||
Краткое описание проекта

Кабардино-Балкарский государственный уни­вер­си­тет им. Х. М. Бербекова ав­то­ма­ти­зи­ро­вал ра­бо­ту би­б­ли­о­те­ки. Ин­фор­ма­ци­он­ная си­с­те­ма по­с­тро­е­на на ба­зе от­ра­с­ле­во­го ре­ше­ния «1С:Библиотека ПРОФ». Ав­то­ма­ти­зи­ро­ва­ны учёт би­б­ли­о­те­ч­но­го фон­да, об­слу­жи­ва­ние чи­та­те­лей и фор­ми­ро­ва­ние от­чё­тов, ор­га­ни­зо­ван веб-дос­туп к фон­дам би­б­ли­о­те­ки. Ис­поль­зо­ва­ние элек­трон­ных ме­то­дов иден­ти­фи­ка­ции чи­та­те­лей в про­цес­се об­слу­жи­ва­ния и штрих-ко­ди­ро­ва­ние фон­да пе­чат­ных из­да­ний зна­чи­тель­но со­к­ра­ти­ло вре­мя об­слу­жи­ва­ния. По­се­ща­е­мость би­б­ли­о­те­ки вы­ро­с­ла в нес­коль­ко раз. В ре­зуль­та­те би­б­ли­о­те­ка Кабардино-Балкарского го­су­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та смо­г­ла вый­ти на ка­чес­твен­но но­вый уро­вень, стать на­уч­но-ин­фор­ма­ци­он­ным и куль­тур­ным цен­т­ром и ос­но­вой ин­фор­ма­ци­он­но-об­ра­зо­ва­тель­ной сре­ды ву­за.

Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х. М. Бербекова
Заказчик

Библиотека — одно из струк­тур­ных под­ра­з­де­ле­ний Кабардино-Балкарского го­су­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та им. Х. М. Бербекова. Об­щий фонд би­б­ли­о­те­ки — 1 500 000. Это со­в­ре­мен­ный ин­фор­ма­ци­он­ный и куль­тур­ный центр, фонд ко­то­ро­го пред­ста­вля­ет со­бой ог­ром­ный мас­сив ре­сур­сов, как бу­маж­ных, так и элек­трон­ных. Яв­ля­ет­ся об­ласт­ным ме­то­ди­чес­ким цен­тром би­б­ли­о­тек ву­зов и ссу­зов Кабардино-Балкарской Рес­пуб­ли­ки, ко­ор­ди­ни­ру­ет ком­плек­то­ва­ние фон­дов и со­гла­со­вы­ва­ет во­п­ро­сы, ка­са­ю­щи­е­ся об­слу­жи­ва­ния чи­та­те­лей.

1
Цели и задачи проекта

Цели проекта:

  • автоматизировать процессы учёта библиотечного фонда и обслуживания читателей;
  • повысить качество и эффективность информационного и справочно-библиографического обслуживания читателей.

Задачи проекта:

  • интеграция всех отделов библиотеки университетского комплекса в единую библиотечно-информационную сеть;
  • объединение книжных фондов и улучшение их комплектования и взаимодействия.

Описание информационной системы

2
Ситуация до старта проекта

До старта проекта бииблиотека Кабардино-Балкарского государственного университета использовала информационную систему собственной разработки. Функционал этой системы был ограничен и не удовлетворял все потребности библиотеки. Поэтому было принято решение о внедрении современной системы управления библиотечной деятельностью.

3
Архитектура решения и масштаб проекта

Информационная система библиотеки Кабардино-Балкарского государственного университета построена на базе отраслевого решения «1С: Библиотека ПРОФ».

Автоматизированы следующие функции:

  1. Учёт библиотечного фонда, в том числе: оформление заявки на издание и заказы поставщику; поступление в фонд и выбытие из фонда; электронная библиотека; формирование каталожной карточки, книжного формуляра и штрихкодов.
  2. Обслуживание читателей, в том числе: идентификация читателей с помощью считывателей прокси-карт; идентификация изданий по штрих-кодам; формирование читательского билета и формуляра читателя; формирование документов «Регистрация читателей» и «Выбытие читателей»; поиск читателей по различным параметрам; формирование дневника работы библиотеки за заданный период.
  3. Веб-доступ к фондам библиотеки с помощью сервиса «Виртуальный кабинет читателя», в том числе: доступ в «Виртуальный кабинет читателя» по защищённому соединению через «1С:Линк» с авторизацией читателя; оформление заказа через веб-доступ в виртуальном кабинете читателя.
  4. Формирование отчётов в подсистеме «Статистика и отчеты», в том числе: «История книговыдачи», «Список должников», «Книгообеспеченность» и другие.

Кроме того, были автоматизированы функции:

  • отделов комплектования, научной, технической обработки документов и организации каталогов;
  • 12 залов обслуживания читателей, в которых литература распределена по отраслевым признакам и форме представления информации, с идентификацией читателя по прокси-карте и изданий по штрих-коду.

Был организован веб-доступ читателей к фондам библиотеки по защищённому соединению через «1С:Линк» с авторизацией читателя. Читатели заказывают издания через веб-доступ с помощью сервиса «Виртуальный кабинет читателя».

Научная библиотека Кабардино-Балкарского государственного университета смогла выйти на качественно новый уровень в своей деятельности и стать научно-информационным и культурным центром и основой информационно-образовательной среды вуза.

К системе подключены: 15 считывателей прокси-карт Z-2 USB; 15 ручных сканеров для считывания штрих-кодов книг; 1 принтер для распечатки штрих-кодов Zebra LP2824 Plus; монохромный лазерный принтер Canon i-SENSYS LBP6780x для распечатки каталожных карточек и книжных формуляров.

Масштаб системы

Информационная база списков студентов с разделением по институтам, факультетам, колледжам и специальностям и полным списком сотрудников КБГУ содержит данные о 16 245 чел. Каждая запись содержит фотографию.

Электронный каталог базы книгофонда содержит 262 852 названий и 587 608 экземпляров. Общий фонд библиотеки КБГУ на сегодняшний день составляет свыше 1,5 млн. наименований печатных и электронных изданий. В настоящее время в систему «1С:Библиотека ПРОФ» занесено 587 608 экземпляров.

Программное обеспечение установлено на рабочие места 33 сотрудников библиотеки КБГУ. Общее число автоматизированных рабочих мест с возможностью одновременной работы: 48.

4
Особенности и уникальность проекта

Проект осуществлялся сотрудниками Кабардино-Балкарского государственного университета совместно компанией Omega (Санкт-Петербург), которые заключили соглашение о реализации пилотного проекта по адаптации системы «1С:Библиотека ПРОФ» к условиям вуза. При этом сотрудники университета выявляли несоответствия типовой системы «1С:Библиотека» процессам вуза и ставили задачи на доработку, а компания Omega выполнила порядка 20 доработок типового программного продукта «1С:Библиотека».

Другая особенность проекта — масштаб библиотечной системы. В структуре библиотеки функционирует 12 залов обслуживания, в которых литература распределена по отраслевым признакам и форме представления информации. 523 посадочных места расположены на площади 3258,5 м2. Фонд библиотеки университета составляет 3 344 037 единиц (из них 1 379 666 экз. — печатные; 1 964 371 ед. — электронные), в том числе: учебная и учебно-методическая литература — 1 220 613; научная литература — 2 077 823; художественная литература — 45 638. Кроме того, в фонде библиотеки насчитывается 2 013 экз. редких и ценных изданий.

5
Результаты проекта

Благодаря созданию информационной системы автоматизированы процессы учёта библиотечного фонда и обслуживания читателей. Научная библиотека Кабардино-Балкарского государственного университета смогла выйти на качественно новый уровень в своей деятельности и стать научно-информационным и культурным центром и основой информационно-образовательной среды вуза.

«Использование электронных методов идентификации читателей в процессе обслуживания с помощью прокси-карт и штрих-кодирования фонда печатных изданий значительно сократило время обслуживания, — говорит директор библиотеки Кабардино-Балкарского государственного университета Александр Роголев. — Использование «1С:Линк» совместно с «1С:Библиотека» обеспечило веб-доступ к сервисам библиотеки, значительно расширив круг пользователей. В системе ежедневно формируется отчёт посещаемости, согласно которому посещаемость составляет 800—1000 посещений ежедневно».

В настоящее время продолжается пополнение базы книгофонда, а также заполняется фонд электронных изданий библиотеки, составляющий около 30 000 экземпляров.

Версия для печати
Вход для
партнеров
РАБОЧИХ МЕСТ
48
Кабардино-Балкарский государственный университет
Общий фонд библиотеки
1,5
млн
Февраль 2017 —
Северо-Кавказский федеральный округ РФ
Эксперты фирмы «1С» и партнеров будут рады дать вам консультацию.
Задать вопрос по кейсу
Отзывы заказчиков
Директор библиотеки Кабардино-Балкарского государственного университета
Александр Роголев
Внедрение решения «1С:Библиотека» позволило автоматизировать процессы учёта библиотечного фонда и обслуживания читателей. Использование электронных методов идентификации читателей в процессе обслуживания с помощью прокси-карт и штрих-кодирование фонда печатных изданий значительно сократило время обслуживания. Использование «1С:Линк» совместно с «1С:Библиотека» обеспечило веб-доступ к сервисам библиотеки, значительно расширив круг пользователей. В системе ежедневно формируется отчёт посещаемости, которая в результате внедрения выросла в несколько раз.
Новости
07 Ноября 2019
Вышла новая версия 8.3.16 платформы «1С:Предприятие»

Новая версия платформы выпущена 7 ноября 2019 г. В ней получили развитие системы взаимодействия, диаграммы, планировщик, появился дополнительный функционал для защиты системы и многое другое.

07 Ноября 2019
1С:ITIL — новая редакция 1.2

Вышла редакция 1.2 продукта 1С:ITIL с использованием машинного обучения для интеллектуальной классификации обращений и подбора ответа из базы знаний.