В рамках цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти (далее – ФОИВ) планировалась передача функций по ведению ФХД и начислению заработной платы от всех ФОИВ, подчиненных Правительству РФ, в адрес ФК РФ. Для реализации этой задачи требовалось создать большую облачную систему, в которой смогли бы работать сотрудники всех ФОИВ и сотрудники 98 централизованных бухгалтерий ФК РФ. Такая система была заказана Фирме «1С» в 2018 году, а в 2019 году в эксплуатацию были введены две новые подсистемы и один модуль ГИИС «Электронный бюджет» (далее ГИИС ЭБ). Проектом централизации учета на сегодня уже охвачены 52 ФОИВ и более 2400 Федеральных казенных учреждений. В результате удалось существенно снизить издержки на персонал, инфраструктуру, программное обеспечение и эксплуатационные расходы. Выросло качество и прозрачность учета.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляет функции по исполнению федерального бюджета РФ, а также по кассовому обслуживанию и казначейскому исполнению всех региональных и муниципальных бюджетов страны. Имеет подразделения во всех субъектах РФ. Также выполняет функции по ведению финансово-хозяйственной деятельности (далее ФХД) и начислению заработной платы за все федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в ведении правительства РФ.
Цель проекта: формирование единой централизованной системы финансово-хозяйственной деятельности для ведения учета за Федеральные и региональные органы исполнительной власти.
Задачи проекта:
- создать большую облачную систему, в которой смогли бы работать сотрудники всех ФОИВ, РОИВ и сотрудники 98 централизованных бухгалтерий ФК РФ;
- связать работу множества сотрудников разных учреждений;
- обеспечить интеграцию между ведомственными и государственными системами;
- обеспечить юридически значимый электронный документооборот между всеми участниками.
До старта проекта ФК РФ имело собственную систему ФХД «АКСИОК», но данная система была децентрализованной и не отвечала новым требованиям заказчика. Имеющуюся систему нельзя было использовать для построения глобальной сети централизованных бухгалтерий с целью ведения ФХД по всем государственным учреждениям страны.
Система построена с использованием следующих решений:
- 1С:Предприятие 8.3z;
- 1С:Бухгалтерия государственного учреждения ред.2;
- 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения ред.3;
- 1С:Фреш.
Решение строилось с использованием следующего системного и базисного ПО:
- Операционная система Linux CentOS 7.9.
- СУБД: PostgresPro 11.10.2001.
Вебсервер — Apache
В 2019 году в эксплуатацию введены две новые подсистемы и один модуль ГИИС «Электронный бюджет» (далее ГИИС ЭБ), а именно:
- Подсистема учета нефинансовых активов (ПУНФА);
- Подсистема управления оплатой труда (ПУОТ);
- Модуль ведения бюджетного (бухгалтерского) учета подсистемы учета и отчетности (ПУиО).
Позднее были созданы:
- модуль командирования сотрудников (МК);
- модуль ведения учета на единых казначейских счетах (МВУ ЕКС) и др.
В системе также были реализованы дополнительные возможности, механизмы и функции, такие как:
- статусная модель управления документами системы (СМ);
- рабочее место Централизованной бухгалтерии (АРМ ЦБ);
- единая НСИ (НСИ).
Созданные Фирмой «1С» подсистемы и модули ГИИС «Электронный бюджет» в совокупности получили название Подсистемы ведения бюджетного учета ГИСИ «Электронный бюджет» (ПВБУ ГИИС ЭБ).
Подсистемы имеют архитектурное деление на ноды (узлы). Ноды позволяют обеспечить катастрофоустойчивость, а также решают задачи распределения нагрузки и решение проблем окон технологического обслуживания (все ноды имеют привязку к часовым поясам). При этом система имеет единое централизованное управление и не является разрозненной.
Принципиальная схема архитектуры
Пояснения к схеме:
МС — Менеджер сервисов продукта 1С:Фреш
Масштаб решения:
- количество серверов приложений — 396;
- количество продуктивных НОД — 111:
- НОД НОД 1С:ЗКГУ — 40;
- областей данных — 6614+2516УК;
- всего серверов — 1038;
- всего СУБД — 81 основных и 81 резервных;
- количество пользователей системы — более 35 000 чел.
Система объединила работу десятков тысяч пользователей, тысяч учреждений по всей стране, позволила автоматизировать и оптимизировать многие процессы. Благодаря созданию единой системы управления и механизмам НСИ, система функционирует не как множество разрозненных баз данных, а как единый системный механизм, живущий по единым правилам.
Все подсистемы и модули были интегрированы в экосистему ГИИС ЭБ, подключены к подсистеме обеспечения информационной безопасности (ПОИБ) и системе обеспечения юридической значимости электронных документов (ПОЮЗД), а также интегрированы с другими учетными и аналитическими подсистемами ГИИС ЭБ: ПИАО, ПНСИ, ПУР, а также с другими ГИС типа: ЕИСУКС, АСФК.
В документах системы реализован универсальный механизм настройки бизнес-процесса. Любой документ может иметь множество состояний, переходя с одного этапа обработки на другой. Разработанная статусная модель позволила построить необходимые бизнес-процессы движения документов между всем участниками процесса.
Проектом централизации учета на сегодня уже охвачены 52 ФОИВ и более 2400 Федеральных казенных учреждений. К системе подключены 98 централизованных бухгалтерий ФК РФ, осуществляющих ведение учета за ФОИВ и РОИВ. Удалось существенно снизить издержки на персонал, инфраструктуру, программное обеспечение и эксплуатационные расходы. Самое же главное – удалось повысить качество и прозрачность учета, сделать его более удобным и эффективным. Система позволила быстро получать любую необходимую информацию об учетной деятельности органов исполнительной власти. Повысилось качество сдаваемой отчетности и сократились сроки ее подготовки. Штат бухгалтеров был сокращен на 50%. Внедрение системы увеличить уровень автоматизации многих процессов, а также выявить проблемы в действующем законодательстве, которые препятствуют повышение этого показателя.
В настоящее время Министерство финансов совместно с Федеральным казначейством, получив ценный опыт, осуществляют совершенствование законодательства с целью повышения уровня его автоматизации.
Сейчас ведется подготовка подсистем к подключению региональных органов исполнительной власти в соответствии с Постановлением правительства от 30 января 2023 г. N 120 «Об общих требованиях к передаче федеральному казначейству полномочий органов исполнительной власти субъектов российской федерации (органов местной администрации), и территориальных органов, подведомственных казенных учреждений по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы российской федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учет, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы».
Данный проект вызвал большой интерес у регионов. В январе 2023 года к ПВБУ ГИИС ЭБ уже подключены учреждения первого субъекта РФ, им стала республика Мордовия. Первые 34 региональных учреждений республики передали свои функции по ведению ФХД Федеральному казначейству. В планах подключение и других учреждений и регионов.
Также ведется подготовка и пилотирование механизмов сбора данных с учреждений, которые по каким-либо причинам не передадут полномочия и не будут подключены к ГИСИ ЭБ (технологическая интеграция). Это делается с целью насыщения ГИИС ЭБ всей необходимой учетной информации по деятельности всех учреждений страны с целью формирования полноценной консолидированной и аналитической отчетности по всей стране.