Компания «Корпорация 168» (Илийский мясоперерабатывающий комбинат) завершила социально значимый проект по автоматизации учёта скидочных талонов для социально незащищённых слоёв населения. Талоны в ходе проекта изменили свою сущность — будучи изначально распечаткой на бумаге с печатью, к концу проекта талоны стали электронными бонусами, хранимыми на электронной карте. Длинные очереди за талонами и недовольство пенсионеров этим теперь в прошлом — сейчас бонусы автоматически начисляются на электронные карты, и уже первого числа пенсионеры могут их использовать в торговых точках компании. Кроме того, количество возвратов товаров из торговых точек снизилось на 54%, количество перемещения товаров между торговыми точками снизилось на 81%, а объём продаж повысился на 23%.
«Корпорация 168» (Илийский мясоперерабатывающий комбинат) производит колбасную продукцию
с 1991 года. Производственные мощности позволяют выпускать до 100 тонн колбас, мясных деликатесов и различных полуфабрикатов в сутки. Компания имеет более 50 собственных торговых павильонов по городу Алматы и Алматинской области и развитую сеть партнёров. Совместно с Советами ветеранов города Алматы и Алматинской области компания ведёт социально ориентированный проект.
Цели проекта:
- поднять репутацию компании, решить вопрос с длинными очередями на получение скидочных талонов, которые вызывают сильное недовольство получателей социальной помощи;
- оптимизировать процесс распределения продукции по торговым точкам;
- получить аналитические данные, необходимые для понимания того, за счёт чего компания может увеличить количество клиентов, объём продаж и средний чек.
Задачи проекта:
- автоматизация процесса выдачи (начисления) скидочных талонов;
- автоматизация учёта использования скидочных талонов;
- автоматизация процесса розничных продаж, в том числе подключение торгового оборудования;
- формирование аналитической информации по использованию скидочных талонов в различных разрезах: место покупки, время покупки, состав покупки, ФИО покупателя и т. п.
На момент начала проекта процесс подготовки, выдачи и использования скидочных талонов осуществлялся следующим образом:
- компания заказывала у стороннего поставщика распечатку талонов;
- после поступления талонов на склад, сотрудники компании ставили на каждый талон печать;
- затем талоны передавались в региональные центры по работе с пенсионерами;
- региональные центры выдавали по определённому количеству талонов каждому пенсионеру;
- после получения талонов пенсионеры могли пойти в торговый павильон компании и воспользоваться талонами.
Данный процесс был очень долгим, более того, в региональных центрах постоянно возникали большие очереди на получение талонов, что приводило к недовольству пенсионеров-получателей социальной помощи. Это приводило к ухудшению репутации компании как среди населения, так и среди партнёров. Кроме того, пенсионеры передавали друг другу талоны, что не было предусмотрено программой социальной помощи.
Для решения поставленных задач выбраны программные продукты «1С:Управление торговым предприятием для Казахстана» и «1С:Розница для Казахстана», при этом «1С:Розница для Казахстана» дополнена подсистемой учёта скидочных талонов.
Архитектура решения выглядит следующим образом:
- центральный офис: «1С:Управление торговым предприятием для Казахстана», «1С:Розница для Казахстана» + подсистема учёта скидочных талонов;
- торговые точки: «1С:Розница для Казахстана» + подсистема учёта скидочных талонов.
Общая архитектура решения
Анализ хозяйственной деятельности, в том числе продаж по точкам, производится в системе «1С:Управление торговым предприятием для Казахстана». В центральном офисе происходит автоматический двухстороний обмен между конфигурациями «1С:Розница для Казахстана» и «1С:Управление торговым предприятием для Казахстана». Для возможности произведения данного обмена были произведены работа по разработке правил регистрации и обмена данными. Полностью автоматизирован сбор данных из программ «1С:Розница для Казахстана» в торговых точках в программу «1С:Розница для Казахстана» в центральном офисе.
В рамках проекта автоматизировано 255 рабочих мест:
- Центральный офис:
- «1С:Управление торговым предприятием для Казахстана» — до 60 пользователей;
- «1С:Розница для Казахстана» — до 5 пользователей.
- Торговые точки:
- «1С:Розница для Казахстана» — до 5 пользователей.
Главная особенность проекта заключается в его большой социальной значимости, поскольку социально незащищённые слои населения — это целевая группа потребителей продукции компании. Талоны в ходе проекта изменили свою сущность — будучи изначально распечаткой на бумаге с печатью, к концу проекта талоны стали электронными бонусами, хранимыми на электронной карте.
С технической стороны проекта можно выделить следующие моменты:
- Разработана уникальная подсистема «Учет скидочных талонов» (она была разработана для систем «1С:Управление торговым предприятием для Казахстана» и «1С:Розница для Казахстана»).
- Учёт в каждой торговой точке автоматизирован с подключением сканера штрих-кодов, кард-ридера, весов и фискального регистратора.
- Для системы «1С:Управление торговым предприятием для Казахстана» разработана подсистема для генерации номеров штрих-кодов с привязкой карты по нескольким параметрам, позволяющим точно определить место выдачи и период выдачи карты.
Автоматизирован процесс начисления скидочных талонов (бонусов) на электронные карты. Теперь пенсионеры заполняют анкету и получают электронную карту в региональных центрах по работе с пенсионерами. Достигнуты следующие социально-значимые результаты:
- очереди в региональных центрах по работе с пенсионерами прекратились, т. к. пенсионерам больше не нужно ежемесячно приходить туда за скидочными талонами;
- скидочные талоны (бонусы) начисляются на электронные карты получателей социальной помощи автоматически в начале каждого месяца;
- уже первого числа месяца пенсионеры могут использовать свои талоны (бонусы) в торговых точках компании;
Специалисты компании теперь могут анализировать имеющиеся сведения в различных разрезах, например, в разрезе ассортимента товаров, использования скидочных талонов (бонусов) или смены пенсионером торговой точки (что косвенно может свидетельствовать о качестве обслуживания в торговых точках). Проведение такого многоаспектного анализа позволило компании:
- снизить количество возвратов товаров из торговых точек в производственные цеха;
- формировать отгрузочные ведомости, исходя из сезонности и предпочтения клиентов;
- повысить продажи;
- снизить расходы, связанные с дополнительными перемещениями товаров между торговыми точками.
Удалось достичь следующих количественных результатов:
- количество возвратов товаров из торговых точек в производственные цеха снизилось на 54%;
- количество перемещения товаров между торговыми точками снизилось на 81%;
- затраты на траспортировку товаров (топливо, масла, покрышки и т. п.) снизились на 17%;
- объём продаж повысился на 23%.
Отношение пенсионеров к Илийскому мясоперерабатывающему комбинату изменилось в позитивную сторону:
- процесс получения электронной карты, на которую ежемесячно начисляются бонусы, не требует от пенсионеров больших затрат времени;
- сотрудники павильонов стали регулярно слышать от пенсионеров слова благодарности за то, что компания прислушивается к их мнению и учитывает их пожелания.
По словам пенсионеров, они очень довольны новыми скидочными талонами (бонусами) на электронных картах. Благодаря реализации данного проекта «сарафанное радио» стало распространять положительные отзывы о компании. Руководство компании отмечает рост продаж и количества клиентов.