В холдинге «Аэропорты регионов» разработали единую информационную систему оперативного учета аэропортовых услуг на базе решения «1С:ERP. Управление холдингом». В качестве тестовой площадки для внедрения выбран аэропорт «Кольцово» (г. Екатеринбург), который является головным аэропортом холдинга. В результате реализации проекта сформирована единая информационная система учета аэропортовых услуг, ядром которой стал разработанный модуль «1С:Автоматизированая система расчетов». Модуль позволил наладить упорядоченный ввод из разрозненных программ учета на производственных участках (FLTT, AsNextGS, АСТОР) для дальнейшей передачи в учетную систему на базе «1С:Управление производственным предприятием». Обработка заказов (борт/рейс) стала проходить быстрее на 30%.
«Аэропорты Регионов» — ведущий аэропортовый холдинг Российской Федерации. Объединяет пять международных аэропортов: Кольцово, Курумоч, Стригино, Платов, Гагарин. Управляющая компания реализует проекты модернизации аэропортов Петропавловска-Камчатского и Нового Уренгоя. По данным 2019 года, услугами аэропортов холдинга воспользовались 15,5 млн пассажиров. Аэропорт «Кольцово» (г. Екатеринбург) является головным аэропортом холдинга, он был выбран в качестве тестовой площадки для внедрения.
Цель проекта : создать единую информационную систему оперативного учета аэропортовых услуг.
Задачи проекта:
- организовать учет услуг, оказываемых каждому рейсу;
- настроить надежный и нетрудозатратный процесс интеграции с учетными системами заказчика;
- ускорить получение информации об оказании услуги с расшифровкой до первичных документов;
- повысить точность расчетов услуг каждому рейсу.
Аэропорт «Кольцово» (г. Екатеринбург) является головным аэропортом холдинга, который был выбран в качестве тестовой площадки для внедрения новых инструментов оперативного учета.
Стоимость аэропортовых услуг по каждому рейсу рассчитывается отдельно и включает ряд услуг, предоставляемых разными структурными подразделениями: подача трапа, заправка жидкостей, грузовое обслуживание, кейтеринг, аренда помещений и т.д.
На законодательном уровне все расчеты регламентируются документами:
- Приказ Минтранса РФ от 17 июля 2012 г. N 241 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации».
- Приказ Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 15 мая 2000 г. N 125 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов в воздушном пространстве и аэропортах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
Автоматизация отдельных производственных участков аэропортовых услуг (грузовой терминал, кейтеринг, службу спец.транспорта и др.) представлена тремя информационными системами:
- Учет процессов диспетчеризации аэропорта «Кольцово» ведется с использованием FLTT (AODB). Центральная производственная база данных FLTT (AODB) является собственной разработкой заказчика. Помимо блока диспетчеризации, программный продут включает модули с сезонным и суточным расписанием, систему управления стоянками воздушных судов (далее ВС), биллинг и другие. Также информация из централизованной базы автоматически передается в систему информирования пассажиров и online-табло.
- Информационная система сторонней разработки фиксирует данные по товарам и услугам кейтеринга, с учетом рационов и классов обслуживания.
- Учет данных по количеству и категориям грузоперевозок фиксируется в ИС «AsNextGS».
- Основная система учета — «1С:Управление производственным предприятием». Ранее для формирования документов реализации данные сводились из трех учетных систем через отдельный программный модуль. Этот модуль не отвечал новым требованиям заказчика, т.к. для поддержания необходимой пропускной способности аэропорта нужна была четко отлаженная система планирования работы аэропортовых служб и их ресурсов.
Требовалось создание единой системы, охватывающей службы производственно-диспетчерского обслуживания и сопровождения полетов, технического и наземного обслуживаний: службы организации перевозок, грузового терминала, а также VIP-залов и медпункта. Новая информационная система должна была сократить время обработки сводной информации и вероятность возникновения ошибок при учете рейсов и оказанных услуг.
Единая информационная система оперативного учета аэропортовых услуг (АСР) построена на базе решения «1С:ERP. Управление холдингом».
Внедренная система «АСР» позволила реализовать важный функционал.
В разработанную систему «АСР» обеспечена выгрузка данных из трех производственных систем.
- Из FLTT (eчет процессов диспетчеризации аэропорта «Кольцово») поступают данные о:
-
- авиакомпаниях;
- аэропортах;
- типах ВС;
- бортовых номерах;
- государствах;
- городах;
- оказанных услугах и проданных товарах;
- суточном плане полетов;
- технологических процессах и коммерческой загрузке.
- Из информационной системы сторонней разработки в «1С» передаются данные по товарам и услугам кейтеринга в разрезе рационов и классов обслуживания.
- Из системы «AsNextGS» (система управления грузовыми перевозками) — передаются данные по количеству и категориям грузов.
Система «АСР» (на базе «1С:ERP. УХ») передает в основную систему учета «1С:Управление производственным предприятием» сводную информацию с реестром оказанных услуг по каждому рейсу для формирования документов реализации.
На первом этапе проекта было проведено детальное обследование технических и бизнес-процессов, подлежащих автоматизации:
- ведение нормативно-справочной информации;
- формирование реестра оказанных услуг по обслуживанию воздушных судов;
- расчет стоимости услуг;
- свод реестра для передачи в основную систему учета «1С:Управление производственным предприятием»;
- формирование документов для авиакомпаний.
Для реализации необходимого функционала разработчики «ГЭНДАЛЬФ» создали специализированную подсистему «АСР» («Автоматизированная система расчетов») — программный модуль на базе «1С:ERP. Управление холдингом».
Конфигурация «1С:ERP. Управление холдингом» была определена заказчиком с расчетом на дальнейшее развитие системы в части продаж и закупок. Это решение является шагом в сторону регламентированного управленческого учета.
Дополнительный модуль «АСР» разработан с чистого листа. Каркасом для него стала «1С:Библиотека стандартных подсистем» (1С:БСП), на которую накладывался функционал по расчетам, согласованный в техническом задании. «АСР» забирает технические процессы из информационных систем производственных участков и конвертирует в услуги.
Помимо выполнения функции агрегатора данных для трех производственных систем, подсистема «АСР» производит сложные многоуровневые расчеты с включением большого количества условий:
- персональные скидки для рейсов или авиакомпаний;
- сезонность;
- вид рейса / класс борта;
- персональные условия обслуживания и т.д.
- Например, обслуживание гос.авиации (правительственные рейсы, МЧС и т.д.) осуществляется в соответствии с отдельными регламентами. Оплата за оказанные аэропортовые услуги производится постфактум на основании отчетов, которые формируются за продолжительный период времени.
Ценовая часть формируется путем сложных расчетов с использованием прейскурантов, настроек отборов, применением скидок. Клиенту выставляется акт об оказанных услугах с расшифровкой по количеству и стоимости оказанных услуг на основании всех оперативных документов учета.
Процессы обработки информации и проведения расчетов внутри подсистемы выстраиваются с обязательным соблюдением требований нормативно-правовой базы проекта (Приказ Минтранса РФ от 17 июля 2012 г. N 241 и Приказ Федеральной службы воздушного транспорта РФ от 15 мая 2000 г. N 125).
Схема расчета стоимости услуг
Сергей Нестеров, функциональный архитектор, «ГЭНДАЛЬФ»:
«Модуль „АСР“ абстрагированно живет в любой современной конфигурации, выполняя функцию интегратора — откуда и как забрать технические процессы и конвертировать в услуги. Для заказчика удобство разработки заключается в возможности тиражирования.
Потенциально модуль может быть масштабирован. При незначительных доработках для входящих данных могут быть подключены не толбко программные продукты, использованные в проекте, но и иные. Функционал сращивания технических процессов в услуги остается неизменным.»
- Разработано автоматизированное рабочее место для сотрудников группы сбора по расчету стоимости обслуживания рейсов.
- Увеличена скорость формирования расчетов услуг для рейсов. Ранее итоговые расчеты формировали с задержкой в сутки, после внедрения — в день оказания услуг.
- Обработка заказов (борт/рейс) стала проходить быстрее на 30%.
- Налажен упорядоченный ввод информации в «АСР» из разрозненных программ учета на производственных участках для дальнейшей передачи в учетную систему.
- Увеличился контроль сверки данных по количественным и суммовым расчетам оперативной деятельности. Повысилась точность консолидированных данных.
- В результате проекта достигнуты качественные изменения во взаимодействии между сотрудниками различных отделов, ответственных за:
- контроль и анализ исполнительской дисциплины;
- формирование отчетности по группе сборов;
- детализацию информации о предоставляемых скидках.
Система «АСР» обладает масштабируемостью и возможностью подстройки под требования заказчика. Аэропорт «Кольцово» является крупнейшим объектом холдинга «Аэропорты Регионов», и был выбран в качестве площадки для реализации проекта именно по этой причине.
Новая система, внедренная на базе головного аэропорта, может быть эффективно тиражирована на остальные объекты. На данный момент заказчик использует только разработанный модуль «АСР». В перспективе запланирован переход на систему учета «1С:ERP. Управление холдингом».
Сергеев Павел, руководитель направления развития финансового и кадрового ПО Департамент развития ИТ ПАО «Аэропорт Кольцово»
Модуль «АСР» позволил сократить время обработки и передачи данных из структурных подразделений, соответственно ускорить формирование и передачу итоговых счетов для авиакомпаний. В качестве базы для разработки и внедрения был использован аэропорт «Кольцово», но на данный момент обновленный программный комплекс запущен еще в трех аэропортах, входящих в холдинг"Аэпропорты Регионов". Отдельно хотелось бы отметить короткие сроки реализации проекта. С момента проектирования до момента производственной эксплуатации прошло менее 7 месяцев. Благодарим всех сотрудников, принимавших участие в проекте, а также интегратора за профессионализм и 100% соблюдение регламентов.