и расчета заработной платы персонала университета. Нумерация релиза не совпадает с нумерацией релизов «1С», классифицируется как продукт индивидуальной разработки. (Далее — «ЗКГУ»);
  • «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения ред. 3» — решение для ведения учета и расчета стипендиальной части студентов. Нумерация релиза не совпадает с нумерацией релизов «1С», классифицируется как продукт индивидуальной разработки. Не идентична с базой «ЗКГУ» (Далее «ЗКГУ-Студенты»).
  1. Потребность пользователей в большом объеме консультационных услуг с привлечением консультантов и программистов. С июня по август объем консультационных услуг составил 850 часов. Вопросы от пользователей не повторяющиеся, связаны отсутствием описаний и документаций конфигураций и доработок к ним. Для разбора каждого вопроса невозможно применить инструкции к типовым продуктам «ЗКГУ» или «БГУ» с целью сокращения времени консультации. Для каждого вопроса консультанту-аналитику приходится разбирать алгоритм работы функционала, по которому у пользователя возникает вопрос. В ряде случаев требуется привлечение программистов.
  2. Необходимость сокращать сроки, затрачиваемые на обновление объединенной конфигурации «БГУ+Закупки». Причины:
  • архитектурная взаимозависимость блоков «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8, ред. 2» объединенная с конфигурацией «Закупки. Дополнение к 1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8». Отсюда необходимость обновлять объединенную конфигурацию «БГУ+Закупки» целиком, а не отдельно по блокам с последующей корректировкой обменов;
  • отсутствие прогнозных данных по необходимости обновлений блока закупок и, как следствие, невозможность планировать обновления «БГУ+Закупки»;
  • срок сборки обновления объединенной конфигурации «БГУ+Закупки» с полноценным тестированием в текущей архитектуре информационной системы — 3-4 недели при соблюдении полного цикла тестирования. Соответственно максимальное количество циклов обновления в квартал — 3 шт. Увеличение количества обновлений без изменения порядка работ, архитектуры, схем тестирования возможно только за счет снижения сроков тестирования релизов, и появлением последующих ошибок.

Среднее количество необходимых обновлений в 1 и 4 кварталах года для блока «Закупки» — 4 шт. критичны, для БГУ — 9 всего, 6 критичных.

  1. Невозможность обновления «ЗКГУ» без проведения предварительного аудита информационной базы и рефакторинга доработанного функционала. Причины: при первичном знакомстве с конфигурацией «ЗКГУ» было выявлено, что большая часть доработок выполнена по технологии «расширение», при этом в едином расширении собрано 90% всех вносимых изменений. Такая архитектура не позволяет произвести обновление конфигурации с релизом, не совпадающим с релизом «1С», т. к. при переходе на актуальный релиз, требуется сначала отключать расширение, и повторно его подключать после выполнения работ по обновлению конфигурации. Вероятность неработоспособности нового релиза и разработанного ранее расширения составляет 93%. А это значит, потребуется повторно разрабатывать весь функционал, заложенный в расширение. Цель проведения аудита — определение структуры информационной базы, наличие и технология выполнения доработок, механизмы доработок, предназначение доработок. Выявление дублирующего функционала в доработках и в типовых конфигурациях.
  2. Невозможность обновления «ЗКГУ-Студенты». Проблематика аналогична пункту 4. Кроме того конфигурации «ЗКГУ» и «ЗКГУ-Студенты» между собой не идентичны.
Архитектура решения и масштаб проекта

Автоматизация учетных процессов университета реализована на базе решений «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 8» и «1С:Бухгалтерия государственного учреждения ПРОФ». 

  1. Управление персоналом и кадровый учет (HRM):
  • расчет зарплаты,
  • кадровый учет,
  • учет рабочего времени,
  • регламентированная отчетность.
  1. Учет бухгалтерский, налоговый, бюджетный, включая регламентированную отчетность:
  • бухгалтерский учет,
  • банк и касса,
  • основные средства,
  • расчет зарплаты и кадровый учет,
  • завершение периода,
  • учет в обособленных подразделениях,
  • налоговый учет.

В ходе внедрения были выполнены следующие этапы работ:

  1. Восстановление документации к информационным базам и обменам. Технический аудит баз данных.
  2. Обсуждение имеющихся доработок, выявление и исключение дублирующегося функционала доработок.
  3. Рефакторинг системы «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения»: 
  • актуализация расширений,
  • перенос доработок в расширения,
  • переход на типовые решения,
  • затирание неиспользуемых доработок,
  • проверка обработок, печатных форм, отчетов.
  1. Подготовка сценариев автоматизированного тестирования обновлений.
  2. Обновление до актуальных релизов «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения».
  3. Опытно-промышленная эксплуатация «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения», приведенной к типовому номеру релиза.

1C_Shema_SPMI_.jpg

Схема интеграционных процессов

Особенности и уникальность проекта

Особенности и уникальность проекта заключаются в уникальности поставленных задач:

  1. Выстроить первую и вторую линию поддержки.
  2. Внедрить процессы ТКС.

Было организовано сопровождение в варианте: первая линия поддержки (консультации пользователей) + запросы на изменения.

Внедренные процессы ТКС:

  1. Управление обращениями (система учета заявок ProtoPrime).
  2. Управление проблемами.
  3. Управление изменениями.
  4. Управление релизами.
  5. Управление работами.
  6. Управление конфигурация.

Выполнен технический аудит учетных систем «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» и «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения» с последующим формированием документа «Перечень отклонений схем ведения учета от функционала типовой конфигурации». Формирование перечня отклонений необходимо для проведения работ по рефакторингу системы, переходу к типовым решениям.

Выполнены работы по восстановлению документации по архитектуре системы и описанию планов обменов, с целью сокращения трудозатрат и сроков по доработке блоков. Также считаем, что данная документация должна храниться у заказчика.

Выполнен технический аудит инфраструктуры. Работы выполнены с целью корректной установки платформы и передачи информации о текущем состоянии инфраструктуры заказчику.

Осуществлен переход к задачам развития системы и внедрению цифровых сервисов.  ВЫполнены индивидуальные доработки системы по требованиям Заказчика: отчетность, автоматизация инвентаризации и др.

Кроме того:

  1. Команда работает на территории заказчика.
  2. Для заказчика развернута система учета заявок (ProtoPrime), где для каждой задачи указываются:
  • типы заявок (консультации и задачи на разработку),
  • статусы,
  • приоритеты,
  • плановые сроки,
  • трудоемкость.

Каждый запрос на изменение проходит дополнительный контроль архитектором системы.

Результаты проекта
  1. Составлен согласованный документ «Перечень отклонений схем ведения учета от функционала типовой конфигурации «1С:Предприятие» (блоки «Бухгалтерский учет», «Зарплата и кадры»).
  2. «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения ред. 3» приведена к типовому номеру релиза 3.1.12.113.
  3. Оптимизирован объем доработок на рабочих базах данных «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения ред. 3» с учетом перечня отклонений.

Экономическая эффективность:

  • совокупность выполненных ранее пунктов и проведение работ по оптимизации объема доработок на рабочей базе данных «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения» позволила сократить затраты по консультационным услугам до 30%;
  • скорость расчета заработный платы увеличилась на 30%.
Дополнительная информация о проекте

Проект в справочнике внедренных решений поделила на 2 проекта, так как в справочнике можно публиковать внедрение только по одному ПП, а у нас в проекте два ПП

1я Ссылка на проект в справочнике ВР - https://1c.ru/solutions/public/details/1037624