На Барнаульском патронном заводе построили информационную систему на базе «1С:ERP Управление предприятием 2». Основная особенность проекта — ораниченные сроки реализации: 6 месяцев от начала проектных работ до ввода информационной системы в промышленную эксплуатацию. В результате внедрения проведена ревизия и актуализация нормативно-справочной информации. Автоматизированы регламентированный бухгалтерский и налоговый учет, а также раздельный учет в рамках исполнения ГОЗ. Уменьшено количество ручных операций и бумажных документов, исключен двойной ввод данных. Повышена точность планирования при выполнении заказов.
АО «Барнаульский патронный завод» является основным предприятием холдинговой компании «Барнаульский станкостроительный завод» и специализируется на выпуске cпортивно-охотничьих и боевых патронов, мишенных установок и прочей сопутствующей продукции. Продукция АО «БПЗ» представлена на рынке торговыми марками «Barnaul» и «Кентавр», включает более 250 ассортиментных позиций.
Цели проекта:
- Автоматизировать регламентированный бухгалтерский и налоговый учет в соответствии с действующим законодательством и упростить процесс формирования регламентированной отчетности.
- Предоставить возможность получения оперативных и достоверных данных, необходимых для эффективного управления предприятием, планирования деятельности и принятия управленческих решений.
- Усилить контроль за движением ТМЦ в производстве.
- Реализовать раздельный учет в рамках исполнения контрактов ГОЗ, в соответствии с действующим законодательством, автоматизировать подготовку отчетности об исполнении ГОЗ.
Задачи проекта:
- Приступить к опытной эксплуатации с начала 2023 года, выполнив адаптацию (доработку) типового программного продукта по требованиям, сформированным в ходе моделирования.
- Обучить ключевых пользователей работе в информационной системе.
- Нормализовать и перенести нормативно-справочную информацию (НСИ) из «1С:Управление производственным предприятием» в «1С:ERP Управление предприятием 2».
- Ввести начальные остатки на начало 2023 года.
Основной предпосылкой к внедрению новой информационной системы стало отсутствие в «1С:Управление производственным предприятием» поддержки вступивших в силу изменений в правилах ведения регламентированного бухгалтерского учета (ПБУ).
Другой весомой причиной для перехода на новую информационную систему стала невозможность ведения раздельного учета при исполнении гособоронзаказов (ГОЗ) в типовом программном продукте «1С:Управление производственным предприятием» Разработка указанного функционала в «1С:Управление производственным предприятием» требовала значительных трудозатрат.
Дальнейшая эксплуатация «1С:Управление производственным предприятием» требовала разработки нового функционала, либо увеличения трудоемкости учета. Ввиду указанных причин, а также из-за анонсированного фирмой «1С» прекращения поддержки «1С:Управление производственным предприятием», компания заблаговременно приняла решение о внедрении новой информационной системы.
В качестве программного продукта для автоматизации предприятия выбрана «1С:ERP Управление предприятием 2» по следующим причинам:
- Высокая степень унификации с используемым программным продуктом «1С:Управление производственным предприятием». Использование платформы «1С:Предприятие 8» позволяет существенно упростить перенос данных между программными продуктами, сократить затраты на администрирование и обслуживание.
- Низкая стоимость приобретения, внедрения и сопровождения, по сравнению аналогами.
- Наличие большого количества специалистов, обладающих компетенциями в области сопровождения, обслуживания, ведения учета, по сравнению с аналогами.
- Преемственность, схожесть интерфейсов и методологии ведения учета в программных продуктах на платформе «1С:Предприятие 8» позволяет снизить затраты на обучение пользователей, сократить время адаптации к новой информационной системе.
- Широкий функционал в части производственного учета и планирования.
- Поддержка в «1С:ERP Управление предприятием 2» действующих нормативных актов, регламентирующих ведение бухгалтерского и налогового учета.
- Возможность ведения в «1С:ERP Управление предприятием 2» раздельного учета в рамках исполнения контрактов ГОЗ и автоматического формирования соответствующих отчетов.
Информационная система построена на базе программного продукта «1С:ERP Управление предприятием 2».
Автоматизированы функции:
- Бухгалтерский и налоговый учет, регламентированная отчетность.
- Бюджетирование, финансовое планирование.
- Финансовый анализ.
- Управление денежными средствами (казначейство).
- Управление продажами, логистикой и транспортом.
- Закупки (снабжение) и управление отношениями с поставщиками.
Одним из приоритетов проекта являлась минимизация доработки типового программного продукта «1С:ERP. Управление предприятием 2». По этой причине к доработке принимались только наиболее критичные требования к модификации типового функционала. Были доработан следующий функционал:
- Продажи (сбыт), маркетинг:
- учет сертификатов по готовой продукции;
- учет договоров, их автоматической пролонгацией.
- специализированные печатных форм для отгрузочных документов.
- функционал, реализующего «бюджетный» (прогнозный) курс пересчета стоимости продукции в Заказах клиентов, при использовании валюты, отличной от рубля.
- Закупки (снабжение) и управление отношениями с поставщиками:
- механизм распределения ТЗР по направлениям выбытия ТМЦ с учетом коэффициента (рассчитывается по формуле).
- механизма заполнения документа «Приемка товаров на хранение».
- Склад и доставка:
- функционал согласования для заказов на перемещение.
- Казначейство:
- фиксация заявок на поступление ДС, с отражением их в «Платежном календаре», включая ожидаемые поступления от клиентов.
- групповое назначение исполнителя в табличной части документа "Сменное задание«№
- установка ограничения по количеству продукции, обрабатываемой в рамках производственной операции.
- сопоставление объема выпуска продукции по данным операций и объема, запланированного документом «Этап производства».
На начало проекта по внедрению «1С:ERP Управление предприятием 2» для ведения кадрового учета и расчета зарплаты на предприятии уже использовался программный продукт «1С:Зарплата и управление персоналом 8». Между «1С:ERP Управление предприятием 2» и «1С:Зарплата и управление персоналом 8» настроен обмен данными (см. схему).
Данная архитектура подразумевает:
- Расчет зарплаты производится на основании документа «Выработка сотрудников», оформляемого в «1С:ERP Управление предприятием 2».
- Для отражения в финансовом учете данных по расходам на оплату труда, в «1С:ERP Управление предприятием 2» формируется документ «Отражение зарплаты в финансовом учете» на основании документа «Отражение зарплаты в бухучете», созданного расчетчиком в «1С:Зарплата и управление персоналом 8».
- В «1С:ERP Управление предприятием 2» создаются заявки на расходование денежных средств на основании ведомостей на выплаты, сформированных в «1С:Зарплата и управление персоналом 8».
Основными особенностями проекта по внедрению новой информационной системы на базе «1С:ERP Управление предприятием 2» на предприятии АО «Барнаульский патронный завод» являлись:
- Ограниченные сроки реализации: 6 месяцев от начала проектных работ до ввода информационной системы в промышленную эксплуатацию.
- Большое количество контуров учета (10), широкий спектр бизнес-процессов, характерных для производственных предприятий такого масштаба.
- Необходимость реализации раздельного учёта в рамках исполнения ГОЗ.
- Проект был выполнен по технологии, предусматривающей анализ бизнес-процессов предприятия в ходе моделирования по каждому из контуров учета, что позволило сократить затраты на проведение предпроектного обследования.
- По каждому контуру учета была проведена тестовая эксплуатация на условно-реальных данных для обучения пользователей типовому функционалу информационной системы.
- Объем доработок типового программного продукта в ходе внедрения оказался минимальным, за счет готовности компании корректировать бизнес-процессы, с целью их приведения к логике работы программного продукта.
- Вовлеченность руководства предприятия в процесс управления проектом, готовность к коммуникации и принятию ответственности.
В результате внедрения информационной системы на базе программного продукта «1С:ERP. Управление предприятием 2» были достигнуты следующие результаты:
- Проведена ревизия и актуализация нормативно-справочной информации.
- Автоматизирован регламентированный бухгалтерский и налоговый учт, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
- Автоматизирован раздельный учет в рамках исполнения ГОЗ и процесс формирования отчётности об исполнении ГОЗ.
- Уменьшено количество ручных операций и бумажных документов, исключен двойной ввод данных.
- Повышена точность планирования при выполнении заказов.
- Реализован процесс подготовки производства, формирования графика и этапов производства, обеспечения производства материалами.
- Улучшен контроль за движением ТМЦ в производстве, выявлены неликвиды.
- Повышена детализация при расчете себестоимости продукции.
- Существенно расширены возможности получения данных для анализа, контроля и принятия управленческих решений.
- Внедрена единая информационная система управления ресурсами предприятия.
Количественные результаты:
- Промоделировано свыше 80 бизнес-процессов по десяти блокам учета.
- Настроено более 40 отчетов и 60 справочников.
Эффективность от внедрения будет оценена по истечении года от даты начала промышленной эксплуатации информационной системы.
Планы развития информационной системы предприятия:
- Внедрение пооперационного учета в производстве.
- Запуск подсистемы «Бюджетирование» в «1С:ERP. Управление предприятием 2».