В Удмуртской республике построили государственную информационную систему управления финансово-экономической деятельностью организаций государственного сектора. Система построена на базе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения», «1С:Документооборот государственного учреждения» и других решений. Теперь все органы власти и госучреждения республиканского подчинения ведут учет в рамках единой учетной политики, с использованием унифицированных отчетных процедур, сроков, документов.
Министерство цифрового развития Удмуртской Республики отвечает за управление региональным прогнозированием и планированием социально-экономического развития по видам деятельности; управление связью, а также за управление информационными технологиями на региональном уровне.
Цели проекта:
- Повысить качество учета и производительность труда работников, снизить расходы на выполнение учетных функций, в том числе за счет обеспечения принципа однократного ввода данных.
- Предотвратить искажение отчетности об использовании государственных денежных средств, обеспечить прозрачность и открытость кадрового и бухгалтерского учета.
- Оптимизировать расходы на содержание различных систем, подсистем, построенных на различных программных решениях, сопровождение и поддержку программного обеспечения для ведения бухгалтерского учета и отчетности.
- Повысить качество информационной поддержки учреждений при ведении ими бухгалтерского учета и отчетности.
Задачи проекта:
- Внедрить и развивать государственную информационную систему управления финансово-экономической деятельностью организаций государственного сектора Удмуртской республики (ГИС УФЭД УР, система) на базе программных продуктов платформы «1С:Предприятие».
- Организовать технологическую методологическую и функциональную централизацию бухгалтерского учета и отчетности региональных органов власти Удмуртской республики и республиканских учреждений с применением облачной технологии 1С.
В Удмуртии централизованные бухгалтерии (ЦБ) существовали со времен Советского Союза. Централизованная бухгалтерия была у Министерства образования и науки Удмуртской республики, а также у Министерства здравоохранения Удмуртской Республики, которая вела учет порядка 20 учреждений. Однако технологическая и методологическая централизация, в том числе на единой облачной платформе, в Удмуртии отсутствовала. Также не было единых стандартов применяемого программного обеспечения. На местах использовались разрозненные программные продукты различных разработчиков. Существовала необходимость сопровождения большого количества программных продуктов для ведения бухгалтерского учета.
Качество ведения учета и отчетности в региональных органах властях Удмуртской Республики и в республиканских учреждениях контролировалось проверками контрольно-ревизионного управления. Ошибки чаще всего выявлялись в момент консолидации регламентированной бухгалтерской отчетности. Менялись входящие остатки в балансах. При этом инструментарий контроля постановки и правильности ведения учета пользователей не устраивал.
Государственная информационная система управления финансово-экономической деятельностью организаций государственного сектора Удмуртской республики (ГИС УФЭД УР) построена на базе следующих решений:
- «1С:Бухгалтерия государственного учреждения»
- «1С:Документооборот государственного учреждения КОРП. Регион»
- Решение для расчета зарплаты стороннего производителя.
ГИС УФЭД УР обеспечивает одновременную работу 2800 пользователей и построена по классической трехзвенной архитектуре:
- клиентское приложение (тонкий клиент или WEB-приложение);
- сервер приложений;
- сервер баз данных.
Система размещена в центре обработки данных центра цифровых технологий Удмуртской республики (ЦЦТ УР).
Основная среда функционирования — «1С:Предприятие. Облачная подсистема Фреш» — по модели «on demand» (SaaS).
Облако 1С: ГИС УФЭД УР
Отличительные черты проекта — масштабность:
- Территориальная распределенность учреждений в Удмуртской Республике.
- Отраслевое разнообразие — органы государственной власти; вся социальная сфера, включая образовательные организации различных профилей, учреждения культуры и медицинские организации; подведомственные учреждения иной направленности;
- Количество учреждений — 256.
- Количество пользователей — 2800.
- Характер решаемых задач — одновременно проводилась организационная, методологическая и технологическая централизация, укрупнение учреждений, что также оказывало влияние на масштабы, риски, но при этом положительно сказалось на качественных показателях проекта.
- Работы проводились с применением методологии проектного управления и использованием ГИС Удмуртской Республики «Управление проектами».
В ходе проекта выполнено следующее:
- Проведено обследование учреждений в части процессов ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, расчета заработной платы, учета кадров.
- Поставлено прикладное программное обеспечение, проведена его установка и настройка в «Центре обработки данных Удмуртской Республики».
- Проведена конвертация с различных локальных баз данных исторического ПО.
- Осуществлена миграция данных бухгалтерского учета и расчета заработной платы учреждений в ГИС УФЭД УР.
- Проведена проверка перенесенных данных бухгалтерского учета и расчета заработной платы учреждений.
- Обеспечена взаимная интеграция данных внутри системы, а также обеспечена интеграция с государственной системой исполнения бюджета и системой сбора бухгалтерской и бюджетной консолидированной отчетности, используемыми всеми органами государственной власти и учреждениями на территории Удмуртской Республики.
- Обеспечена настройка программных продуктов в части управления инфраструктурой движения документов для учреждений (в подсистеме «1С:Документооборот государственного учреждения КОРП. Регион»).
- Выработана единая методология ведения учета и отчетности.
- Обеспечена консультативная и техническая поддержка пользователей учреждений (с применением «1С:Управление службой поддержки»).
- Обеспечено оптимизированное обновление компонентов системы (обновление релизов, комплектов отчетности, форматов выгрузки отчетности, форматов обмена с органами казначейства) в связи с изменениями федерального законодательства.
Уменьшились расходы
Сократились трудозатраты
В результате реализации проекта построена ГИС УФЭД УР — государственная информационная система Удмуртской республики «Управление финансово-экономической деятельностью государственных органов Удмуртской республики, органов местного самоуправления в Удмуртской республике и подведомственных им учреждений». Ее внедрение позволило:
- Обеспечить ведение учета всех органов государственной власти и госучреждений республиканского подчинения в рамках единой учетной политики, с использованием унифицированных отчетных процедур, сроков, документов и регистров.
- Обеспечить ведение учета труда и расчета заработной платы в единой системе по единой методологии.
- Повысить качество и оперативность сбора и консолидации отчетности.
- Повысить оперативность получения информации для принятия управленческих решений руководителями органов государственной власти и правительством Удмуртской республики.
- Оптимизировать затраты за счет интеграции ГИС УФЭД УР с другими информационными системами (планирования, исполнения бюджета, бюджетной отчётности, отчётности во внебюджетные фонды, банков и других контрагентов и сервисов).
- Построить систему электронного документооборота с учреждениями по бухгалтерским и кадровым документам.
- По итогам реализации проекта прямая экономия бюджетных средств составляет 245 млн рублей в долгосрочной перспективе.
Сейчас в системе работают 2800 пользователей. Учет по 256 учреждениям ведут 435 бухгалтеров регионального центра учета и отчетности.
Экономический эффект от внедрения:
- сократились операционные и административные расходы — на 20%;
- сократились трудозатраты в различных подразделениях — на 28%;
- ускорилось получение управленческой отчетности — на 85%;
- ускорилось получение регламентированной отчетности — на 85%.