В «Сахалинском морском пароходстве» (SASCO) построили систему автоматизации ремонтов и сервисного обслуживания судов на базе конфигурации «1С:ТОИР Управление ремонтами и обслуживанием оборудования». Ключевые особенности — работа в распределенной базе данных (каждое судно — отдельный узел с синхронизацией при заходе в порт). А также автоматизация процессов в условиях низкой пропускной способности связи (в открытом море). Реализована интеграция с «1С:Бухгалтерия» и «1С:ЗУП» через шину данных.

SASCO — один из крупнейших российских перевозчиков, обеспечивающих снабжение и связность дальневосточных регионов. Все суда имеют ледовый класс, способны перевозить широкий спектр грузов: контейнеры, технику, генеральные, насыпные грузы.
Ключевые цели проекта:
- Повысить контроль и дисциплину обслуживания:
- обеспечить своевременное выполнения регламентных работ по ТО;
- минимизировать случаи просроченного обслуживания и аварийных ситуаций.
- Оптимизировать процессы управления ремонтами:
- создать цифровое рабочее место для экипажа и береговых служб;
- перевести бумажные журналы и графики ТО в электронный формат;
- обеспечить двусторонний обмена данными между судном и берегом.
- Сформировать единую систему учета:
- создать централизованную базу данных по ремонтам и обслуживанию;
- автоматизировать учет наработки оборудования и ресурсов.
- Усовершенствовать планирование:
- внедрить систему автоматического формирования планов ППР;
- обеспечить гибкое управление ремонтными кампаниями.
- Модернизировать документооборот:
- внедрить возможность фиксации выполненных работ с фотоотчетами;
- создать электронный архив технической документации.
- Интегрировать процессы снабжения:
- заложить основы для автоматизированного учета СЗЧ и материалов;
- синхронизировать данные между службами обеспечения и флотом.
Задача проекта: создать единую цифровую платформу для управления ремонтами и техническим обслуживанием (ТО) судового флота с возможностью работы в условиях отсутствия или нестабильного интернет-соединения.
До начала проекта функционал блока ТОиР не имел автоматизированной системы учета данных, не позволял осуществлять комплексное планирование, управление, анализ деятельности, связанный с управлением объектов ремонта.
Существовали следующие проблемы:
- Ручной учет в Excel → высокий риск ошибок и потерь данных.
- Отсутствие автоматизации → задержки в планировании ремонтов.
- Неоперативная связь между судами и берегом.
- Разрозненные данные → сложность анализа и отчетности.
Последствия:
- Увеличение аварийных простоев из-за несвоевременного ТО.
- Высокие трудозатраты на согласование закупок и отчетность.
Система автоматизации процесса управления техническим обслуживанием и ремонтами плавсредств построена на базе конфигурации «1С:ТОИР:Управление ремонтами и обслуживанием» в распределенной БД. Каждое судно является узлом распределенной БД, которое синхронизируется с центральным узлом в портах. Смежные информационные системы интегрированы с ТОиР и между собой сторонней шиной данных.
Автоматизированы следующие функции:
- Учет оборудования и нормативов.
- Управление нормативно-справочной информацией.
- Планирование обслуживаний.
- Управление нарядами и работами.
- Учет показателей эксплуатации.
- Управление персоналом.
- Управление МТО.
- Управление запасами.
Масштаб проекта
- Длительность — 12 мес.
- Проектная команда — 15 чел.
- Объекты ремонта — 2500+ ед.
- Номенклатурные позиции — 22 тыс. ед.
- Технологические операции — 12 тыс. шт.
- Технологические карты — 11+ тыс. шт.
Схема архитектуры
Распределенная база данных с автономной работой:
- Каждое судно — автономный узел БД, обеспечивающий полноценную работу системы без интернета.
- Двусторонняя синхронизация при заходе в порт: данные с судна передаются на берег, а обновления (планы ремонтов, нормативы) загружаются обратно.
- Конфликт-менеджмент — автоматическое слияние изменений при расхождении данных.
- Резервное копирование на каждом узле для защиты от потери информации.
«1С:Бухгалтерия» как ERP-система:
- Вместо классической ERP — гибкая адаптация «1С:Бухгалтерии 8 КОРП» под задачи управления ТОиР, что снизило затраты на внедрение.
- Единая система учета: интеграция данных по ремонтам, запасным частям и финансам в одном контуре.
- Сквозная аналитика — от технических параметров оборудования до стоимости обслуживания.
Автоматизированный документооборот:
- 90% документов (акты, наряды, планы ППР) формируются автоматически на основе регламентов.
- Фотофиксация работ — экипаж прикрепляет снимки вместо ручного описания дефектов.
Мультиканальные оповещения:
- Автоматические уведомления через:
- email/SMS — для береговых служб;
- интеллектуальные триггеры: например, оповещение о просроченном ТО или критическом износе детали.
Уникальность решения:
- Гибкость: сочетание офлайн-работы на судах и централизованного управления с берега.
- Экономия до 40% времени за счет автоматизации рутинных процессов (документы, планирование).
- Масштабируемость: система легко адаптируется под другие типы транспорта (буровые платформы, спецтехника).
Сократились трудозатраты в подразделениях
Увеличился объем оказываемых услуг
Ключевые результаты проекта:
- Реализован учет судовых ремонтных работ, выполняемых в условиях эксплуатации судна в море.
- Обеспечено повышение прозрачности процедуры закупок.
- Оптимизированы временные и трудовые затраты на осуществление закупочных процедур.
- Реализована функциональность формирования аналитических отчетов.
- Снижены риски потери данных при обмене файлами между структурными подразделениями.
- Унифицированы бизнес-процессы для всех подразделений службы главного механика.
Внедрение 1С:ТОИР в SASCO позволило:
- Ликвидировать бумажный документооборот.
- Повысить контроль за ремонтами в море.
- Снизить риски аварий за счет своевременного ТО.
- Оптимизировать логистику запчастей.
Показатели экономической эффективности:
- Сокращение трудозатрат в подразделениях — 10%.
- Сокращение длительных простоев оборудования — 10%.
- Увеличение объема оказываемых услуг — 5%.
Проект стал примером успешной цифровизации в условиях сложной логистики и ограниченной связи.
Виктор Танин, руководитель ИТ обеспечения ПАО «Сахмп»
Революция в управлении ТОиР флота! Система кардинально изменила работу: от ручного хаоса в Excel — к цифровому порядку. Просрочки ТО и аварийные простои сократились, дисциплина обслуживания выросла. Теперь экипаж и берег работают в едином цифровом пространстве, даже без интернета. Автоматизация планирования, фотоотчеты, синхронизация данных с берегом — это огромный шаг вперед.