||
Краткое описание

НИУ «Высшая школа экономики» совместно с компанией «Портал-Юг»  реализовала масштабный проект автоматизации учебного процесса университета. Новая система «HSE.Reg», специально разработанная для Вышки на базе 1С:Библиотеки Стандартных Подсистем (1С:БСП) , охватывает все этапы учебного процесса: от зачисления абитуриентов до проведения ГИА и формирования дипломов выпускников. 

«НИУ «Высшая школа экономики»
Заказчик

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»  —  федеральное государственное высшее учебное заведение. ВШЭ создана в 1992 году. Основной кампус находится в Москве, еще три — в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми.

1
Цели и задачи

Цели проекта:

  1. Совершенствовать процессы управления контингентом обучающихся.
  2. Совершенствовать процессы планирования, организации и контроля обучения.
  3. Сократить времяобработки и получения данных об обучающихся.
  4. Автоматизировать подготовку документов.
  5. Повысить степень достоверности обработки информации об обучающихся.
  6. Повысить степень защищенности информации.
  7. Повысить степень достоверности информации, необходимой для принятия управленческих решений.

В результате реализации проекта автоматизации руководством НИУ ВШЭ ставились следующие задачи:

  1. Создать единую, надежную и адаптивную к новым бизнес-задачам систему.
  2. Использовать при разработке отечественную платформу.
  3. Иметь возможности для развития и масштабируемости системы для расширения и подключения новых блоков.
2
Ситуация до старта проекта

В 2020 году в НИУ ВШЭ было принято стратегическое решение о переходе на новую систему учета образовательного процесса.

Образовательный процесс в ВШЭ ранее был автоматизирован на базе другой учетной системы, первая версия которой внедрялась в 2006 году и затем активно дорабатывалась. Поскольку со времени внедрения системы прошло уже больше 10 лет, ее дальнейшее развитие не могло осуществляться с необходимой для университета скоростью, а для реализации части требуемого функционала вообще требовались ее полная перестройка и кардинальное изменение принципов работы, заложенных в фундамент системы. Все это послужило стимулом к принятию решения о необходимости разработки новой системы на новом технологическом стеке, которая позволила бы удовлетворить запросы университета на развитие функционала, обеспечить необходимую скорость и надежность работы.

На начальном этапе, совместно с подрядчиком, была составлена дорожная карта проекта, которая предусматривала поэтапную автоматизацию ключевых участков учета образовательного процесса, а также этап пусконаладочных работ и опытную эксплуатацию системы.

Ввиду большого количества особенных для ВШЭ бизнес-процессов, высокой скорости внедряемых изменений и инноваций, было решено разрабатывать собственный программный продукт на базе платформы 1С. Это позволяло максимально учесть все потребности и нюансы автоматизации образовательного процесса в ВШЭ, такие как работа в условиях фактически 100% индивидуализации образовательного процесса и поддержка собственных образовательных стандартов НИУ ВШЭ.

Была разработана система на базе «1С:Предприятие», которая получила название «HSE.Reg».

3
Архитектура решения и масштаб проекта

В результате внедрения автоматизирован учебный процесс в НИУ ВШЭ.

VSE_Shema1.jpg

Функциональная схема архитектуры
Реализованы прямые интеграции с ключевыми сервисами НИУ ВШЭ:
  1. СЭД (Система электронного документооборота).
  2. Smart Point (Единый личный кабинет).
  3. Smart LMS (Система онлайн-поддержки учебного процесса).
  4. MDM (Master Data Management – система управления мастер данными).
  5. Сервис электронных ведомостей (СЭВ).
  6. Ярмарка проектов.
  7. Реестр дипломов.
  8. Миграционный учет.
  9. Бухгалтерско-кадровая система учета.

На текущий момент в системе работает 1000+ пользователей, что составляет 1000 типовых рабочих мест. Тестирование на производительность проводилось на 1500-3000 рабочих мест с перспективой дальнейшего развития системы.

VSE_Shema2.jpg

Прикладная схема архитектуры HSE.Reg (интеграции со сторонними системами)

Пояснения к схеме:

  • ФИС ФРДО — «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении».
  • СЭВ — Сервис электронных ведомостей, компонент цифровой экосистемы НИУ ВШЭ реализующий возможности учета, хранения и обработки результатов промежуточной аттестации обучающихся.
  • SmartLMS — Learning management system (LMS) — система управления учебным процессом. Образовательное пространство используется преподавателями для размещения материалов к занятиям, ведению рабочей ведомости, обмена сообщения со студентами, проведения тестирования для проверки полученных знаний промежуточного и итогового контроля, сдачи проектов и домашних заданий.
  • АСАВ — историческая система управления учебным процессом. 
  • БГУ — 1С:Бухгалтерия государственного учреждения.
  • 1С:Миграционный учет — это Модуль «Миграционный учет» для «1С:Предприятие 8». Для создания и заполнения бланков по учету иностранных граждан.
  • SmartReg ПК — модуль для учета Приемной кампании. На базе «1С:Предприятие 8».
  • SmartPlan — Сервис создания проектов учебных дисциплин и учебных планов (SmartPlan).
  • ФИС ФРДО — «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении».
  • СЭВ — Сервис электронных ведомостей, компонент цифровой экосистемы НИУ ВШЭ реализующий возможности учета, хранения и обработки результатов промежуточной аттестации обучающихся.
  • SmartLMS — Learning management system (LMS) — система управления учебным процессом. Образовательное пространство используется преподавателями для размещения материалов к занятиям, ведению рабочей ведомости, обмена сообщения со студентами, проведения тестирования для проверки полученных знаний промежуточного и итогового контроля, сдачи проектов и домашних заданий.
  • Вышка-ВРМ — система автоматизации процессов, включающая более 200 автоматизированных сервисов университета для научных и административных работников, преподавателей, студентов и участников конференций.
  • SmartReg ПК — модуль для учета приемной кампании. На базе «1С:Предприятие 8».
  • SmartPlan — Сервис создания проектов учебных дисциплин и учебных планов (SmartPlan).
4
Особенности и уникальность проекта
  1. Уникальный проект по внедрению корпоративной авторской системы по управлению учебным процессом на базе «1С:Библиотека стандартных подсистем».
  2. Широкий IT-ландшафт проекта. Внедряемая система была интегрирована со множеством других вспомогательных систем бизнеса. Ежедневно в систему загружается и выгружается порядка 70-100 тыс. разнообразных объектов.
  3. Невероятный масштаб проекта: 1000 пользователей, четыре филиала, огромный и разнообразный функционал, 65 000+ часов разработки и внедрения.
  4. Высокая ресурсоемкость новой системы: в корпоративной системе HSE.Reg ежедневно создается и обрабатывается свыше 200 документов, ведется учет 55 000+ студентов и аспирантов, анализируется множество разнообразных отчетов.
  5. Использование новейших технических методик разработки и тестирования: современная система версионирования (GIT), автоматический контроль качества кода (EDT+BSLLS+SonarQube), автоматическое тестирование по сценариям (СППР+Vanessa+Allure).
  6. Запуск выполнен при сохранении бесперебойного режима работы университета.

Александр Зимовец, начальник управления цифровизации образования «НИУ «Высшая школа экономики»

Не менее важным преимуществом HSE.Reg является ее современность и масштабируемость, как в части технических возможностей, так и в части дальнейшего развития и подключения смежных систем учета.

5
Результаты проекта

Ускорение получения управленческой отчетности

20%

Сокращение трудозатрат в подразделениях

15%

Сокращение операционных и административных расходов

10%

В результате реализации проекта НИУ ВШЭ получило современную систему управления на отечественной платформе «1С:Предприятие», с долгосрочной поддержкой разработчика. Система HSE.Reg совместима с ИТ-ландшафтом Университета и максимально покрывает и перекрывает функциональность прежней исторической системы. Сопровождение и развитие системы на данный момент производится штатными IT-специалистами НИУ ВШЭ.

Ключевые результаты проекта:

  1. В результате внедрения автоматизированы ключевые участки учета образовательного процесса: от зачисления студента до проведения ГИА и формирования дипломов;
  2. Реализованы прямые интеграции с ключевыми сервисами НИУ ВШЭ: ежедневно в систему загружается и выгружается порядка 70-100 тыс. объектов из более чем 15-ти вспомогательных учетных систем Университета.
  3. За счет усовершенствования системы валидации данных удалось снизить объем ошибок пользователей на 20%. Теперь вся справочная информация хранится в карточке студента, при выборе студента в приказе все данные в документе заполняются автоматически.
  4. Разработаны удобные маски ввода с проверкой на соответствие шаблонам (ИНН, СНИЛС, паспорта, автосклонение по падежам).
  5. Подключена поддержка законодательства РФ, которая ранее отсутствовала в прежней системе (поддержка гражданства, адресная система ФИАС).
  6. Ускорены на 15% ввод и обработка документов. Этому помогли прямая интеграция с системой «1С:Документооборот», удобное usability (фото персон, распределение обучающихся по менеджерам), повышение качества работы с приказами (общий журнал приказов с поиском и отборами, хранение истории приказов по студенту).
  7. Открытый код системы и гибкие возможности настройки функционала и прямых интеграций в перспективе позволят сократить расходы на сопровождение и обслуживание ИТ-инфраструктуры.
  8. Повышение степени достоверности и обработки информации позволило на 20% ускорить процесс формирования и получения регламентированной и управленческой отчетности.

Экономический эффект от внедрения:

  1. Сокращение трудозатрат в подразделениях — 15%.
  2. Ускорение получения управленческой отчетности — 20%.
  3. Ускорение получения регламентированной отчетности — 15%.
  4. Сокращение операционных и административных расходов — 10%.

Версия для печати
Вход для
партнеров
РАБОЧИХ МЕСТ
1
тыс
Компания Портал-Юг
Платформа
1С:Предприятие 8 ПРОФ
Апрель 2021 —
Центральный федеральный округ РФ
Эксперты фирмы «1С» и партнеров будут рады дать вам консультацию.
Задать вопрос по кейсу

БАЗЫ ЗНАНИЙ "ПРОФКЕЙС"

Отзывы заказчиков
Старший директор по цифровой трансформации «НИУ «Высшая школа экономики»
Дмитрий Павлович Бондарь
В качестве ключевого преимущества новой корпоративной системы отмечаем основное достоинство — единый технический стек на базе платформы «1С:Предприятие», т.к. в ВШЭ на этой платформе работает документооборот, приемная кампания, бухгалтерский учет, договоры и кадровая система. Благодаря этому достигается унификация административных процессов, в то время как раньше все участки велись в разных системах, работающих на разных технологиях. Это позволило сократить временные и финансовые расходы на сторонних подрядчиков, ввод и обработку данных в целом.
Публикации,
связанные
с проектом
Новости
15 ноября 2024
Новый онлайн-курс «Искусственный интеллект и 1С. Курс на основе решений от 1С-Рарус. Большие языковые модели и распознавание речи - инструменты для бизнеса»

Участники познакомятся с принципами работы и возможностями ИИ, практикой применения ИИ в профессиональной деятельности. Получат навыки использования ИИ из ПП на платформе «1С:Предприятие 8». Обучатся эффективным запросам к большим языковым моделям.

14 ноября 2024
Беларусь. Запуск нового сервиса «Беларусь. DriveBank»

Сервис обеспечивает прямой обмен электронными документами с банками Республики Беларусь.