||
Краткое описание

В «Согаз-Мед» внедрили подсистему учета финансовых инструментов, договоров аренды и резервов под обесценивание финансовых активов на базе решения «1С:Бухгалтерия страховой компании КОРП». Внедрение позволило ускорить получение управленческой и регламентированной отчетности на 20% и 25% соответственно. Снизилось количество учетных и счетных ошибок, связанных со сложными процедурами расчета и учета.

АО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед»
Заказчик

Страховая компания «СОГАЗ-Мед» — крупнейшая страховая медицинская компания, специализирующаяся на осуществлении обязательного медицинского страхования. Компания создана в 1998 году по решению совета директоров ПАО «Газпром».

1
Цели и задачи

Цель проекта — минимизировать количество ошибок и сократить затраты на подготовку регламентированной отчетности за счет автоматизации процессов бухгалтерского учета, финансовых инструментов и договоров аренды.

Задача проекта — внедрить подсистему учета финансовых инструментов, договоров аренды и резервов под обесценивание финансовых активов а базе решения «1С:Бухгалтерия страховой компании КОРП».

2
Ситуация до старта проекта

Причиной инициации проекта стало изменение и усложнение требований законодательства к отражению в бухгалтерском учете операций с финансовыми инструментами и договорами аренды.

Информационная система АО «СОГАЗ-МЕД», предназначенная для автоматизации учетных задач и разработанная на базе «1С:Бухгалтерия страховой компании КОРП», постоянно находится в развитии, чтобы соответствовать растущим требованиям компании и изменениям законодательства. Реорганизация и расширение компании, обязательность применения в бухгалтерском учете требований стандартов МСФО (IFRS 9) «Финансовые инструменты» и МСФО (IFRS) 16 «Аренда» потребовали расширения существующего функционала информационной системы и создания новых подсистем.

Кроме того, до старта проекта временные затраты на подготовку регламентированной отчетности в компании были высокими.

3
Архитектура решения и масштаб проекта

Подсистема учета финансовых инструментов, договоров аренды и резервов под обесценивание финансовых активов построена на базе «1С:Бухгалтерия страховой компании». Автоматизированы следующие функции:

  1. Учет финансовых инструментов.
  2. Учет договоров аренды.
  3. Учет резервов под обесценивание финансовых активов.

В ходе проекта были автоматизированы следующие функции:

  • учет финансовых инструментов в соответствии с требованиями Положения Банка РФ № 493-П и МСФО (IFRS) 9;
  • учет договоров аренды в соответствии с требованиями Положения Банка РФ № 635-П и МСФО (IFRS) 16;
  • учет резервов под обесценение финансовых активов в соответствии с требованиями МСФО (IFRS) 9.

В рамках процесса по учету финансовых инструментов автоматизированы следующие функции:

  1. Классификация финансовых инструментов по моделям оценки:
  • по амортизированной стоимости;
  • по справедливой стоимости через отражение в прочем совокупном доходе;
  • по справедливой стоимости через отражение через прибыль или убыток.
  1. Сегментация финансовых инструментов на группы со схожими характеристиками отражения в бухгалтерском учете (финансовый продукт):
  • денежные средства на расчетных счетах;
  • минимальные неснижаемые остатки;
  • депозиты;
  • займы выданные;
  • дебиторская задолженность по ОМС;
  • дебиторская задолженность по ДМС;
  • прочая дебиторская задолженность.
  1. Формирование графика денежных потоков по договору/финансовому инструменту.
  2. Расчет амортизированной стоимости финансового инструмента с применением метода. эффективной ставки процента (ЭСП) и распределением процентного дохода или процентного расхода на период.
  3. Перерасчет ЭСП, суммы основного долга и процентного расхода/дохода при изменении ставки дисконтирования.
  4. Отражение в регламентированном учете операций первоначального признания финансового актива.
  5. Отражение в регламентированном учете операций начисления и получения процентных доходов по финансовым активам.
  6. Расчет и учет разницы между справедливой стоимостью финансового актива и суммой по договору при первоначальном признании.
  7. Расчет и учет корректировок процентных доходов после первоначального признания.
  8. Отражение в регламентированном учете операций погашения обязательств по финансовым активам.
4
Особенности и уникальность проекта

Особенностью проекта стало то, что ходе его реализации были решены методологические и технические задачи сразу для трёх подсистем: учет финансовых инструментов, учет договоров аренды, учет резервов под обесценивание финансовых инструментов.

В процессе реализации подсистемы учета финансовых инструментов:

  1. Обеспечены условия для классификации финансовых инструментов по моделям оценки.
  2. Обеспечены условия для сегментации финансовых инструментов на группы со схожими характеристиками отражения в учете.
  3. Реализован механизм формирования и изменения графика денежных потоков по договору/финансовому инструменту.
  4. Реализован механизм расчета амортизированной стоимости финансового инструмента с применением метода эффективной ставки процента (ЭСП).
  5. Реализован механизм отражения в регламентированном учете операций первоначального признания финансового актива.
  6. Реализован механизм отражения в регламентированном учете операций начисления процентных доходов на основании графика денежных потоков.
  7. Реализован механизм расчета и отражения в регламентированном учете разницы между справедливой стоимостью финансового актива и суммой по договору при первоначальном признании.
  8. Реализован механизм расчета и отражения в регламентированном учете корректировок процентных доходов после первоначального признания.
  9. Реализован механизм расчета и отражения в учете операций погашения обязательств по финансовым активам.

В процессе реализации подсистемы учета договоров аренды:

  1. Обеспечены условия для реклассификации действующих договоров и классификации новых договоров аренды при первоначальной регистрации.
  2. Реализован механизм формирования и изменения графика денежных потоков и расчета приведенной стоимости арендного обязательства и процентных расходов за период аренды.
  3. Реализован механизм распределения платежей по договору аренды по видам платежей для целей учета и бухгалтерской финансовой отчетности.
  4. Реализован механизм первоначального признания активов в форме пользования и обязательств для долгосрочных договоров аренды.
  5. Реализован механизм отражения в стоимости актива в форме и права пользования прямых первоначальных расходов (авансы, услуги, ТМЦ).
  6. Реализован механизм начисления процентных расходов на основании графика денежных потоков.
  7. Адаптирован механизм начисления расходов по амортизации основных средств для активов в форме права пользования.
  8. Реализован механизм отражения кредиторской задолженности по арендным платежам в бухгалтерском учете и расходов в налоговом учете.
  9. Реализован механизм контроля исполнения обязательств по арендным платежам.
  10. Реализован механизм переоценки стоимости обязательства и модификации стоимости актива в форме права пользования при изменении договора аренды.
  11. Реализован механизм прекращения обязательства, списания или реклассификации актива в форме права пользования при выбытии договора аренды.

В процессе реализации подсистемы учета резервов под обесценение финансовых активов:

  1. Обеспечены условия для сегментации финансовых активов по моделям расчета ожидаемых кредитных убытков.
  2. Реализован механизм распределения задолженности по срокам погашения финансового актива.
  3. Реализован механизм определения стадии кредитного риска для финансового актива при первоначальном признании.
  4. Реализован механизм определения существенности изменения кредитного риска и стадии кредитного риска на отчетную дату в зависимости от выбранной модели расчета ожидаемых кредитных убытков.
  5. Реализован механизм расчета резервов под обесценение финансовых активов по моделям расчета ожидаемых кредитных убытков.
  6. Реализован механизм отражения в регламентированном учете операций начисления/списания резерва под обесценение в разрезе групп кредитного риска.
5
Результаты проекта

Сократились трудозатраты в подразделениях компании

10%

Снизились операционные и административные расходы

15%

В ходе проекта выполнены следующие виды работ:

  1. Работы по методическому обеспечению специфических особенностей учета и управления в системе автоматизации и формированию требований к автоматизации:
  • адаптация методики учета финансовых инструментов;
  • разработка методики учета долгосрочных договоров аренды;
  • адаптация методики расчета резервов под обесценение.
  1. Техническая реализация специфических особенностей учета и управления в системе автоматизации:
  • создание подсистемы учета финансовых инструментов;
  • создание подсистемы учета долгосрочных договоров аренды;
  • создание подсистемы учета резервов под обесценение;
  • создание интерфейсов и наборов прав пользователей.
  1. Разработка инструкций для пользователей
  • учет финансовых инструментов;
  • учета долгосрочных договоров аренды;
  • учет резервов под обесценение.
  1. Обучение ключевых пользователей.
  2. Сопровождение ключевых пользователей на этапах внедрения подсистем в продуктивную эксплуатацию.

Реализация проекта позволила:

  • обеспечить соответствие функционала информационной системы требованиям законодательства и специфики компании;
  • существенно снизить затраты на отражение в бухгалтерском учете операций по учету финансовых инструментов, договоров аренды, расчету и учету резервов под обесценение за счет автоматизации учетных процессов и функций;
  • минимизировать количество учетных и счетных ошибок, связанных со сложными процедурами расчета и учета;
  • ускорить формирование бухгалтерской финансовой отчетности и повысить ее достоверность.

Показатели экономической эффективности:

  • 15% — сокращение операционных и административных расходов;
  • 10% — сокращение трудозатрат в подразделениях;
  • 25% — ускорение получения регламентированной отчетности;
  • 20% — ускорение получения управленческой отчетности.
Версия для печати
Вход для
партнеров
РАБОЧИХ МЕСТ
40
АКСИОМА-СОФТ
Функциональная область
Бухгалтерский и налоговый учёт
Продукты
1С:Бухгалтерия страховой компании
Платформа
1С:Предприятие 8 КОРП
Октябрь 2018 —
Центральный федеральный округ РФ
Эксперты фирмы «1С» и партнеров будут рады дать вам консультацию.
Задать вопрос по кейсу

БАЗЫ ЗНАНИЙ "ПРОФКЕЙС"

Новости
26 сентября 2024
Вышла новая редакция 3.1 «1С:УНФ+PM Управление проектной фирмой»

Пользователи новой редакции получат расширенные функциональные возможности, в частности, смогут работать с многомерными проектами, табличными ресурсными планами и проектными бюджетами.

25 сентября 2024
1С:Психодиагностика образовательного учреждения КОРП. Электронная поставка – выпуск нового продукта

Решение для создания единой региональной (муниципальной) системы организации психологических служб в организациях дошкольного, общего, начального и среднего профессионального образования. Решение адаптировано для развертывания системы в облачном сервисе «1C:Fresh».