||
Краткое описание

В «Сахалинском морском пароходстве» (SASCO) построили систему автоматизации ремонтов и сервисного обслуживания судов на базе конфигурации «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования». Ключевые особенности — работа в распределенной базе данных (каждое судно — отдельный узел с синхронизацией при заходе в порт). А также автоматизация процессов в условиях низкой пропускной способности связи (в открытом море). Реализована интеграция с «1С:Бухгалтерия» и «1С:ЗУП» через шину данных.

ПАО «Сахмп»
Заказчик

SASCO — один из крупнейших российских перевозчиков, обеспечивающих снабжение и связность дальневосточных регионов. Все суда имеют ледовый класс, способны перевозить широкий спектр грузов: контейнеры, технику, генеральные, насыпные грузы.

1
Цели и задачи

Ключевые цели проекта:

  1. Повысить контроль и дисциплину обслуживания:
  • обеспечить своевременное выполнения регламентных работ по ТО;
  • минимизировать случаи просроченного обслуживания и аварийных ситуаций.
  1. Оптимизировать процессы управления ремонтами:
  • создать цифровое рабочее место для экипажа и береговых служб;
  • перевести бумажные журналы и графики ТО в электронный формат;
  • обеспечить двусторонний обмена данными между судном и берегом.
  1. Сформировать единую систему учета:
  • создать централизованную базу данных по ремонтам и обслуживанию;
  • автоматизировать учет наработки оборудования и ресурсов.
  1. Усовершенствовать планирование:
  • внедрить систему автоматического формирования планов ППР;
  • обеспечить гибкое управление ремонтными кампаниями.
  1. Модернизировать документооборот:
  • внедрить возможность фиксации выполненных работ с фотоотчетами;
  • создать электронный архив технической документации.
  1. Интегрировать процессы снабжения:
  • заложить основы для автоматизированного учета СЗЧ и материалов;
  • синхронизировать данные между службами обеспечения и флотом.

Задача проекта: создать единую цифровую платформу для управления ремонтами и техническим обслуживанием (ТО) судового флота с возможностью работы в условиях отсутствия или нестабильного интернет-соединения.

2
Ситуация до старта проекта

До начала проекта функционал блока ТОиР не имел автоматизированной системы учета данных, не позволял осуществлять комплексное планирование, управление, анализ деятельности, связанный с управлением объектов ремонта.

Существовали следующие проблемы:

  1. Ручной учет в Excel → высокий риск ошибок и потерь данных.
  2. Отсутствие автоматизации → задержки в планировании ремонтов.
  3. Неоперативная связь между судами и берегом.
  4. Разрозненные данные → сложность анализа и отчетности.

Последствия:

  1. Увеличение аварийных простоев из-за несвоевременного ТО.
  2. Высокие трудозатраты на согласование закупок и отчетность.
3
Архитектура решения и масштаб проекта

Система автоматизации процесса управления техническим обслуживанием и ремонтами плавсредств построена на базе конфигурации «1С:ТОИР:Управление ремонтами и обслуживанием» в распределенной БД. Каждое судно является узлом распределенной БД, которое синхронизируется с центральным узлом в портах. Смежные информационные системы интегрированы с ТОиР и между собой сторонней шиной данных.

Автоматизированы следующие функции:

  1. Учет оборудования и нормативов.
  2. Управление нормативно-справочной информацией.
  3. Планирование обслуживаний.
  4. Управление нарядами и работами.
  5. Учет показателей эксплуатации.
  6. Управление персоналом.
  7. Управление МТО.
  8. Управление запасами.

Масштаб проекта

  1. Длительность — 12 мес.
  2. Проектная команда — 15 чел.
  3. Объекты ремонта — 2500+ ед.
  4. Номенклатурные позиции — 22 тыс. ед.
  5. Технологические операции — 12 тыс. шт.
  6. Технологические карты — 11+ тыс. шт.

Sasco_Shema.jpg

Схема архитектуры

4
Особенности и уникальность проекта

Распределенная база данных с автономной работой:

  1. Каждое судно — автономный узел БД, обеспечивающий полноценную работу системы без интернета.
  2. Двусторонняя синхронизация при заходе в порт: данные с судна передаются на берег, а обновления (планы ремонтов, нормативы) загружаются обратно.
  3. Конфликт-менеджмент — автоматическое слияние изменений при расхождении данных.
  4. Резервное копирование на каждом узле для защиты от потери информации.

«1С:Бухгалтерия» как ERP-система:

  1. Вместо классической ERP — гибкая адаптация «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» под задачи управления ТОиР, что снизило затраты на внедрение.
  2. Единая система учета: интеграция данных по ремонтам, запасным частям и финансам в одном контуре.
  3. Сквозная аналитика — от технических параметров оборудования до стоимости обслуживания.

Автоматизированный документооборот:

  1. 90% документов (акты, наряды, планы ППР) формируются автоматически на основе регламентов.
  2. Фотофиксация работ — экипаж прикрепляет снимки вместо ручного описания дефектов.

Мультиканальные оповещения:

  1. Автоматические уведомления через:
  • email/SMS — для береговых служб;
  • интеллектуальные триггеры: например, оповещение о просроченном ТО или критическом износе детали.

Уникальность решения:

  1. Гибкость: сочетание офлайн-работы на судах и централизованного управления с берега.
  2. Экономия до 40% времени за счет автоматизации рутинных процессов (документы, планирование).
  3. Масштабируемость: система легко адаптируется под другие типы транспорта (буровые платформы, спецтехника).
5
Результаты проекта

Сократились трудозатраты в подразделениях

10%

Увеличился объем оказываемых услуг

5%

Ключевые результаты проекта:

  1. Реализован учет судовых ремонтных работ, выполняемых в условиях эксплуатации судна в море.
  2. Обеспечено повышение прозрачности процедуры закупок.
  3. Оптимизированы временные и трудовые затраты на осуществление закупочных процедур.
  4. Реализована функциональность формирования аналитических отчетов.
  5. Снижены риски потери данных при обмене файлами между структурными подразделениями.
  6. Унифицированы бизнес-процессы для всех подразделений службы главного механика.

Внедрение 1С:ТОИР в SASCO позволило:

  1. Ликвидировать бумажный документооборот.
  2. Повысить контроль за ремонтами в море.
  3. Снизить риски аварий за счет своевременного ТО.
  4. Оптимизировать логистику запчастей.

Показатели экономической эффективности:

  1. Сокращение трудозатрат в подразделениях — 10%.
  2. Сокращение длительных простоев оборудования — 10%.
  3. Увеличение объема оказываемых услуг — 5%.

Проект стал примером успешной цифровизации в условиях сложной логистики и ограниченной связи.

Виктор Танин, руководитель ИТ обеспечения ПАО «Сахмп»

Революция в управлении ТОиР флота! Система кардинально изменила работу: от ручного хаоса в Excel — к цифровому порядку. Просрочки ТО и аварийные простои сократились, дисциплина обслуживания выросла. Теперь экипаж и берег работают в едином цифровом пространстве, даже без интернета. Автоматизация планирования, фотоотчеты, синхронизация данных с берегом — это огромный шаг вперед.

Версия для печати
РАБОЧИХ МЕСТ
21
ДелоТех
Функциональная область
Управление ремонтами
Платформа
1С:Предприятие 8 ПРОФ
Октябрь 2023 —
Дальневосточный федеральный округ РФ

БАЗЫ ЗНАНИЙ "ПРОФКЕЙС"

Публикации,
связанные
с проектом
Новости
20 июня 2025
Выпускается бета-версия «1С:Управления ландшафтом»

Продукт предназначен для корпоративного сегмента и включает в себя технологии управления информационными системами на платформе «1С:Предприятие 8».

20 июня 2025
«Digital-маркетинг для b2b-компаний» - новый видеокурс Сергея Стукалова для руководителей от «1С:Бизнес-обучение»

B2B-маркетинг требует особого подхода: здесь важны не массовые охваты как на рынке B2C, а точное попадание в целевую аудиторию, выстраивание доверия и экспертного позиционирования.