Специалисты компаний «1С-Парус» и «Омега» по заказу Комитета финансов Санкт-Петербурга выполнили комплекс работ по развитию и сопровождению государственной информационной системы Санкт-Петербурга «Единая информационно-аналитическая система бюджетного (бухгалтерского) учета». 906 учреждений перешли с различных версий решений на платформе «1С:Предприятие» и программ сторонних разработчиков на комплексное решение, основанное на облачной технологии 1С:Fresh и платформе «1С:Предприятие».
Комитет финансов Санкт‑Петербурга проводит единуую государственную финансовую, налоговую и бюджетную политику, а также координацию деятельности в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти. Является финансовым органом субъекта РФ города федерального значения Санкт‑Петербурга.
Основные цели создания государственной информационной системы Санкт-Петербурга «Единая информационно-аналитическая система бюджетного (бухгалтерского) учета» (ГИС ЕИАСБУ):
- повысить эффективность государственного управления в области бюджетного процесса в части планирования и исполнения бюджетов и управления государственными/муниципальными закупками;
- оптимизировать расходы на ежегодную поддержку и лицензионное сопровождение программного обеспечения автоматизированного ведения бюджетного учета;
- повысить качество бюджетной и бухгалтерской отчетности;
- снизить трудозатраты на сбор юридически значимой информации;
- обеспечить в режиме реального времени контроль финансовых показателей государственных учреждений;
- достижение целей и реализация мероприятий, предусмотренных пунктом 3.19 перечня мероприятий подпрограммы «Повышение качества предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций», связанных с текущими расходами, государственной программы Санкт-Петербурга «Повышение эффективности государственного управления в Санкт-Петербурге», утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 23.06.2014 № 494;
- обеспечение выполнения функций и полномочий Комитета финансов Санкт-Петербурга, определенных Положением о Комитете финансов Санкт Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт Петербурга от 05.05.2004 № 721.
Задачи проекта:
- установить единые правила ведения кадрового, бюджетного (бухгалтерского), налогового и управленческого учета;
- автоматизировать централизованный учет и формирование сводной отчетности;
- нормализовать нормативно-справочную информацию;
- интегрировать систему с федеральными информационными системами;
- обеспечить комплексную методологическую поддержку пользователей программных продуктов.
До создания государственной информационной системы «Единая информационно-аналитическая система бюджетного (бухгалтерского) учета» (ГИС ЕИАСБУ) учет в учреждениях Санкт-Петербурга велся разрозненно, в различных продуктах на платформе «1С:Предприятие» и сторонних программных продуктах. Бюджетный (бухгалтерский) процесс основывался на субъективных, сформированных в ручном режиме, данных. Затраты на ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и формирование отчетности были высокими. Централизованный учет и формирование сводной отчетности производились в ручном режиме: каждое учреждение предоставляло информацию из своих систем самостоятельно. Существовала необходимость сопровождения большого количества программных продуктов для ведения бухгалтерского учета.
Государственная информационная система Санкт-Петербурга «Единая информационно-аналитическая система бюджетного (бухгалтерского) учета» (ГИС ЕИАСБУ) построена на базе следующих решений:
- бухгалтерский учет — «1С:Бухгалтерия государственного учреждения», Парус;
- кадровый учет, расчет и начисление заработной платы — «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения», Парус;
- планово-финансовое управление — «1С:Планово-финансовое управление для государственных учреждений», «Паспорт государственного учреждения»;
- информационное взаимодействие — интеграционная шина данных Dataguru;
- информационно-аналитическая система финансового и бухгалтерского учета.
Для учета и отчетности учреждения Санкт-Петербурга переведены в облако, в котором установлены «1С:Бухгалтерия государственного учреждения» и 1С:Зарплата и кадры государственного учреждения«. В систему, по состоянию на март 2022 года, вошли 2732 государственных учреждения Санкт-Петербурга. Система развернута в РРЦОД «Комитета по информатизации и связи» на основной и резервной площадках.
Технические характеристики платформы «1С:Fresh»: более 4000 областей данных, более 60 нод, более 150 виртуальных машин и более 145 ТБ данных.
В системе настроено регулярное резервное копирование и обеспечена безопасность персональных данных в соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ. Требования к информационной безопасности обеспечиваются за счёт архитектурных особенностей решения на базе 1С:Fresh, архитектуры серверного обеспечения и использования платформы «1С:Предприятие», сертифицированной в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Пояснения к рисунку:
СУФД — система удаленного финансового документооборота;
ГИС ГМП — государственная ИС о государственных и муниципальных платежах;
Bus.gov.ru — официальный сайт о размещении информации о государственных (муниципальных) закупках.
Схема архитектуры
- Для достижения целей проекта потребовалось перевести текущие учетные системы государственных учреждений Санкт-Петербурга в "Единую информационно-аналитическая система бюджетного (бухгалтерского) учета". По состоянию на март 2022 года, вошли 2732 государственных учреждения Санкт-Петербурга.
- В проекте было задействовано несколько подрядных организацией, что позволило выполнить работы по проекту качественно и в кратчайшие сроки.
- Технология работы в частном облаке на базе «1С:Fresh» позволила построить отказоустойчивую инфраструктуру — зоны для основных БД, для работы с резервными копиями, для тестирования обновлений.
- Реализация технологии хранения баз данных пользователей в «облаке» без необходимости их выгрузки на локальные рабочие места позволила обеспечить высокую производительность системы без дополнительных затрат на модернизацию электронно-вычислительной техники.
- Облачное решение также позволило организовать централизованное обновление системы и форматов регламентированных отчетов.
- Реализация проекта осуществлялась параллельно с процессом передачи функций по ведению бухгалтерского учета и формированию отчетности, кадрового учета и расчета заработной платы в специально созданные организации — Централизованные бухгалтерии.
- В Единой информационно-аналитической системе бюджетного (бухгалтерского) учета была настроена бесшовная интеграция с региональными и федеральными информационными системами, а также с программным обеспечением сторонних организаций.
Ключевые результаты проекта:
- в Единую информационно-аналитическую систему бюджетного (бухгалтерского) учета Санкт-Петербурга за период с января 2020 по декабрь 2021 года перенесено более 1500 локальных баз учета (подключено 906 государственных учреждений);
- по состоянию на март 2022 года, в Единую информационно-аналитическую систему бюджетного (бухгалтерского) учета Санкт-Петербурга вошли 2732 государственных учреждения Санкт-Петербурга;
- сформирован единый электронный цикл бюджетного процесса;
- значительно увеличилась доступность информации о финансовой деятельности учреждений;
- построена эффективная система централизованного ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности в органах государственной власти области и государственных учреждениях области;
- выполнена автоматизация процесса исполнения консолидированного бюджета Санкт-Петербурга с удаленным подключением главных распорядителей бюджетных средств, финансовых органов муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений в единой базе данных (подсистема исполнения бюджета);
- выполнена автоматизация бюджетного планирования с удаленным подключением главных распорядителей бюджетных средств, финансовых органов муниципальных образований, государственных и муниципальных учреждений в единой базе данных (подсистема проектирования бюджета);
- реализовано электронное взаимодействие ГИС ЕИАСБУ с ГИС ГМП (государственная ИС о государственных и муниципальных платежах) и ГИС ЖКХ для органов власти регионального и муниципального уровней (подсистема взаимодействия с ГИС ГМП и ГИС ЖКХ);
- выполнена автоматизация процессов управления государственными и муниципальным закупками согласно требованиям федерального закона 44-ФЗ, включая закупки малого объема (подсистема управления закупками);
- установлены единые правовые и методологические основы ведения бюджетного (бухгалтерского) учета;
- обеспечена прозрачная информационная среда ведения финансово — хозяйственной деятельности учреждений Санкт-Петербурга;
- повышены оперативность и качество исполнения бюджетных процессов, связанных с бухгалтерским учетом и отчетностью;
- оптимизированы расходы Санкт-Петербурга на содержание различных систем, подсистем, построенных на различных программных решениях, сопровождение и поддержку программного обеспечения для ведения бухгалтерского учета, и отчетности;
- оптимизирована деятельность сотрудников государственных учреждений за счет обеспечения принципа однократного ввода данных;
- оптимизировано хранение служебной и отчетной информации, используемой государственными учреждениями при ведении бухгалтерского учета.