МИНСКОБЛГАЗ построил единую информационную систему с помощью «1С:ERP Управление предприятием 2 для Беларуси». В результате удалось упорядочить работу всех подразделений предприятия, информация вводится в систему единожды, в месте ее появления, в режиме реального времени. Внедрение повысило общую удовлетворенность потребителей уровнем оказания услуг. Формирование стоимости газа для конкретного потребителя, а также учет задолженности 1 млн потребителей ведется в автоматизированном режиме.
УП «МИНСКОБЛГАЗ» — сложное, разветвленное и технически оснащенное газовое хозяйство с большим коллективом, располагающее развитой материально-технической и инженерной инфраструктурой, высококвалифицированным персоналом. В состав входят 26 филиалов. Количество сотрудников — около 3000 человек.
Цель проекта: построить единую информационную систему, которая позволит решить следующие задачи:
- хранить все первичные данные;
- создать модуль расчета потребителей газа;
- выполнять быстрый анализ ситуации на предприятии в целом и отображала результаты анализа в удобной для пользователей системы форме.
Ранее на предприятии отсутствовала единая информационная система управления. Руководство не получало оперативную и достоверную информацию о ситуации на предприятии, особенно в части расчета с потребителями за газ. Поэтому было принято решение о внедрении такой системы, которая помогла бы повысить эффективность работы компании и способствовала получению оперативной информации для анализа текущего состояния и принятия обоснованных управленческих решений.
Единая информационная система построена на базе решения «1С:ERP Управление предприятием 2 для Беларуси».
Масштаб проекта:
- общее количество пользователей системы — около 1550 человек;
- количество одновременно работающих пользователей — 1550 человек.
Автоматизированная система содержит информацию о более чем 500 тыс. физических лиц, потребителей газа. Система ведет учет расхода, формирования стоимости и оплаты за природный газ пользователями — физическими лицами.
Система контролирует сроки поверки и необходимости замены более 1 млн единиц приборов и оборудования, находящегося в пользовании физических лиц.
Система включает блоки:
- НСИ (цены, номенклатуры, потребители, адреса и т.д.).
- Блок «Реализация сжиженного газа физическими лицами».
- Блок «Реализация природного газа и сжиженных углеводородов через присоединенную сеть физическим лицам».
- Блок «Учет внутренних газопроводов и газоиспользующего оборудования (ВДГО)».
- Уведомления (автоматизированная, по событию — рассылка sms, уведомления в мобильном приложении и на email о сроках поверки приборов учета газа, о задолженности, об изменениях в порядке оказания услуг и тарифах).
Система интегрирована:
- с «1С:Документооборот» (учет договоров в целом по юридическому лицу заказчика);
- со сторонним ПО вышестоящей организации для передачи актуальной информации о состоянии оборудования и данных физлиц (через API);
- с Единым расчетным информационнымпространством (ЕРИП) (выгрузка сумм к оплате физлицами);
- с мобильным приложением для физлиц (прием/передача информации о показаниях счетчиков, заявки на работы).
Схема архитектуры
Уникальность проекта заключалась в разработке и внедрении «Информационной биллинговой системы», которая автоматизирует следующие функции:
- Учет природного газа (количественный и суммовой).
- Расчет стоимости природного/сжиженного газа для населения.
- Взаиморасчеты с населением.
- Начисление за потребление газа.
- Перерасчеты начислений.
- Расчет и начисление пени.
- Регистрация показаний счетчика посредством телеметрии.
- Автоматизация работы контролеров и службы обслуживания внутридомового газового оборудования предприятия (формирование графиков, наряд-заданий, актов выполненных работ).
- Автоматическая рассылка уведомлений пользователям газа (e-mail, sms, push).
- Система взаимодействия с потребителями: создание личного кабинета пользователя газа (информация о состоянии лицевого счета (баланс, заявки, история выполненных работ).
- Интеграция с информационной биллинговой системой.
- В результате проделанной работы удалось упорядочить работу всех подразделений предприятия, информация вводится в систему единожды в месте ее появления в режиме реального времени.
- Внедрение системы повысило общую удовлетворенность потребителей уровнем оказания услуг предприятием—заказчиком.
- Ранее предприятие вело более десятка разрозненных баз пользователей и оборудования, теперь, за счет единой базы данных повышена оперативность и достоверность данных.
- Концентрация информации в одной информационной системе позволила получить различные аналитические отчеты и минимизировать время на получение достоверной учетной информации в текущий момент.
- Отпала необходимость в затратах на подготовку и распространение ежедневных сводов, отчетов и анализов. Сроки обработки и выдачи актуальной информации сокращены в 10 раз.
- Сокращены затраты на поддержку и сопровождение программного обеспечения, за счет использование единого программного продукта «1С:ERP».
- Сократилось время на выполнение специалистами рутинных операций, повысилось качество работы персонала.
- Трудоемкость формирования стоимости газа для конкретного потребителя — физического лица полностью автоматизирована.
- Учет задолженности 1 млн потребителей ведется в автоматизированном режиме.
- Сокращен бумажный документооборот.
- Общий экономичесикй эффект от внедрения системы составлет 700 тыс. белорусских рублей в год (эквивалент 240 тыс. долл. США).