Прмышленный дивизион «Атомстройкомплекс» разработал единый регламент методологии управленческого учета и автоматизировал формирование упровленческой отчетности. Унифицированы формы отчетности, подходы и правила сбора фактических данных предприятий из учетных систем, подготовлены и внедрены необходимые методологические и учетные изменения для предприятийс целью корректного и прозрачного формирования управленческой отчетности. Построена единая система для работы всех предприятий промышленного дивизиона.

В 2022 году управляющей компанией промышленного дивизиона был начат проект разработки единого регламента методологии управленческого учета, а также проект разработки технического регламента ввода плановых данных и сбора фактических данных из информационных систем 21 предприятий в единую информационную систему.
Цель проекта: предоставлять руководству компании информацию, необходимую для более оперативного и взвешенного принятия решений.
Важными задачами проекта создания единого регламента методологии управленческого учета и создания единой информационной системы были:
- Унификация бюджетных форм предприятий, приведение их к единому виду.
- Унификация подхода и правил сбора фактических данных предприятий из информационных систем.
- Консолидация плановых и фактических данных предприятий.
- Подготовка и внедрение необходимых методологических и учетных изменений для предприятий с целью корректного формирования управленческой отчетности.

Все предприятия промышленного дивизиона самостоятельно определяли подходы к заполнению бюджетных форм. Сами формы управленческой отчетности были разрознены и правила их заполнения не были регламентированы.
До начала формирования единой информационной системы управляющая компания разработала бюджетные формы для всех предприятий, в частности, выработала правила сбора фактических данных.

Рабочая группа, которая состояла из сотрудников партнера, сотрудников управляющей компании и сотрудников предприятий, в рамках проекта по автоматизации подготовки управленческой отчетности с сентября 2022 года по декабрь 2023 года выполнила комплекс работ по унификации бюджетных форм предприятий, стандартизации бизнес-процессов и целому комплексу методологических и учетных вопросов.
В результате проекта автоматизации удалось настроить управленческую отчетность, реализовать ввод плановых данных в единую систему на базе «1С:Управление холдингом», автоматический сбор фактических данных по следующему комплекту унифицированных форм:
- Выручка от продаж.
- Реализация и общие затраты на реализацию.
- Выпуск и общие затраты на выпуск.
- Затраты на выпуск единицы продукции.
- Энергоносители.
- Заработная плата и персонал.
- Бюджет доходов и расходов.
- Баланс.
- Ключевые показатели.
Автоматизировано порядка 50 рабочих мест.
Система запущена в промышленную эксплуатацию с января 2024.
Схема архитектуры системы
На этапе «Моделирование» была построена и принята модель работы, подготовлен и согласован документ «Концептуальный проект»:
- Проведены работы по выработке методологии сбора фактических данных из информационных систем.
- Выполнена регламентация процессов, описаны изменения в текущих процессах.
- Выработаны новые правила отражения документов и НСИ в информационных системах.
- Изменены учетные политики предприятий.
- Принято концептуальное решение по архитектуре целевой системы:
- данные для управленческих форм, получаемые из системы «1С:ERP Управление предприятием», хранятся в специальных регистрах на стороне учетной системы. Такой подход выбран для того, чтобы поддержать специфику предприятий и особые правила сбора фактических данных по ним, а также разработать отчеты для внутреннего использования предприятий и для проверки получаемых данных, расшифрованных до первичных документов;
- данные для управленческих форм, получаемые из системы «1С:Бухгалтерия предприятия КОРП» и «1С:Зарплата и управление персоналом КОРП» собираются на режиме онлайн
- На этапе «Настройка системы» была выполнена настройка форм по согласованной модели и параллельно внедрение учетных изменений на предприятиях.
- На этапе «Опытно-промышленная эксплуатация» сбор фактических данных выполнялся параллельно в Excel по старым принципам и в системе «1С:Управление холдингом» по согласованной модели. Ранее согласованная модель корректировалась и дорабатывалась в связи с тем, что некоторые учетные изменения не удалось реализовать в полном мере, кроме этого, были приняты решения о добавлении новых предприятий в контур автоматизации и новых специфических операций на уже существующих предприятиях.

Увеличение скорости консолидации данных
Снижение затрат на ручной ввод данных
В целом, по результатам проекта получено:
- Сокращение времени на подготовку управленческой отчетности на 40% — благодаря автоматизации процессов сбора и обработки данных, время, затрачиваемое на формирование отчетов, значительно уменьшилось.
- Увеличение точности данных на 25% — унификация подходов и правил сбора данных, а также автоматизация процессов позволили снизить количество ошибок и повысить достоверность отчетности.
- Снижение затрат на ручной ввод данных на 30% — автоматизация ввода плановых и фактических данных уменьшила необходимость в ручном труде, что привело к экономии ресурсов.
- Увеличение скорости консолидации данных по предприятиям на 50% — благодаря внедрению единой системы, время на сбор и консолидацию данных из различных учетных систем сократилось вдвое.
Общие результаты проекта автоматизации управленческой отчетности:
- Разработан единый регламент методологии управленческого учета, унифицированы формы управленческой отчетности.
- Подготовлены и внедрены необходимые методологические и учетные изменения для предприятий, с целью корректного и прозрачного формирования управленческой отчетности.
- Унифицированы подходы и правила сбора фактических данных предприятий из учетных систем.
- Построена единая система для работы всех предприятий промышленного дивизиона.
- Обеспечен оперативный ввод плановых данных в формы управленческой отчетности.
- Автоматизирован сбор данных для форм управленческой отчетности с необходимой аналитикой и с учетом прав доступа, реализован механизм по исключению внутригрупповой аренды.
- На стороне системы «1С:ERP Управление предприятием» реализованы отчеты на основании данных, необходимых для единой системы «1С:Управление холдингом», что позволяет сотрудникам на местах получать максимально развернутую отчетность по себестоимости выпущенной и реализованной продукции.
Производственная себестоимость:
- Настроенные формы управленческих отчетов позволяют проанализировать все производственные затраты в разрезе всех необходимых аналитик, как в системе «1С:Управление холдингом», так и в системе «1С:ERP Управление предприятием».
- Автоматизировано заполнение объемов выпуска с учетом специфики различных предприятий: переводные коэффициенты, различные единицы измерения и алгоритмы расчета фактических объемов выпуска в зависимости от направлений деятельности.
- Автоматизировано заполнение данных о количественных и суммовых показателях энергетических ресурсов в составе себестоимости выпущенной продукции.
- Полученные данные используются для расчета ключевых показателей деятельности предприятий.
Выручка:
- Автоматизировано заполнение объемов продаж с учетом специфики различных предприятий: переводные коэффициенты, различные единицы измерения и алгоритмы расчета фактических объемов продаж в зависимости от направлений деятельности.
- Автоматизирован сбор фактических данных по затратам на реализацию продукции, на реализацию единицы продукции, в котором детализированы затраты в разрезе всех необходимых аналитик.
- Настроенные формы управленческих отчетов позволяют проанализировать все производственные затраты на реализацию в разрезе всех необходимых аналитик, как в системе «1С:Управление холдингом», так и в системе «1С:ERP Управление предприятием».
- Полученные данные используются для расчета ключевых показателей деятельности предприятий.
Заработная плата и персонал:
- Из информационных баз «1С:Зарплата и управление персоналом КОРП» настроен автоматический сбор данных по: оплате труда, взносам, среднесписочной численности сотрудников и средней заработной плате в разрезе подразделений.
- Полученные данные используются для расчета ключевых показателей деятельности предприятий.
Бюджет доходов и расходов:
- Бюджет доходов и расходов заполняется в автоматическом режиме из всех информационных систем по всем предприятиям с необходимой аналитикой и с учетом прав доступа, реализован механизм по исключению внутригрупповой аренды.
- На стороне системы «1С:Управление холдингом» реализован маппинг статей расходов из учетных систем и статей расходов управленческой отчетности.
- Полученные данные используются для расчета ключевых показателей деятельности предприятий.