В Нижегородской области построили единую платформу финансовых данных для объединения финансовых потоков государственных и муниципальных закупок, планирования и исполнения бюджета, бухгалтерского и кадрового учета в единое информационное пространство. 140 учреждений перешли с различных версий решений на платформе «1С:Предприятие» и программ сторонних разработчиков на комплексное решение, основанное на облачной технологии публикации данных 1С:Fresh и платформе «1С:Предприятие» с применением конфигураций «1С:Бухгалтерия государственного учреждения» и «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения». На сегодняшний день к системе подключаются еще 250 государственных учреждений Нижегородской области
Правительство Нижегородской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти области. Правительство полномочно решать все вопросы государственного управления социально-экономическим развитием региона. Является коллегиальным органом, возглавляющим систему органов исполнительной власти области. Правительство возглавляет высшее должностное лицо области — губернатор Нижегородской области.
Основные цели создания Единой объединенной финансовой системы Нижегородской области:
- повысить эффективность государственного управления в области бюджетного процесса в части планирования и исполнения бюджетов и управления государственными/муниципальными закупками;
- оптимизировать расходы на ежегодную поддержку и лицензионное сопровождение программного обеспечения автоматизированного ведения бюджетного учета;
- повысить качество бюджетной и бухгалтерской отчетности;
- снизить трудозатраты на сбор юридически значимой информации;
- обеспечить в режиме реального времени контроля финансовых показателей государственных учреждений.
- Информационная система была создана для достижения целей, предусмотренных пунктом 3.1.11 плана реализации государственной программы «Информационное общество Нижегородской области» на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов, а именно: «3.1.11. Создание единой платформы финансовых данных региона для объединения финансовых потоков государственных и муниципальных закупок, планирования и исполнения бюджета, бухгалтерского и кадрового учета в единое информационное пространство».
Задачи проекта:
- установить единые правила ведения кадрового, бюджетного (бухгалтерского), налогового и управленческого учета;
- автоматизировать централизованный учет и формирование сводной отчетности;
- нормализовать нормативно-справочную информацию;
- интегрировать систему с федеральными информационными системами;
- обеспечить комплексную методологическую поддержку пользователей программных продуктов.
До создания государственной информационной системы «Единая объединенная финансовая система Нижегородской области» учет в учреждениях Нижегородской области велся разрозненно, в различных продуктах «1С» и сторонних программных продуктах. Использование различных программных продуктов, никак не взаимодействующих между собой, значительно усложняло учет.
Управленческие решения на основе бюджетного (бухгалтерского) учета принимались нееффективно, а затраты на учет и формирование отчетности были высокими. Централизованный учет и формирование сводной отчетности делались вручную.
Информационно-технологическая несогласованность между исполнительными органами государственной власти и подведомственными учреждениями приводила к дублированию однородной информации в различных системах и увеличивала время реализации функций учета. Не было единой методологии бюджетного (бухгалтерского), налогового, кадрового, управленческого учета, поэтому сопоставлять и анализировать данные по региону было сложно. Необходимо было сопровождать большое количество программных продуктов для ведения бухгалтерского учета.
Единая объединенная финансовая система Нижегородской области построена на базе следующих решений:
- бухгалтерский учет — «1С:Бухгалтерия государственного учреждения»;
- кадровый учет, расчет и начисление заработной платы — «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения»;
- бюджетный процесс — АЦК «Планирование», АЦК «Финансы», АЦК «Госзаказ»;
- планово-финансовое управление — «1С:Планово-финансовое управление для государственных учреждений»; информационное взаимодействие — Dataguru;
- информационно-аналитическая система финансового и бухгалтерского учета.
АЦК — это модули, которые подключаются на уровне муниципалитетов.
«АЦК-Финансы» предназначена для управления общественными финансами и автоматизации процессов исполнения бюджета в субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации.
Система «АЦК-Госзаказ» предназначена для организации контроля и анализа всего процесса подготовки и размещения закупок: от планирования потребностей и процедур закупок до исполнения контрактов, заключенных по их итогам.
«АЦК-Планирование» предназначена для автоматизации процесса планирования бюджета региона (муниципального образования) на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с действующим законодательством и новейшими тенденциями бюджетной реформы
Для учета и отчетности учреждений НО они переведены в облако, в котором установлены «1С:Бухгалтерия государственного учреждения» и 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения».
В систему, по состоянию на апрель 2020 года, вошли 140 государственных учреждений Нижегородской области и более 700 пользователей. Система развернута в ЦОД Государственного автономного учреждения Нижегородской области «Центр координации проектов цифровой экономики» на основной и резервной площадках. Технические характеристики платформы «1С:Fresh»: более 700 областей данных, более 8 нод, более 27 виртуальных машин и более 2 ТБ данных. В системе настроено регулярное резервное копирование и обеспечена безопасность персональных данных в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ. Требования к информационной безопасности обеспечиваются за счёт архитектурных особенностей решения на базе 1С:Fresh, архитектуры серверного обеспечения и использования платформы 1С, сертифицированной в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Схема архитектуры системы
Пояснения к рисунку:
- СУФД — система удаленного финансового документооборота;
- ГИС ГМП — государственная ИС о государственных и муниципальных платежах;
- Bus.gov.ru — официальный сайт о размещении информации о государственных (муниципальных) закупках.
- Для достижения целей проекта потребовалось перевести текущие учетные системы государственных учреждений Нижегородской области в Единую объединенную финансовую систему. Система уже охватила более 700 рабочих мест и более 140 учреждений.
- В проекте было задействовано несколько подрядных организацией, что позволило выполнить работы по проекту качественно в кратчайшие сроки.
- Технология работы в частном облаке на базе «1С:Fresh» позволила построить отказоустойчивую инфраструктуру — зоны для основных БД, для работы с резервными копиями, для тестирования обновлений.
- Реализация технологии хранения баз данных пользователей в «облаке» без необходимости их выгрузки на локальные рабочие места позволила обеспечить высокую производительность системы без дополнительных затрат на модернизацию электронно-вычислительной техники.
- Облачное решение также позволило организовать централизованное обновление системы и форматов регламентированных отчетов.
- Реализация проекта осуществлялась параллельно с процессом передачи функций по ведению бухгалтерского учета и формированию отчетности, кадрового учета и расчета заработной платы в специально созданные организации — Централизованные бухгалтерии.
- В Единой объединенной финансовой системе была настроена бесшовная интеграция с региональными и федеральными информационными системами, а также с программным обеспечением сторонних организаций.
Ключевые результаты проекта:
- в Единую объединенную финансовую систему Нижегородской области перенесено более 280 локальных баз учета;
- к Государственной информационной системе ЕОФС НО подключены более 140 государственных учреждений Нижегородской области;
- сформирован единый электронный цикл бюджетного процесса;
- значительно увеличилась доступность информации о финансовой деятельности учреждений;
- построена эффективная система централизованного ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности в органах государственной власти области и государственных учреждениях области;
- выполнена автоматизация процесса исполнения консолидированного бюджета Нижегородской области с удаленным подключением главных распорядителей бюджетных средств, финансовых органов муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений в единой базе данных (подсистема исполнения бюджета);
- выполнена автоматизация бюджетного планирования с удаленным подключением главных распорядителей бюджетных средств, финансовых органов муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений в единой базе данных (подсистема проектирования бюджета);
- реализовано электронное взаимодействие ГИС ЕОФС с ГИС ГМП и ГИС ЖКХ для органов власти регионального и муниципального уровней (подсистема взаимодействия с ГИС ГМП и ГИС ЖКХ);
- выполнена автоматизация процессов управления государственными и муниципальным закупками согласно требованиям федерального закона 44-ФЗ, включая закупки малого объёма (подсистема управления закупками);
- установлены единые правовые и методологические основы ведения бюджетного (бухгалтерского) учета;
- обеспечена прозрачная информационная среда ведения финансово — хозяйственной деятельности учреждений Нижегородской области;
- повышены оперативность и качество исполнения бюджетных процессов, связанных с бухгалтерским учетом и отчетностью;
- оптимизированы расходы Нижегородской области на содержание различных систем, подсистем, построенных на различных программных решениях, сопровождение и поддержку программного обеспечения для ведения бухгалтерского учета, и отчетности;
- оптимизирована деятельность сотрудников государственных учреждений за счет обеспечения принципа однократного ввода данных;
- оптимизировано хранение служебной и отчетной информации, используемой государственными учреждениями при ведении бухгалтерского учета.