||
Краткое описание

Урайский политехнический кол­ледж все­го за ме­сяц соз­дал сис­те­му дис­тан­ци­он­но­го обу­че­ния, по­зво­ля­ю­щую обу­чать весь кон­тин­гент уча­щих­ся. Си­с­те­ма по­с­тро­е­на на ос­но­ве про­дук­тов «1С:Элек­трон­ное обу­че­ние. Кор­по­ра­тив­ный уни­вер­си­тет» и «1С:Элек­трон­ное обу­че­ние. Веб-ка­би­нет пре­по­да­ва­те­ля и сту­ден­та». Про­грам­мы «1С:Элек­трон­ное обу­че­ние» ин­те­гри­ро­ва­ны с ра­бо­та­ю­щим в Урайском по­ли­тех­ни­чес­ком кол­ле­дже ре­ше­ни­ем «1С:Колледж ПРОФ». В си­с­те­ме ра­бо­та­ют все пре­по­да­ва­те­ли кол­ле­джа, ве­дёт­ся дис­тан­ци­он­ное обу­че­ние по всем пред­ме­там, обес­пе­чен не­пре­рыв­ный дос­туп к ма­те­ри­а­лам обу­че­ния для 772 поль­зо­ва­те­лей. В ито­ге у пре­по­да­ва­те­лей по­я­ви­лось больше вре­ме­ни для от­та­чи­ва­ния сво­е­го пе­да­го­ги­чес­ко­го мас­тер­ства, а у сту­ден­тов — воз­мож­ность по­лу­че­ния об­ра­зо­ва­ния не­за­ви­си­мо от фор­ма­та обу­че­ния.

Урайский политехнический колледж
Заказчик

Урайский поли­тех­ни­чес­кий кол­ледж — мно­го­у­ров­не­вое учреж­де­ние про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния, го­то­вит ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ра­бо­чих, слу­жа­щих и спе­ци­а­лис­тов сред­не­го зве­на. Кол­ледж ве­дёт обу­че­ние по до­пол­ни­тель­ным про­фес­си­о­наль­ным про­грам­мам — по­вы­ше­ния ква­ли­фи­ка­ции и про­фес­си­о­наль­ной пе­ре­под­го­тов­ки. В на­с­то­я­щее вре­мя в кол­ле­дже обу­ча­ются свы­ше 895 сту­ден­тов, еже­год­но по­вы­ша­ют ква­ли­фи­ка­цию и про­хо­дят пе­ре­под­го­тов­ку бо­лее 1500 слу­ша­те­лей кур­сов. В про­цес­се обу­че­ния сту­ден­ты про­хо­дят прак­ти­ку.

1
Цели и задачи

Цель проекта — создание единой многофункциональной платформы обеспечения образовательного процесса в дистанционном формате, позволяющей автоматизировать дистанционное предоставление и получение образовательных услуг.

Основные задачи проекта:

  • организовать качественное дистанционное обучение за счет внедрения комплекса программ «1С:Электронное обучение: Корпоративный университет» и «1С:Электронное обучение: Веб-кабинет преподавателя и студента»;
  • сократить количество задействованных в работе методистов, обеспечить самостоятельную работу каждого преподавателя в системе дистанционного обучения;
  • обеспечить создание дистанционных занятий из электронного журнала;
  • обеспечить синхронизацию оценок через создание возможности автоматически загружать результаты из «1С:Электронное обучение. Веб-кабинет преподавателя и студента» в занятия электронного журнала «1С:Колледж ПРОФ»;
  • разработать дополнительные отчеты — «Занятия для группы за период», «Анкета», «Активность пользователей», «Результаты выполнения заданий»;
  • обучить преподавательский состав практической работе с системами «1С: «1С:Электронное обучение. Корпоративный университет» и «1С: Электронное обучение. Веб-кабинет преподавателя и студента».

Одной из первоочередных задач стала мотивация учащихся, перевод студентов колледжа на работу в новой для них системе. Анализ учебной деятельности студентов в системе, построенной на основе комплекса программ «1С:Электронное обучение», показал, что количественный показатель выполнения заданий значительно увеличился.

Юлия Сколмолдинова, преподаватель Урайского политехнического колледжа
Нам нужна была именно единая многофункциональная платформа организации и обеспечения образовательного процесса, как для студентов, так и для преподавателей, с тем чтобы автоматизировать полностью весь процесс предоставления и получения образовательных услуг.
Юлия Сколмолдинова, руководитель проекта по внедрению УДО со стороны заказчика, преподаватель Урайского политехнического колледжа
2
Ситуация до старта проекта

Информатизация образования является одной из основных тенденций в области образования. При этом в Ханты-Мансийском автономном округе информационно-коммуникационные технологии рассматриваются как:

  • неотъемлемый компонент обучения;
  • эффективный механизм существенного повышения качества реализации задач развития образования.

Бюджетное учреждение «Урайский политехнический колледж» давно занималось вопросами внедрения современных информационных технологий. Однако пандемия коронавирусной инфекции явилась катализатором процесса перехода колледжа на дистанционное обучение. Ранее преподаватели размещали задания для студентов на общедоступных облачных хранилищах и использовали доступные программы и решения, однако такая система имела ряд фундаментальных недостатков. «Каждый преподаватель самостоятельно выбирал удобные для него средства общения с учениками и распространения заданий: Zoom, электронная почта, облачные хранилища, Skype», — поясняет Юлия Сколмолдинова, руководитель проекта по внедрению системы дистанционного обучения со стороны заказчика и преподаватель Урайского политехнического колледжа.

Так как не было единой системы удаленного дистанционного обучения, это приводило к разобщенности работы преподавателей и студентов. В связи с этим возникали сложности сбора информации, интеграции результатов обучения и получения результирующей статистики. Кроме того, преподаватели на освоение возможностей инструментов взаимодействия со студентами затрачивали значительную часть своего рабочего времени, которое могло быть потрачено на совершенствование преподавательского мастерства.

В программе развития колледжа прописаны этапы информатизации образовательного процесса. «Внедрение системы дистанционного обучения было запланировано, — отмечает Юлия Сколмолдинова, — но ситуация с массовым переходом образовательных организаций в режим дистанционного обучения стала основной внешней причиной начать проект именно сейчас».

Внутренней причиной, побудившей руководство Урайского политехнического колледжа начать проект не откладывая, стала насущная необходимость обеспечить доступность качественного непрерывного образования учащимся, независимо от режима обучения: очного или дистанционного. Потребовалось создать единую автоматизированную систему дистанционного обучения, которая позволила бы эффективно предоставлять образовательные услуги, следить за их качеством и оценивать их результаты. «Нам нужна была именно единая многофункциональная платформа по организации и обеспечению образовательного процесса, как для студентов, так и для преподавателей, — подчеркивает Юлия Сколмолдинова, — с тем чтобы автоматизировать полностью весь процесс предоставления и получения образовательных услуг».

3
Архитектура решения и масштаб проекта

Система дистанционного обучения построена на базе продуктов «1С:Электронное обучение. 1С:Корпоративный университет» и «1С:Электронное обучение. Веб-кабинет преподавателя и студента». При работе пользователей с программным продуктом «1С:Электронное обучение. Веб-кабинет преподавателя и студента» каждая онлайн-сессия создает собственный документ в системе «1С:Электронное обучение. Корпоративный университет».

Система интегрирована с программным продуктом «1С:Колледж ПРОФ», уже работавшим в компании:

  • из системы «1С:Колледж ПРОФ» в «1С:Электронное обучение. Корпоративный университет» выгружается учебная информация (студенты, дисциплины, группы и пр.);
  • из электронного журнала «1С:Колледж ПРОФ» в систему «1С:Электронное обучение. Корпоративный университет» выгружается информация, необходимая для активации дистанционного занятия (список студентов, преподаватель, период проведения, список тестов), тем самым обеспечена возможность запускать дистанционные занятия из электронного журнала системы «1С:Колледж ПРОФ»;
  • из системы «1С:Электронное обучение. Корпоративный университет» в «1С:Колледж ПРОФ» автоматически выгружаются оценки, полученные при прохождении курсов в дистанционных занятиях, и происходит автоматическое заполнение оценок в журнале.

Все три продукта работают взаимосвязанно и образуют единую систему дистанционного обучения Урайского политехнического колледжа. Кроме того, систему можно использовать не только в режиме дистанционного обучения, но и в очном формате — для работы с домашними заданиями. Обслуживает систему один методист по дистанционному обучению, его задачи: подключать к системе новых пользователей и обучать их.

Отметим, что разработанный механизм создания дистанционных занятий в электронном журнале «1С:Колледж ПРОФ», а также механизм автоматической выгрузки оценок являются универсальными и могут быть тиражированы в других проектах.

Юлия Сколмолдинова, преподаватель Урайского политехнического колледжа
В конечном итоге у нас, преподавателей, стало значительно больше времени для повышения педагогического мастерства, а у студентов появилась возможность получения образования независимо от формата обучения.
Юлия Сколмолдинова, руководитель проекта по внедрению УДО со стороны заказчика, преподаватель Урайского политехнического колледжа
4
Особенности и уникальность проекта

Важной особенностью работы над проектом стала территориальная разобщенность участников рабочей группы. Заказчик находится в городе Урай, исполнитель — в Санкт-Петербурге (разница во времени — 2 часа). В связи с этим были организованы удаленные коммуникации:

  • переписка и консультирование пользователей в чате Skype;
  • групповые консультации в Skype и рассылка всем участникам записей групповых консультаций.

«Специалисты компании „Русские Решения“ настроены на результат и готовы к взаимодействию в любое время, — отметила Юлия Скомолдинова. — Четко, уверенно решают любые рабочие вопросы, корректно и грамотно выстраивают отношения с клиентами. Оперативный и грамотный алгоритм работы позволил нашему колледжу всего за месяц получить быстрый и качественный результат — современную систему удаленного дистанционного обучения».

Также к особенностям проекта можно отнести дистанционное обучение преподавателей и студентов и тесную интеграцию с уже работавшим программным продуктом «1С:Колледж ПРОФ». Часть функционала была доработана в электронном журнале этой системы, что позволило прямо из него публиковать дистанционные занятия.

Фактором, тормозящим запуск системы, была адаптация программных продуктов «1С:Электронное обучение. Корпоративный университет» и «1С:Электронное обучение. Веб-кабинет преподавателя и студента» под потребности колледжа.

Основные доработки:

  • сокращен алгоритм создания и публикации материалов в «1С:Электронное обучение. Веб-кабинет преподавателя и студента»;
  • в системе «1С:Колледж ПРОФ» разработана форма «Проведение дистанционного занятия», которая предоставляла возможность выбора электронных курсов и тестов из базы корпоративного университета, а также назначать электронное обучение из электронного журнала;
  • разработана система автоматической выгрузки результатов электронного обучения, то есть оценки после проверки задания, из системы «1С:Электронное обучение. Веб-кабинет преподавателя и студента» в электронный журнал «1С:Колледж ПРОФ».
Эффективность проекта подтверждается высокой активностью участников образовательного процесса, что позволяет значительно повысить качество предоставляемых образовательных услуг.

Доработка программного продукта позволила свести к минимуму число задействованных методистов по обслуживанию работы системы дистанционного обучения. В результате изменений, внесенных в работу программы «1С:Электронное обучение. Корпоративный университет», все преподаватели получили возможность самостоятельно в ней работать: создавать электронные задания, назначать их студентам, проверять выполненные задания.

«Процесс внедрения системы электронного обучения сложный, — подчеркнула Юлия Скомолдинова. — Мы уходим от старых традиций, перестраиваемся. Все новое на начальном этапе пугает. Но адаптация системы под учебный процесс преподавателей и студентов, доработка ее для достижения максимальной эффективности при работе разных возрастных групп преподавателей, обучение преподавателей и создание для них подробных инструкций по работе в системе позволили все это преодолеть.

Особо хотелось бы отметить сжатые сроки, — подчеркнула Юлия Скомолдинова, — всего один месяц на реализацию проекта. Такой срок объясняется как внешними факторами — пандемией, так и внутренними — система должна была быть проверена, отлажена и сдана в промышленную эксплуатацию до начала учебного года. И мы в этот срок уложились».

5
Результаты проекта

За один месяц создана система дистанционного обучения в Урайском политехническом колледже, что позволило перевести всех учащихся колледжа на дистанционный формат обучения. Благодаря системе дистанционного обучения колледж получил следующие возможности.

  1. Непрерывный доступ к материалам обучения для 772 пользователей. Преподавателям и студентам стала доступна площадка дистанционного обучения, позволяющая изучать учебные материалы, проходить тесты и выполнять контрольные работы.
  2. Ежедневное проведение около 100 дистанционных занятий. За счет интеграции с электронным журналом системы «1С:Колледж ПРОФ» преподаватели получили возможность легко и быстро публиковать на сайте дистанционные уроки.
  3. Студенты в сумме отвечают на 2500 тестовых вопросов ежедневно. Система позволила перевести в дистанционный формат весь учебный процесс, тем самым студенты вместо ответов у доски проходят небольшие онлайн-тесты по материалам лекций.
  4. Ежедневно пользователями создается и проводится около ста документов и около 2500 документов проводится автоматически.

Также для преподавателей и студентов создана единая среда общения, где они могут задавать друг другу вопросы и делиться мнениями. Проект позволил сократить количество задействованных в работе методистов колледжа. Теперь уже каждый преподаватель работает в системе самостоятельно. Возможности системы дистанционного обучения позволяют работать ему как в сложной форме, создавая разные типы тестов, так и в упрощенной. Самые опытные преподаватели освоили работу в системе «1С:Электронное обучение. Корпоративный университет», что позволило им создавать учебные материалы во встроенном редакторе курсов и тестов.

«Проект внедрения программных продуктов „1С:Электронное обучение: Веб-кабинет преподавателя и студента“ в Урайском политехническом колледже успешен, — отмечает Юлия Скомолдинова. — На данный момент в программе работает весь преподавательский состав колледжа и ведется дистанционное обучение по всем предметам». Был проведен опрос преподавателей и студентов в дистанционном формате. Анализируя полученные результаты, можно заключить, что количественный показатель выполнения заданий значительно увеличился. «В конечном итоге у нас, преподавателей, стало значительно больше времени для повышения педагогического мастерства, — подвела итог Юлия Скомолдинова, — а у студентов появилась возможность получения образования независимо от формата обучения».

В заключение Юлия Скомолдинова отметила: «Эффективность проекта подтверждается высокой активностью участников образовательного процесса, что позволяет значительно повысить качество предоставляемых образовательных услуг. В будущем планируется развивать на базе «1С:Электронное обучение. Веб-кабинет преподавателя и студента» воспитательную работу. А именно, реализовать в системе:

  • ведение рейтинга студентов;
  • работу психолога, куратора, социального педагога.

Все это позволит сократить время на анализ и сбор информации по работе колледжа. «Считаю, что совершенству нет предела, — подчеркивает Юлия Скомолдинова. — И в ходе дальнейшего развития система станет еще более мощным инструментом для работников образования, что позволит достигнуть положительных результатов всеми участниками образовательного процесса. Анализируя проект в рамках достижения целей и задач — это стопроцентный успех».

Версия для печати
Вход для
партнеров
РАБОЧИХ МЕСТ
25
Русские Решения
Функциональная область
Электронное обучение
Продукты
1С:Электронное обучение. Корпоративный университет
1С:Электронное обучение. Веб-кабинет преподавателя и студента
Апрель 2020 —
Уральский федеральный округ РФ
Эксперты фирмы «1С» и партнеров будут рады дать вам консультацию.
Задать вопрос по кейсу

БАЗЫ ЗНАНИЙ "ПРОФКЕЙС"

Публикации,
связанные
с проектом
Новости
26 сентября 2024
Вышла новая редакция 3.1 «1С:УНФ+PM Управление проектной фирмой»

Пользователи новой редакции получат расширенные функциональные возможности, в частности, смогут работать с многомерными проектами, табличными ресурсными планами и проектными бюджетами.

25 сентября 2024
1С:Психодиагностика образовательного учреждения КОРП. Электронная поставка – выпуск нового продукта

Решение для создания единой региональной (муниципальной) системы организации психологических служб в организациях дошкольного, общего, начального и среднего профессионального образования. Решение адаптировано для развертывания системы в облачном сервисе «1C:Fresh».