В Ленинградской области построили государственную информационную систему «Управление бюджетным процессом Ленинградской области». Органы исполнительной власти и государственные учреждения перешли на единую централизованную информационную платформу на базе облачных технологий автоматизации по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета на платформе «1С:Предприятие». Единая система интегрирована с ведомственными системами и общероссийскими информационными сервисами. Сформирован единый электронный цикл бюджетного процесса. Увеличилась доступность информации о финансовой деятельности учреждений.
ГКУ ЛО «ОЭП» — сокращенное название Государственного казенного учреждения Ленинградской области «Оператор «электронного правительства». Деятельность ГКУ ЛО «ОЭП» — это создание, развитие и сопровождение государственных информационных систем Ленинградской области, а также обеспечение функционирования ИТ-инфраструктуры Администрации Ленинградской области.
Цели проекта:
- Повысить эффективность государственного управления в области бюджетного процесса в части планирования и исполнения бюджетов и управления государственными/муниципальными закупками.
- Оптимизировать расходы на ежегодную поддержку и лицензионное сопровождение программного обеспечения автоматизированного ведения бюджетного учета.
- Повысить качество бюджетной и бухгалтерской отчетности.
- Снизить трудозатраты на сбор юридически значимой информации.
- Обеспечить в режиме реального времени контроль финансовых показателей государственных учреждений.
Задачи проекта:
- Организовать полномасштабный перевод органов исполнительной власти и государственных учреждений Ленинградской области на единую централизованную информационную платформу на базе облачных технологий автоматизации по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.
- Учреждения должны получить возможность централизованного и единообразного:
-
- ведения регионального перечня услуг и работ;
- формирования единой структуры финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений на областном уровне с последующей интеграцией в структуры главных распорядителей бюджетных средств;
- формирования и согласования плановых показателей финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений с последующей загрузкой на сайт ГМУ;
- формирования консолидированной отчетности по плановым показателям финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений на областном уровне;
- формирования единого информационно-технологического пространства ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и создания условий для последующей передачи полномочий по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и формированию бухгалтерской (финансовой) отчетности органов власти и государственных учреждений Ленинградской области в специализированные центры учета (централизованные бухгалтерии).
До создания государственной информационной системы «Управление бюджетным процессом Ленинградской области» бухгалтерский (Подсистема бюджетного учета учреждений, ПБУУ) и кадровый учет (Подсистема оплаты труда, ПОТ) в учреждениях Ленинградской области велись разрозненно, в различных продуктах «1С» и сторонних программных продуктах.
Бюджетный (бухгалтерский) процесс основывался на субъективных, сформированных в ручном режиме данных, что вело за собой высокие затраты на ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и формирование отчетности. Централизованный учет и формирование сводной отчетности производились в ручном режиме: каждое учреждение предоставляло информацию из своих систем самостоятельно.
Существовала необходимость сопровождения большого количества программных продуктов для ведения бухгалтерского учета в системе ПБУУ и кадрового учета в системе ПОТ различными подрядными организациями.
Государственная информационная система «Управление бюджетным процессом Ленинградской области» построена на базе решений:
- «1С:Бухгалтерия государственного учреждения».
- «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения».
- «1С:Технологическая поставка 8.3».
Облачное решение реализовано на базе технологии ФРЕШ. Для осуществления единого входа пользователи используют браузер или тонкий клиент. После ввода логина и пароля пользователь попадает в свою область, где находятся базы 1С:БГУ или 1С:ЗКГУ.
С 2015 года в регионе работает и регулярно развивается единая платформа бюджетно-финансовых сервисов Ленинградской области, обеспечивающая цифровизацию разных сегментов государственного управления. Своеобразным ядром этой экосистемы является централизованная информационная система «Управление бюджетным процессом Ленинградской области», на базе которой в партнерстве совместно обществами с ограниченной ответственностью «Омега» и «БФТ» автоматизированы все ключевые бюджетные процессы: планирование и исполнение бюджетов, а также процессы бюджетного (бухгалтерского) учета и оплаты труда.
Единая система интегрирована с ведомственными системами и общероссийскими информационными сервисами:
- Единый портал бюджетной системы РФ,
- Единая информационно-аналитическая система Минфина России,
- Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП),
- а также в процессе реализации взаимодействие с информационной системой ФНС России.
Масштаб проекта:
- Количество учреждений ЛО, работа которых переведена в систему ПБУУ и ПОТ: 299 (из которых 32 органа исполнительной власти).
- Количество активных учетных записей пользователей информационных баз: 2 564.
- Количество одновременно работающих пользователей: более 1 200 ежедневно.
- Количество обработанных обращений пользователей в службу технической поддержки за 2021 год: 8 754.
- Средний процент своевременно закрытых обращений за весь период: 98,71%.
Одна из особенностей проекта — учет отраслевой специфики деятельности учреждений разной направленности.
Одна из важнейших целей применения централизованной платформы — унификация и приведение к единообразию в ведении бюджетной (бухгалтерской) отчетности. Несмотря на это важно понимать, что к единой платформе подключены учреждения разной направленности и сферы деятельности (учреждения в сфере образования, труда и занятости, ЖКХ, транспорта, медицины, здравоохранения, имущества и других сфер), для которых необходимо было сохранить специфические особенности в ведении учета и формировании отчетности.
Поэтому перед подключением к единой облачной платформе учреждений, была проведена объемная аналитическая работа по изучению используемого ими функционала. На этом этапе была проведена индивидуальная работа с каждым учреждением, чтобы конвертировать их бизнес-процессы в новую единую учетную систему для их типизации или сохранении специализированного функционала. Так, функциональные возможности единой платформы были максимально стандартизированы с учетом отраслевых особенностей подключенных к платформе организаций.
Еще одной особенностью является внедрение интеграционной шины данных, разработанной при стратегическом партнерстве с ГК «ОМЕГА», которое позволило осуществить комплекс мер по эффективному построению единой информационной системы, а именно:
- реализовать набор сервисов и инструментов для управления и настройкой информационного обмена между интегрируемыми системами, управления изменениями справочников/классификаторов и совместно используемых данных, предоставления пользователю визуального интерфейса для учета и обеспечения взаимодействия информационных систем, входящих в состав автоматизированной информационной системы;
- сформировать единую систему справочников, классификаторов и совместно используемых данных с целью обеспечения непротиворечивости информации, передаваемой в процессе взаимодействия существующих и вновь создаваемых информационных систем, а также создать единое информационное поле актуальной базовой нормативно-справочной информации;
- внедрить инструменты, позволяющие централизованно управлять регламентными и фоновыми заданиями, выполнять мониторинг нагрузки оборудования серверов, интегрируемых гетерогенных информационных систем.
Сокращение трудозатрат в подразделениях
Ускорение получения управленческой отчетности
Внедренное решение не имеет аналогов в Ленинградской области. Построена эффективная система централизованного ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности в органах государственной власти области и государственных учреждениях области. Сформирован единый электронный цикл бюджетного процесса. Увеличилась доступность информации о финансовой деятельности учреждений.
Уникальность проекта заключается в достигнутых за счет реализации проекта эффектах, положительно отразившихся на деятельности государственного учреждения в целом.
Финансово-экономический эффект:
- уменьшение затрат на сопровождение и обслуживание информационных систем за счет централизации;
- возможность мониторинга и контроля в реальном времени, снижение затрат на обеспечение внутреннего государственного финансового и ведомственного контроля;
- доступность актуальной информации в режиме онлайн для руководителей органов государственной власти;
- повышение финансовой дисциплины внутри самих учреждений за счет возможности сквозного мониторинга.
Технологический эффект:
- переход на отечественное программное обеспечение;
- увеличение скорости внедрения изменений;
- упрощение процессов интеграции со всеми существующими и будущими информационными системами, в том числе федеральными;
- снижение трудозатрат на сбор юридически значимой информации;
- централизованное своевременное обновление ПО, в соответствии с рекомендациями вендоров и изменениями в законодательстве РФ.
Экономический эффект от внедрения:
- сокращение трудозатрат в подразделениях на 20%;
- ускорение получения управленческой отчетности на 30%;
- ускорение получения регламентированной отчетности на 10%;
- сокращение операционных и административных расходов на 10%;