В МУП г. Сочи «Водоканал» построили информационную систему на базе решения «1С:Управление водоканалом» 2. Автоматизированны расчеты с более 5,5 тыс. абонентов — юрдических лиц и 192 тыс. абонентов — физических лиц. Обеспечена интеграция решения с сайтом (личным кабинетом абонента), мобильными приложениями для сотрудников водоканала и абонентов, программой «1С:Бухгалтерия». В результате внедрения сокращена трудоемкость работы сбытового подразделения в 1,2 раза и в 2 раза ускорено получение отчетности.
МУП г. Сочи «Водоканал» предоставляет услуги водоснабжения и водоотведения на территории Сочи от Лазареского района до Красной поляны. Водопроводно-канализационное хозяйство Сочи — это 1 480 км водопроводных сетей и 685 км канализационных сетей. Общая численность компании (включая филиалы) — 1500 чел.
Цель проекта: сократить затраты за счет использования обновляемой системы, разработчики которой отслеживают изменения федерального законодательства в сфере ЖКХ.
Задачи проекта:
- Сократить трудоемкость процессов сбыта коммунальных услуг и формирования консолидированной отчетности, за счет внедрения единой базы по всем видам абонентов.
- Сократить трудоемкость и стоимость поддержки интеграции биллинговой системы с бухгалтерской, за счет внедрения системы, реализованной на платформе «1С:Предприятие 8».
Сбытовая деятельность предприятия была автоматизирована на другой системе, которая cо временем стала не удовлетворять потребностям предприятия:
- в системе не своевременно отражались законодательные изменения, касающиеся сбытовой деятельности ресурсоснабжающей организации;
- учет разных видов абонентов ресурсоснабжения велся в разных базах данных системы (5 шт.), что усложняло формирование консолидированной отчетности по сбытовой деятельности и не исключало возможности появления ошибок в отчётах;
- скорость расчетов и ежемесячный анализ данных специалистами занимали много времени;
- отсутствовали некоторые функции системы, важные для деятельности предприятия (например, отсутствие возможности сохранять историю площадей помещений);
- обслуживание и развитие программы стоило очень дорого, по сравнению с аналогичными предложениями на рынке;
- система реализована не на платформе «1С:Предприятие 8», что приводило к проблемам с сопоставлением данных с «1С:Бухгалтерия».
В связи с описанными выше проблемами встал вопрос о необходимости перехода с устаревшей системы на новую, реализованную на той же программной платформе, что и «1С:Бухгалтерия 8». В линейке отраслевых решений фирмы «1С» такой системой является «1С:Управление водоканалом 2».
При выборе программы также было учтено, что программа обеспечит:
- снижение рисков нарушений требований законодательства РФ в части сбытовой деятельности предприятия за счёт получения новых версий программы, которые отражают эти изменения;
- снижение трудозатрат сотрудников за счет автоматизации большинства рутинных операций и процессов;
- отсутствие зависимости от одного уникального разработчика;
- возможность доработки системы сотрудниками предприятия.
Информационная система построена на базе решения «1С:Управление водоканалом 2» и развернута в клиент-серверном варианте с использованием MS SQL.
В системе ведется ежемесячный расчет и учет взаиморасчетов с абонентами в размере:
- 5 656 юридических лиц,
- 191 612 физических лиц (население на прямых договорах).
В онлайн режиме с помощью web-сервисов система обменивается данными с личным кабинетом (сайтом) и мобильным приложением для абонентов физических лиц, а также с мобильным приложением для инспекторов водоканала.
Обмен с системой «1С:Бухгалтерия» реализован помощью планов обмена и правил конвертации.
Автоматизировано 216 рабочих мест.
Использованное дополнительное ПО, компьютерная техника и оборудование:
- «Софт-портал: Личный кабинет абонента (физического лица) водоканала»;
- «Софт-портал: Мобильное приложение абонента (физического лица) тепловодоканала»;
- «Теплосбыт автоматизация: Мобильный инспектор водоканала».
Схема архитектуры
Пояснения к рисунку:
- ГИС QMap — геоинформационная система QMap.
- ВС — водоснабжение.
- ВО — водоотведение.
- НВОС — расчеты за негативное воздействие на окружающую среду.
Уникальность проекта в его архитектуре и объеме данных:
- В крупном водоканале в единой системе автоматизированы:
- одна из основных предметных областей ресурсоснабжающей организации — расчет с более 5 500 абонентами юр. лицами и более 191 000 абонентами физ. лицами;
- расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (суммарным ежемесячным объёмом выставляемых счетов в 20 млн. руб.).
- В онлайн режиме (с помощью web-сервисов) реализована интеграция с:
- личным кабинетом (сайтом) для абонентов ФЛ;
- мобильным приложением на платформе «1С:Предприятие 8» для абонентов ФЛ (10 тыс. пользователей);
- мобильным приложением на платформе «1С:Предприятие 8» для инспекторов водоканала (30 пользователей).
В новой системе были автоматизированы процессы сбыта водоснабжения и водоотведения абонентам:
- Договорная работа службы сбыта.
- Расчет услуг водоснабжения и водоотведения.
- Выставление платежных документов потребителям коммунальных услуг.
- Учет взаиморасчетов с абонентами (включая расчёт и выставление пени).
- Расчет, выставление платежных документов и учёт взаиморасчётов по негативному воздействию на окружающую среду.
- Обмен данными с бухгалтерской системой.
В ходе проекта был выполнен полный перенос данных из старой программы в новую.
Реализованы необходимые доработки под специфику предприятия.
В результате проекта, длившегося 12 месяцев, были получены следующие улучшения в деятельности предприятия:
- Выросло быстродействие системы (в 2 раза).
- Использование «тонкого клиента» сделало работу в программе быстрее и комфортней.
- Удалось оптимизировать и упростить работу за счет функциональных возможностей новой программы.
- Сокращены трудозатраты в сбытовых подразделениях предприятия (в 1,2 раза).
- Существенно ускорено получение управленческой отчетности (в 2 раза).
Поставленные цели внедрения программы были достигнуты. Также созданы предпосылки для дальнейшего повышения уровня автоматизации на предприятии
Предприятие удовлетворено современными решениями фирмы «1С» и планирует дальнейшее развитие системы. Продукт «1С:Управление водоканалом 2» рекомендуется для комплексной автоматизации водоканалов.