||
Краткое описание проекта

В Объединенной судостроительной корпорации создали систему единого казначейства, которая дает возможность прямой интеграции одновременно с шестью банками для автоматизированного сбора и обработки выписок по счетам. Система построена на базе «1С:Управление холдингом» и включает наибольший пакет функций, по сравнению с другими проектами по автоматизации казначейства. Внедрение системы позволило корпорации сократить сроки согласования и проведения платежей и сроки формирования управленческой отчетности, а саму отчетность сделать более прозрачной.

Акционерное общество «Объединенная Судостроительная Корпорация»
Заказчик

Акционерное общество «Объединенная Судостроительная Корпорация» (АО «ОСК») — крупнейшая судостроительная компания России с персоналом свыше 80 тысяч человек. В холдинг входит около 40 проектно-конструкторских бюро и специализированных научно-исследовательских центров, верфей, судоремонтных и машиностроительных предприятий.

1
Цели и задачи проекта

Цели проекта:

  • создать единое информационное пространство, которое необходимо для управления денежными средствами ОСК.
  • объединить функциональности банковских систем удаленного управления счетами (клиент-банк, интернет-банк) и внутрикорпоративной системы централизованного казначейства.

Ключевые задачи проекта:

  • создать прямой защищенный канал для получения в режиме онлайн выписок из автоматизированных банковских систем основных расчетных банков в единую систему;
  • автоматизировать платежные регламенты;
  • анализировать операции по расчетным счетам с возможностью «провалиться» до каждой операции;
  • формировать регулярные отчеты о движении денежных средств;
  • планировать движение денег по хозяйственным и финансовым договорам.
2
Ситуация до старта проекта

До внедрения проекта в ОСК не было централизованного управления финансовыми потоками. Дочерние общества самостоятельно осуществляли свои платежи, взаимодействовали с банками и управляли платежной позицией. Согласование платежных заявок и реестров платежей делалось вручную на бумажном носителе и пересылалось по электронной почте. Для составления отчетности приходилось сводить информацию из большого количества таблиц. Такая ситуация влекла за собой вероятность потери информации, ошибочные начисления и несанкционированные платежи, низкую оперативность получения данных и их совместного использования, высокая вероятность двойного ввода информации, отсутствие информационной безопасности.

Из-за этого не удавалось быстро консолидировать все платежные процессы ОСК на уровне управляющей компании. Требовалось существенное время для обработки платежа и принятия решения о нем, а также для проведения и казначейских операциях. Это привело к созданию автоматизированной системы единого казначейства группы компаний, позволяющей ежедневно формировать данные о движении денежных средств по ряду обществ группы, а также контролировать исходящие платежи дочерних и зависимых обществ группы.

3
Архитектура решения и масштаб проекта

Система построена на базе решения «1С:Управление холдингом». Она охватила 5 юридических лиц:

  1. Объединенная судостроительная корпорация.
  2. Балтийский завод – Судостроение.
  3. Судостроительный завод «Лотос».
  4. Каспийская энергия Проекты.
  5. Каспийская энергия Управление.

По 20 другим компаниям идет сбор выписок.

Задачи, которые стоят перед системой, определили ее структуру и состав подсистем.

  1. Платежный шлюз и мониторинг движения денежных средств.
  2. Контроль лимитов движения денежных средств.
  3. Платежный процесс в части Балтийского завода – Судостроение, судостроительного завода «Лотос», Каспийской энергии и Объединенной судостроительной корпорации. 
  4. Хозяйственные договоры.
  5. Кредитный портфель.
  6. Контроль дебиторской и кредиторской задолженности.
Наибольший интерес в системе представляют следующие функции:

1. Контроль лимитов ДДС. В систему вносятся утвержденные бюджеты движения денежных средств предприятий группы ОСК, которые подключены к системе. Это позволяет при согласовании платежных заявок видеть бюджет. Тиражирование системы позволит подключить к централизованному контролю все предприятия корпорации.

2. Остатки по счетам. Загрузка выписок через платежный шлюз позволяет видеть остатки и движения по счетам группы и некоторых других его предприятий, которые открыты в Сбербанке, ГПБ, Россия, Санкт-Петербург и ВТБ. Планируется подключение новых банков. По банкам, где онлайн-интеграции пока нет, выписки также можно загружать традиционным способом через файлы.

3. Согласование реестров дочерних и зависимых обществ и АО ОСК. В системе автоматизирован действующий регламент согласования платежных заявок и реестров платежей предприятий Балтийского завода – Судостроение, судостроительного завода «Лотос», Каспийской энергии и АО «ОСК». Отметим, что процесс согласования для Балтийского завода в рамках единого казначейства учитывает уже существующую на заводе казначейскую систему. В данную систему платежные заявки автоматически загружаются из системы завода. Обратно выгружаются статусы согласования этих платежных заявок. Процесс согласования призван повысить удобство и скорость согласования реестров. Для этого есть отдельный раздел в системе, напоминания в системе, электронные сообщения на почту.

4. Кредитный портфель. В системе должны отражаться практически все виды финансовых договоров, которые есть в корпорации. В результате отчетные формы показывают общий размер задолженности корпорации, данные по внутригрупповым займам, государственным гарантиям и другим финансовым инструментам.

5. Акцепт платежей. Эта функция важна для сверки выгруженных в автоматизированную банковскую систему банка данных сформированных в системе платежных поручениях исходящих дочерних и завсимых обществ и с данными согласованных в системе реестров заявок дочерних и зависимых обществ.

6. Планирование по доходным и расходным договорам. Для пользователей, которые работают с договорами, создано рабочее место в системе для планирования платежей и поступлений по всем видам договоров. Отчеты по договорам позволяют видеть обобщённую информацию.

7. Контроль дебиторской и кредиторской задолженности при согласовании платежных заявок. Эта функция создана благодаря ежедневным загрузкам соответствующих данных из учетных систем предприятий, которые сейчас подключены к единому казначейству.

Прямая интеграция с банками (Сбербанк, Газпромбанк, АБ Россия, Банк Санкт-Петербург) реализована по технологии host-to-host. Интеграция системы казначейства на «1С:Управление холдингом» со Сбербанком обеспечена шифрованием с помощью специального оборудования ПАК ФПСУ IP.

Реализована интеграция с системой казначейства Балтийского завода: судостроение в части загрузки заявок на платежи и скан-копий подтверждающих документов.

Схема системы единого казначейства

4
Особенности и уникальность проекта

Единое казначейство для ОСК уникально, прежде всего, тем, что это было первое масштабное внедрение системы «1С:Управление холдингом для автоматизации» корпоративного казначейства, в рамках которого были решены задачи автоматического сбора выписок по технологии host-to-host из Сбербанка, Банка ВТБ, Банка ГПБ, АБ Россия, Банка Санкт-Петербург.

Отличительной особенностью решения является включение в него полноценных блоков для автоматизации процессов казначейства и управления корпоративными финансами. Эти блоки были сильно доработаны и доведены до состояния, которое полностью учитывает специфику ОСК и различные функциональные возможности, позволяющие упросить работу в системе.

5
Результаты проекта

Снизились трудозатраты на загрузку и обработку выписки

100%

Сократились трудозатраты казначеев на согласование акцептуемых реестров платежей

80%

Реализация проекта позволила:

  1. Создать единую систему на базе «1С», интегрированную со всеми смежными системами.
  2. Тиражировать решения на все общества группы «ОСК» (до 150 предприятий).
  3. Централизованно управлять управление денежными средствами группы.
  4. Внедрить безбумажную технологию инициации и согласования платежей.
  5. Сократить сроки согласования и проведения платежей.
  6. Обеспечить прозрачность процессов инициации, согласования и исполнения платежей от планирования исполнения договора до осуществления платежей.
  7. Повысить эффективность процессов бюджетного контроля.
  8. Организовать перераспределения лимитов БДДС при их перерасходе.
  9. Анализировать планируемые к исполнению платежи и контролировать кассовые разрывы за выбранный период с помощью календаря платежей.
  10. Формировать единое хранилище всех данных по поступлениям и платежам группы с быстрой навигацией.
  11. Уменьшить сроки формирования и повышение качества и прозрачности управленческой отчетности.
  12. Автоматизировать обмен данными с платежными системами банков-партнеров.
  13. Акцептовать исходящие платежи ряда обществ группы, контролировать бюджетные лимиты по статье платежа, проверять соблюдение условий оплаты в разрезе договоров по контрагентам.
  14. Снизить общую трудоемкость согласования реестра платежей и создания платежных поручений.

Количественные результаты проекта:

  1. На 80% снизились трудозатраты казначеев на согласование акцептуемых реестров платежей.
  2. На 100% сократились трудозатраты на загрузку и обработку выписки — сейчас выписка по шлюзовым банкам загружается автоматически (Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ, АБ Россия).
  3. В целом трудозатраты по контролю платежей снизились на 20%.
6
Дополнительная информация о проекте

В рамках развития и тиражирования системы предлагается решить следующие задачи:

  1. Подключение новых банков к схеме онлайн загрузки выписок.
  2. Отправка платежей через единое казначейство (например, через Сбербанк).
  3. Акцептование исходящих платежей всех обществ группы, с возможностью контроля бюджетных лимитов по статье платежа и проверки соблюдения условий оплаты в разрезе договоров по контрагентам.
  4. Загрузка из учетных систем информации по обществам, касающейся расчетов с контрагентами в разрезе договоров в целях осуществления контроля дебиторской и кредиторской задолженностей.
  5. Формирование дополнительных аналитических отчетов, в том числе о суммах привлеченных средств по контрагентам предприятий группы.
  6. Тиражировать решения на все общества группы «ОСК» (до 150 предприятий).

 

Версия для печати
Вход для
партнеров
РАБОЧИХ МЕСТ
300
Сентябрь 2014 —
Центральный федеральный округ РФ
Эксперты фирмы «1С» и партнеров будут рады дать вам консультацию.
Задать вопрос по кейсу
Новости
08 Июля 2019
Группа Синара и фирма «1С» подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве

На площадке международной промышленной выставки ИННОПРОМ-2019 Группа Синара и фирма «1С» заключили соглашение о сотрудничестве в сфере развития информационных технологий.

08 Июля 2019
Программно-методический комплекс «1С:Налоговый мониторинг»

Совместная разработка PwC и «1С» программно-методического комплекса для автоматизации задач налогоплательщиков в режиме налогового мониторинга.