В 2023 году компания приняла решение вступить в налоговый мониторинг. Так как основная идея налогового мониторинга в предоставлении онлайн-доступа к информационной системе, то было принято решение предоставить доступ к текущему рабочему контуру компании, который реализован на платформе «1С:ERP Управление холдингом», через «Витрину налогового мониторинга». В результате сотрудники ФНС для осуществления налоговой проверки «Татспиртпром» подключаются онлайн к учетной системе, имеют доступ к необходимым данным и проверяют регламентированную отчетность.
АО «Татспиртпром» — крупнейшая алкогольная компания Российской Федерации, является крупнейшим налогоплательщиком Российской федерации. Общая численность работников более 3500 человек. Производственные площадки выпускают водки, ликероводочные изделия, коньяки, виски, аперитивы, бальзам, а также спирт класса «Альфа».
Цель проекта: обеспечить инспектору ИФНС в рамках налогового мониторинга доступ к своей системе учета.
Задачи проекта:
- Внедрить систему «Налоговый мониторинг».
- Разработать интеграции. «Налогового мониторинга» с внешними системами.
До старта проекта налоговая отчетность была автоматизирована в классическом варианте, без онлайн взаимодействия с ФНС.
Что такое налоговый мониторинг
Налоговый мониторинг — новая форма налогового контроля, которая подразумевает онлайн-взаимодействие с контролирующими органами. Компания предоставляет для ФНС удаленный доступ к информационной системе, содержащей первичные документы, налоговые регистры, данные бухгалтерского и налогового учёта, на основании которых формируется отчётность, предоставляемая в ФНС. При вступлении в налоговый мониторинг компания освобождается от камеральных и выездных проверок.
Компания вступает в мониторинг добровольно, при выполнении условий:
- Совокупная сумма подлежащих уплате налогов (НДС, акцизы, налог на прибыль, НДПИ) — не менее 100 млн руб.
- Годовая сумма доходов — не менее 1 млрд руб.
- Совокупная стоимость активов — не менее 1 млрд руб.
- Наличие системы внутреннего (налогового) контроля (СВК) —система, используемая руководством для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности в рамках действующего законодательства.
Для вступления в налоговый мониторинг компания, подает заявление в ФНС до 1 сентября года, предшествующего старту мониторинга. До 1 ноября ФНС выполняет проверку предоставленных документов и принимает решение отказать или включить в налоговый мониторинг. В случае положительного решения мониторинг будет осуществляться со следующего календарного года, в течение 1 года и 9 месяцев, с возможным последующим продлением или отказом от предоставления доступа. Для примера, результаты проверки за 2024 г ФНС должна предоставить до 1 октября 2025 года. Мониторинг автоматически продлевается на следующие 2 года, или компания до 1 декабря подает заявление о прекращении данного вида контроля.
Выполнены следующие работы по настройке и доработке «Витрины налогового мониторинга»:
- настройка доступа инспектору ИФНС на просмотр бухгалтерской и налоговой отчетности, по согласованному списку форм отчетности;
- настройка доступа инспектору ИФНС на просмотр объектов системы, отражающих операции, которые участвуют в формировании отчетности;
- настройка ограничения видимости для инспектора ИФНС в «Витрине налогового мониторинга» только того периода, который сверен и готов к проверке, с возможностью сдвигать период по мере готовности компании предоставления отчетности;
- доработан интерфейс для инспектора с ограничением доступа — только необходимые и достаточные данные для целей налогового мониторинга;
- доработан интерфейс для инспектора с целью облегчения поиск необходимой информации.
Дополнительно реализована интеграция налогового мониторинга с системой, где хранятся первичные документы:
- интеграция между «1С:ERP Управление холдингом» и системой управления документооборотом другого вендора по входящим, исходящим и внутренним документа, содержит, в том числе, автоматическую выгрузку исходящих документов по отгрузке товаров в систему управления документооборотом и уже запуск на стороне внешней системы задач на исполнение подписания и прикрепления оригиналов документов;
- автоматизированы обмены связанной нормативно-справочной информацией;
- реализована интеграция по договорам с контрагентами, договоры мигрируют из системы управления документооборотом другого вендора в «1С:ERP Управление холдингом»;
- реализована возможность из операции «1С:ERP Управление холдингом» по ссылке открыть скан копию документа или электронной версии документа, подписанной через ЭДО;
- реализован отчет по контролю наличия всех необходимых первичных документов во внешней системе управления документооборотом другого вендора по отраженным операциям в «1С:ERP Управление холдингом» .
Так же в рамках налогового мониторинга был реализован процесс внутреннего контроля (СВК). Используя типовой функционал «1С:ERP Управление холдингом», были выполнены настройки:
- рисков компании согласно разработанной матрице, указав вероятность, класс ущерба, уровень, область, направление и категории риска;
- контрольных процедур для каждого риска, которые либо выявляют, либо предотвращают риск;
- мероприятия по выполнению контрольных процедур;
- доработки по заполнению регламентированных отчетов по внутреннему контролю, которые отражают результаты контрольных процедур, описывают матрицу рисков.
Технически проект структурирован следующим образом: предоставление доступа сотрудникам ФНС осуществляется через «Витрину налогового мониторинга» — типовой функционал «1С:ERP Управление холдингом», куда предоставлен доступ налоговому инспектору и куда автоматически экспортируются помеченные, имеющие значение для налогового учета, документы.
Таким образом, инспектор получает доступ только к тем операциям, которые включены в показатели регламентированной отчетности, а такие процессы как планирование, бюджетирование и прочее исключены из доступа, т.к. не входят в контур налоговой проверки. Все ограничения выстроены на матрице ролей, соответствующей условиям, описанным в регламенте информационного взаимодействия, в котором описываются конкретные отчеты и их показатели к раскрытию в рамках проверки.
Методологию налогового учета разрабатывали внешние консультанты. Для целей проведения налогового мониторинга, раскрытие показателей налоговой отчетности осуществляется методом drill-down — до первичных документов, подтверждающих хозяйственные операции. Хранение всех первичных документов (финансовый архив) корганизовано на базе системы система электронного документооборота другого вендора, но под эти цели могло подойти любое другое ПО, например, «1С:Документооборот».
Для реализации проекта была задействована большая команда, состоящая со стороны заказчика из сотрудников ИТ отдела, бизнес-экспертов и конечных пользователей со стороны компании АО «Татспиртпром». Также к проекту привлекались внешние методологи отвечающие за разработку методологии и подготовку документов для вступления в налоговый мониторинг, интеграторы системы электронного документооборота, компания ФТО, отвечающая за поддержку и развитие решений на плафторме «1С:Предприятие».
Совместно проводились работы по выстраиванию архитектуры, бизнес-процессов, тестирование разработанного функционала, обучение и поддержка пользователей с момента запуска.
В результате выполненных работ в рамках проекта, на текущий момент получены результаты:
- сотрудники ФНС для осуществления налоговой проверки «Татспиртпром» подключаются онлайн к учетной системе, имеют доступ к необходимым данным и проверяют регламентированную отчетность;
- с начала текущего года в финансовом архиве хранятся все необходимые первичные документы к раскрытию показателей отчетности;
- успешно предоставлены регламентированные отчеты по внутреннему контролю и выгружены в контур.