
Ломоносовский опытный завод построил систему управления производственными активами
Отрасль : Машиностроение, приборостроение.
Исполнитель: Деснол Софт
Функциональная область: Управление ремонтами.
13.05.2019 - 01.11.2019
Северо-Западный федеральный округ РФ
Ломоносовский опытный завод построил систему управления производственными активами на базе решения «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП». Система позволяет выполнить требования бережливого производства в части управления производственными активами. «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» активно используют как специалисты службы эксплуатации и ремонтов, так и сотрудники производства. На заводе оптимизировано управление техническим обслуживанием и ремонтами за счет создания единой базы оборудования и нормативно-справочной документации, чсормированы инструменты для специализированной отчетности и аналитики. Система обеспечивает прозрачность движения товарно-материальных ценностей, включая их расход и планирование. После реализации проекта затраты на содержание оборудования снизились на 12%, затраты на ремонт на 4%, уровень поломок уменьшился на 3,8%, а коэффициент готовности оборудования вырос на 3,8 %.

Ломоносовский опытный завод (ОАО «Производственная фирма “КМТ”») — основной российский производитель и поставщик комплектующих для железнодорожного транспорта и станций метрополитена. С 2004 по 2019 года входил в состав АО «Трансмашхолдинг», крупнейшего производителя подвижного состава для рельсового транспорта. С 2019 года является частью дивизиона «Интерьер и экстерьер» управляющей компании группы ООО «Холдинг Транспортные Компоненты», партнера АО «Трансмашхолдинг» в области развития компонентов и систем для выпускаемого им подвижного состава. На заводе работает более 800 человек, из них около 40 — в подразделении эксплуатации.
Цели проекта:
- Построить систему управления производственными активами.
- Обеспечить выполнение целевых показателей по управлению производственными активами в рамках программы «бережливого производства» путем формирования аналитики по целям «Дорожной карты» (методика ТРМ — Total Productive Maintenance).
Задачи проекта:
- Оптимизировать управление процессами ТОиР и содержание нормативно-справочной информации предприятия путем создания единой базы оборудования.
- Обеспечить прозрачность движения товарно-материальных ценностей путем оптимизации документооборота между производством и финансово-экономическими службами.
Предпосылки проекта: управление активами в концепции «бережливого производства»
В состав управляющей компании «Трансмашхолдинга» входит более двух десятков заводов, для удобства взаимодействия с партнерами предприятия разделены на дивизионы. С 2011 года на всех предприятиях применяется Производственная система ТМХ, основанная на концепции «бережливого производства» (Lean). Ее основные цели:
- сокращение затрат,
- оптимизация сроков создания продукции,
- сокращение производственных и складских площадей,
- гарантия поставки продукции заказчику,
- высокое качество при согласованной с заказчиком стоимости.
Дважды в год на заводах холдинга проходят производственные аудиты с участием экспертов из головной компании и ведущих специалистов всех компаний холдинга. Во время аудита каждого предприятия в ключевом документе развития производственной системы «бережливого производства» — «Дорожной карте» — анализируется защита текущего уровня и достижение заявленных целевых показателей. «Дорожная карта» содержит требования по 5 направлениям развития:
- менеджмент,
- подготовка производства,
- качество,
- производство
- цепочка поставок.
Цели в «Дорожной карте» разбиты на темы по сферам деятельности и структурированы поэтапно — уровнями, нарастающим итогом. В разделе «Дорожной карты» «Управление производственными активами» необходимо достижение целей:
- Показатели надежности оборудования. Уровень поломок / Коэффициент технической готовности, MTBF (Mean Time Between Failures — средняя продолжительность работы между отказами, характеризует надежность восстанавливаемого прибора, устройства или технической системы), MTTR (Mean Time To Restoration — среднее время до восстановления работоспособности).
- Анализ и оптимизация затрат на обслуживание и ремонт оборудования.
Для достижения этих целей требуются:
- инструмент систематизированного (документированного и структурированного) сбора-регистрации и анализа показателей коэффициента технической готовности /аварийности, MTBF, MTTR;
- анализ по определению 20 единиц оборудования с наиболее высоким уровнем поломок;
- анализ поломок и потерь, связанных с организацией внеплановых ремонтов;
- четкое разделение материальных и трудовых затрат на ремонты и обслуживание по каждой единице основного оборудования через ордерную организацию работ с выдачей нарядов, в которых отображаются все затраты на ремонты (заказ-наряд);
- анализ целевых показателей, на основании которых разрабатываются планы мероприятий и стандарты по достижению целевых уровней.
Ситуация до внедрения и выбор IT-решения
В конце 2018 года в результате производственных аудитов на Ломоносовском опытном заводе были выявлены факторы, тормозящие достижение ключевых уровней по целям «Дорожной карты»:
- Формирование отчетов в Microsoft Excel, сбор и внесение данных вручную.
- Информирование службы эксплуатации и ремонта о возникшей неисправности оборудования вручную путем передачи бумажного бланка.
- Бумажный документооборот со службами экономической дирекции в части управления товарно-материальными ценностями, а также с отделом труда и заработной платы в части учета рабочего времени сотрудников ремонтной службы.
Анализ существующей отчетности показал, что эти факторы снижали эффективность и достоверность планирования работы. Требовалась оптимизация деятельности подразделения и пересмотр части процессов. В качестве IT-решения, которое позволит перестроить процесс управления производственными активами в соответствии с концепцией «бережливого производства», была выбрана информационная система «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП».
Система управления производственными активами построена на базе решения «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП». Сотрудники завода внесли в систему информацию о 386 единицах оборудования, разделенных на 1525 объектов ремонта. В их числе 42 станка с программным управлением, основное технологическое оборудование и вспомогательное оборудование.
Команда «Деснол Софт» сделала ряд доработок системы. Наиболее важными являются: 1 адаптированный и 2 новых АРМа, 11 специализированных отчетов.
Систему используют 50 сотрудников предприятия:
- специалисты службы эксплуатации и ремонтов;
- сотрудники службы главного механика;
- сотрудники службы главного энергетика;
- мастера;
- руководители подразделений предприятия;
- специалисты планового отдела;
- сотрудники бухгалтерии.
В августе 2019 года настроена интеграция «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» с «1С:Управление производственным предприятием» в части потребления товарно-материальных ценностей (ТМЦ). В январе 2020 года завод перевел планирование ресурсов предприятия из «1С:Управление производственным предприятием» в «1С:ERP Управление предприятием». Между «1С:ERP Управление предприятием» и «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» настроили обмен справочниками и документами, отражающими потребление материалов и получение услуг. Для этого специалисты «Деснол Софт» доработали необходимую предприятию детализацию данных в «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП». В перспективе планируется интеграция между «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» и системой мониторинга промышленного оборудования АИС «Диспетчер».
Схема архитектуры системы
«1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» на Ломоносовского опытном заводе используется как средство достижения целевых показателей «Дорожной карты» по методу ТРМ (Total Productive Maintenance) и позволяет выполнять требования бережливого производства в части управления производственными активами. Активными пользователями системы являются как специалисты службы эксплуатации и ремонтов, так и сотрудники производства. Для них доработан 1 типовой и созданы 2 новых АРМа:
- АРМ «Технический специалист» доработан на основе типового с учетом реальных процессов на предприятии, которые включают в себя обязательный этап предварительной диагностики. Когда заявка от производства поступает в службу эксплуатации и ремонтов, специалист службы определяет вид необходимых работ: ремонт или мероприятие в рамках техобслуживания.
- АРМ «Мастер» разработан специально для нужд завода, поскольку требовалась нетиповая схема регистрации заявок на ремонт. Для наглядности контроля состояния ремонтов в АРМ добавлены:
- цветовая индикация,
- пиктограммы,
- форма подтверждения ремонтных работ,
- дополнительные реквизиты,
- дополнительные отчеты,
- возможность изменить данные о состоянии оборудования.
- АРМ для ведения графиков работы оборудования. Он позволяет в удобном виде формировать графики работы для разных единиц оборудования с учетом подчиненности узлов. Необходимость в таком АРМе объясняется подвижным графиком работы производства: в зависимости от планов, работы могут вестись в 1, 2 или 3 смены.
«1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» не содержит отчетов, которые используются в «Трансмашхолдинг» для оценки уровней «Дорожной карты», поэтому были разработаны и включены в систему 11 новых отчетов. Для их формирования скорректированы типовые бизнес-процессы в системе. Организован в электронном виде процесс обмена информацией между сотрудниками производства и ремонтной службы о наличии неисправности оборудования и статусе ремонта.
Специальная отчетность для программы бережливого производства:
- База распределения материальных затрат. Отчет позволяет увидеть, какие затраты (материалы, трудозатраты) на каждую единицу оборудования произведены, какие материалы израсходованы, какова стоимость материалов и трудозатрат. Есть возможность проанализировать, какие модели станков наиболее затратны в обслуживании.
- Анализ отказов по ЧПУ. Отчет предназначен для сбора информации по основным показателям оборудования с программным числовым управлением, наиболее дорогостоящего и технологичного.
- Анализ поломок и потерь. Отчет позволяет определить виды потерь по каждой единице оборудования за отчетный период, произвести анализ и разработать планы мероприятий.
- Выполнение плана ППР. Отчет позволяет анализировать процент выполнения планово-предупредительных ремонтов.
- Доля распределения материальных затрат на обслуживание и ремонт. Отчет позволяет определять долю затрат на ремонты от общей реализации предприятия и сравнивать с плановым показателем.
- Журнал учета проведения аварийных ремонтов. Отчет позволяет анализировать зарегистрированные дефекты: виды, время устранения, частоту возникновения.
- Расчет основных показателей надежности. Отчет позволяет анализировать основные показатели работы оборудования, MTTR (Mean Time To Restoration — среднее время до восстановления работоспособности), MTBF (Mean Time Between Failures — средняя продолжительность работы между отказами, характеризует надежность восстанавливаемого прибора, устройства или технической системы).
- Среднее время ремонта. Отчет отображает среднее время ремонта по всему оборудованию.
- Средний уровень поломок. Отчет позволяет видеть процентное соотношение общего времени работы оборудования и времени простоя в период ремонта.
- Уровень поломок: 20 наихудших. Отчет позволяет выявить 20 единиц оборудования, которые имеют самый высокий показатель уровня поломок.
- Сравнение уровня поломок. Отчет позволяет анализировать изменение уровня поломок оборудования за отчетный период.
Система управления производственными активами на базе решения «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» позволила решиьть проблемы предприятия, тормозящие достижение целевых показателей «Дорожной карты» по методу ТРМ (Total Productive Maintenance) для программы «бережливого производства»:
- Оптимизировано управление ТОиР за счет создания единой базы оборудования и нормативно-справочной документации.
- Сформированы инструменты для специализированной отчетности и аналитики.
- Достигнута прозрачность движения товарно-материальных ценностей, включая их расход и планирование.
- Обеспечен высокий уровень подготовки к производственным аудитам: данные из «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» оцениваются как достоверные.
Экономический эффект по целевым показателям «бережливого производства»:
- снижение затрат на содержание оборудования — 12%,
- снижение затрат на ремонт оборудования — 4%,
- сокращение времени ремонтов оборудования — 2,5%,
- снижение уровня поломок — 3,8 %,
- повышение коэффициента готовности оборудования — 3,8 %.

Евгений Савельев
Руководитель департамента информационных технологий «Обособленное подразделение КСК Санкт-Петербург» ООО «Ключевые системы и компоненты»После внедрения «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования 2 КОРП» мы видим серьезный прогресс в подготовке управленческой отчетности. Раньше требовалось до 3-х дней, чтобы собрать и сопоставить информацию из бумажных журналов. Сейчас информация накапливается планомерно, день за днем, а отчеты строятся автоматически. Немаловажно, что внесением данных теперь занимается не руководитель, а несколько операторов оборудования. Это одновременно повышает скорость обработки информации, снижает количество возможных ошибок и высвобождает дорогостоящее время руководящих сотрудников для основной работы. Предприятие получает возможность реально экономить, повысить качество информации о состоянии основных фондов, быстрее достигать поставленных целей.