ПАО «Россети» построило корпоративную информационную систему на базе решения «1С:Управление холдингом». Система включает подсистемы налогового мониторинга и бухгалтерского и налогового учета и отчетности. Автоматизированы все процессы, обеспечивающие выполнение требований налогового законодательства по раскрытию показателей налоговой отчетности по всем налогам, сборам и страховым взносам, исчисляемым налогоплательщиком, в рамках налогового контроля в форме налогового мониторинга. Результатом внедрения стало выполнение требований налогового законодательства.
Публичное акционерное общество «Россети» — оператор энергетических сетей в России — является одной из крупнейших электросетевых компаний в мире. Компания управляет 2,35 млн километров линий электропередачи, 507 тыс. подстанций. Имущественный комплекс ПАО «Россети» включает 35 дочерних и зависимых обществ, в том числе 15 межрегиональных, и магистральную сетевую компанию.
Цель проекта: выполнить требования налогового законодательства по раскрытию показателей налоговой отчетности по всем налогам, сборам и страховым взносам, исчисляемым налогоплательщиком, в рамках налогового контроля в форме налогового мониторинга.
Ззадача проекта: создать корпоративную информационную систему на базе прикладного решения «1С:Управление холдингом», состоящую из подсистем
- налоговый мониторинг;
- автоматизированная система бухгалтерского и налогового учета и отчетности.
По состоянию на начало проекта для автоматизации бухгалтерского и налогового учета и отчетности в ПАО «Россети» использовали программное обеспечение «1С» — «1С:Бухгалтерия предприятия КОРП», редакция 2.0. Данная конфигурация не поддерживала логику раскрытия данных для функции налогового мониторинга. Кроме того, решение устарело (внедрялось в 2010-2012 г.), уровень автоматизации рутинных бизнес-процессов не удовлетворял функционального заказчика и владельца системы — департамент бухгалтерского и налогового учета и отчетности.
Корпоративная информационная система реализована на базе решения «1С:Управление холдингом», с максимальным использованием типового функционала конфигурации. Доработки осуществлялись лишь в случае их необходимости.
В рамках проекта и промышленной эксплуатации используются следующие виды сред:
- Промышленная среда ‒ комплекс программно-аппаратного обеспечения «1С:Управление холдингом» 3.0, сконфигурированного для проведения эксплуатации (опытно-промышленной и промышленной) «1С:Управление холдингом» 3.0.
- Тестовая среда ‒ комплекс программно-аппаратного обеспечения «1С:Управление холдингом» 3.0, сконфигурированного для тестирования интеграций и обучения пользователей.
- Среда разработки ‒ комплекс программно-аппаратного обеспечения «1С:Управление холдингом» 3.0 сконфигурированного для разработки.
Разрабатываемая система интегрируется с существующими корпоративными системами компании:
- АИС БУД — информационная система на основе конфигурации 1С:Управление холдингом, которая используется для целей автоматизации процессов бюджетного управления и финансового планирования деятельности ПАО «Россети»;
- АСУД — автоматизированная система управления документами;
- ЗУП — информационная система на основе конфигурации «1С:Зарплата и управление персоналом», которая используется для ведения кадрового учета и расчета заработной платы;
- шина ЕСК — шина обмена данными контрагентов.
Схематическое представление архитектуры системы
При выполнении проекта была обеспечена реализация требования по ведению бухгалтерского и налогового учета с учетом отраслевой специфики.
Корпоративная информационная система автоматизирует взаимодействие предприятия с налоговыми органами, включая организацию доступа специалистов налоговой службы к данным бухгалтерского и налогового учета компании, обработку запросов ФНС и контроль за их исполнением.
Переход на систему налогового мониторинга подразумевает, что компания открывает доступ в онлайн-режиме к своему налоговому и бухгалтерскому учету. Кроме того, по запросам надзорного ведомства, компания должна будет предоставлять первичные документы с пояснениями.
Налоговые органы, в свою очередь, разъясняют те или иные риски согласно информации, предоставленной до заключения сделки, во время ее заключения и до подачи налоговой декларации. Кроме того, система мониторинга ускоряет разрешение спорных вопросов в части применения законодательства.
Стандартизация проведения налогового мониторинга соответствует мировым тенденциям по совершенствованию взаимодействия с налоговым органом. Переход на систему повышает прозрачность компании, инвестиционную привлекательность, сводит к минимуму налоговые риски.
В ходе проекта были выполнены следующие работы:
- Предоставление налоговому инспектору возможность получить доступ к областям данных информационной базы, предусмотренным п. 3.9 Приказа ФНС России от 21.04.2017 № ММВ-7-15/323:
- налоговой отчетности;
- бухгалтерской отчетности;
- аналитическим регистрам налогового или бухгалтерского учета;
- учетным документам;
- сканам первичных документов, соответствующим учетным документам или элементам справочников (например, карточке основного средства или договора);
- контрольным отчетам, упрощающим проверку корректности ведения налогового и бухгалтерского учета.
- Последовательная расшифровка до учетного документа показателей декларации по налогу на прибыль, показателей деклараций по налогам на имущество и добавленную стоимость.
- Сравнение уточненных и первичной деклараций.
- Роль со специальным интерфейсом «Налоговый мониторинг» с избранными функциями для анализа данных информационной базы налогоплательщика в интересах налогового контроля.
- Ввод налоговым инспектором запросов на предоставление документов и разъяснений, а налогоплательщиком – ответов на запросы налогового органа с вложением сканов запрашиваемых первичных документов, а также формирование протоколов информационного взаимодействия.
- Возможность хранения прикрепленных файлов для большинства документов и справочников конфигурации.
- Расширенный сервис выборочной репликации данных рабочей информационной базы в ее копию.
В результате была решена основная задача проекта: достигнуто выполнение требований налогового законодательства по раскрытию показателей налоговой отчетности по всем налогам, сборам и страховым взносам, исчисляемым налогоплательщиком, в рамках налогового контроля в форме налогового мониторинга.
Автоматизация налогового мониторинга позволит сократить расходы на налоговое администрирование, а также обеспечит условия для повышения налоговой функции внутри самой фирмы. Время проверки отчетности сократилось до девяти месяцев вместо трех лет. Дополнительные выгоды внедрения налогового мониторинга: исключение ретроспективного риска в случае получения квалифицированного мнения, выданного российскими налоговыми органами.
Дальнейшими планами предусмотрено развитие системы внутренних контролей.