Информационная система финансово-экономического планирования и контроля компании «Межрегионтрубопроводстрой» позволила точно рассчитывать себестоимость и прибыль от реализации проектов еще на этапе участия в тендерах. С помощью информационной системы осуществляется финансовый контроль реализации проектов в оперативном режиме. Информационная система построена на основе отраслевого решения «1С:Управление строительной организацией 8». В результате создания корпоративной информационной системы МРТС приобрела мощный инструмент управления организацией.
«Межрегионтрубопроводстрой» (МРТС) — лидер в области строительства подводно-технических объектов для нефтегазодобывающего комплекса. За 15 лет компания построила свыше 1000 км подводных трубопроводов. С 2006 года МРТС занимается комплексным обустройством морских месторождений (в том числе многие шельфового месторождения на Сахалине). Численность компании 2000 человек.
Цели проекта: оптимизация издержек производства путем сокращения сроков строительства, повышение производительности труд. И, в конечном итоге, повышение конкурентоспособности компании не только на российском, но и на зарубежном рынке.
В 2012 году назрела необходимость реструктуризации компании, что, в свою очередь, повлекло за собой решение о создании и внедрении корпоративной информационной системы. В связи с постоянно увеличивающимися объемами обрабатываемой информации, а также с необходимостью ведения управленческого учета, используемые раннее программные продукты перестали удовлетворять требования компании, как по техническим характеристикам, так и по объему получаемой оперативной информации. МРТС требовалась система, которая объединила бы в единый комплекс отделы в головном офисе и все удаленные подразделения, обеспечив автоматическую централизацию и прозрачность всех данных. Было необходимо создать единую информационную базу данных информационно-аналитического центра МРТС.
Информационная система финансово-экономического планирования и контроля компании «Межрегионтрубопроводстрой» построена на отраслевом решении «1С:Управление строительной организацией 8», построенном, в свою очередь, на платформе «1С:Предприятие 8». Прежде всего, были автоматизированы функции управления строительством:
- организация строительной деятельности;
- управление строительными проектами (календарное планирование, учет и анализ);
- учет затрат на производство;
- учет основных средств, расчет амортизации.
Также важными направлениями автоматизации были финансовый блок и автоматизация первичного регламентного учета и финансовой отчетности. Архитектура созданной информационной системы показана на рисунке.
Общее число автоматизированных рабочих мест – 250. Количество одновременно работающих пользователей – 150
Основные особенности проекта – значительный объем документооборота и специальные сложные алгоритмы обработки данных. Важную часть проекта составляла автоматизация специфических задач управления строительной деятельностью.
- Автоматизирован расчет производственной себестоимости и бюджета доходов и расходов на проект. Автоматизированная загрузка сметной документации по нескольким форматам, которая позволяет в кратчайшее время внести в систему учета строго структурированную информацию по локальным сметам, их разделам и позициям, а также связать позиции смет с работами по ресурсному графику строительства;
- Автоматизировано формирование и управление планом производства строительных работ. Разработана подсистема формирования объемно-календарного план-графика для управления строительством. После внесения калькуляций нормативов расхода можно быстро распланировать продолжительность и связи работ (представление в виде диаграммы Ганта). После чего автоматически сформировать планы потребностей материалов и ресурсов по выбранным стратегиям распределения.
Была доработана отраслевая система «1С:Управление строительной организации 8»:
- изменены документы по приходу и реализации товарно-материальных ценностей, что обеспечило быстрое формирование и заполнение документов;
- изменены механизмы формирования и учета платежных поручений для перечисления средств поименно на расчетные счета сотрудников;
- блок учета основных средств был доработан для учета комплектации на стадии состояния основного средства, как объекта внеоборотных активов.
Значительно изменены регламентные процедуры. Сейчас можно выполнить всю процедуру закрытия месяца и расчета себестоимости выполненных работ по всем видам учета «одной кнопкой».
В единый комплекс объединены отделы в головном офисе и все удаленные подразделения, обеспечена централизация и прозрачность всех данных. Автоматизированы десятки процессов – от планирования, бюджетирования и до финансового контроля. «Мы поставили перед собой стратегическую цель — оптимизировать издержки производства путем сокращения сроков строительства, увеличения производительности труда, — говорит Ирина Калиновская, заместитель генерального директора по экономике МРТС. — И, тем самым, добиться повышения конкурентоспособности нашей организации не только на российском, но и на зарубежном рынке».
Корпоративная информационная система финансово-экономического планирования и контроля позволяет получать качественную и достоверную аналитическую информацию о функционировании компании. Из системы точно и оперативно формируется периодическая (ежедневная, еженедельная, ежемесячная и др.) отчетность с детализацией по каждому объекту строительства. Руководство МРТС может оперативно видеть выполнение плана производства работ и затрат на производство. В результате появилась возможность в любой момент скорректировать любой процесс работы компании.
«Приоритетной задачей было калькулирование себестоимости по комплексу работ путем определения норм затраченных ресурсов на единицу выполняемых работ, — говорит Ирина Калиновская, заместитель генерального директора по экономике МРТС. — Расчет себестоимости и определение нормы рентабельности позволяют оперативно принимать решение об участии в тендерах, заранее прогнозировать инвестиции в проект, его себестоимость. Еще на этапе тендера мы можем определить нерентабельные проекты и отказаться от их реализации до подписания контракта».
Новая информационная система компании «Межрегионтрубопроводстрой» укрепила ее репутацию надежного подрядчика, отличающегося точностью инженерно-технических расчетов, высоким уровнем качества выполняемых работ и строгим соблюдением контрактных сроков.